Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: «Дополнение»
Цель: закрепить полученные знания о дополнении, учить находить дополнение в предложении.
Задачи:
Систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.
Повторить изученные орфограммы.
Создавать в учебном процессе условия, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к деятельности и самооценке.
- Регулятивные: умение формулировать вопрос (проблему) на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение, работать по плану.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь излагать свои мысли, умение договариваться и приходить к общему решению в группе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты: научатся находить дополнение в предложении.
Оборудование: интерактивная доска, подвеска, карточки со словами.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)
Ход урока:
1.Оргмомент. ( 2 мин.)
- Добрый день! Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. А с вами мы попробуем поздороваться сначала глазами, а теперь – локтями. Можете подходить друг к другу. Теперь улыбнемся и сядем тихонько за парты. Спинки у нас прямые.
-Откройте тетради, запишите число.
- Начинаем урок с чистописания. (3 мин.) слайд 1
3. Проверка знаний. «Мозговой штурм»
Составление кластера «Члены предложения» (5 мин.)
- На какие две группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные).
- Какие члены предложения мы относим к главным?
- Какие второстепенные члены вы знаете? (определение, обстоятельство, дополнение).
- С каким членом предложения вы познакомились на прошлом уроке?
- Что же мы знаем о дополнении?
- На какие вопросы отвечает дополнение? (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?)
4. Тема урока. Постановка цели урока (2 мин.)
Какую цель мы с вами сегодня поставим?
5.Актуализация знаний.(8 мин.)
СЛАЙД
-Вставьте подходящие имена существительные, используя картинки- подсказки. Прочитайте вслух.
Выпал беленький … (снежок),
Мягкий и пушистый,
Мы пойдём играть, дружок,
На снежок тот чистый!
Наваляемся в (снегу),
Чем мы не ( Снегурки).
Будем греться на бегу,
(Снег) залезет в бурки*!
С головы до ног в (снегу).
На штанах –( сосульки).
И уйти я не могу,
Радостно и Жульке!
Раз нырнёт в пушистый (снег),
С визгом громко лает.
Отряхнёт свой чёрный мех
И опять ныряет!
Прибежим мы все (домой),
Чтобы отогреться.
Хорошо, друзья, зимой:
Радуется (сердце)!
- Вы любите играть?
- В какие игры из снега вы любите играть?
-Запишем предложение. (Один у доски)
- Дети играют.
- О ком говорится в предложении? (о детях)
-Что делают дети? (играют).
-Какими членами предложения являются данные слова? (главными). Подчеркните грамматическую основу предложения, обозначьте часть речи.
-Известно во что играют дети? (нет)
-Дополним его нашими снежками. (прикрепляют снежки)
-Что изменилось? (стало известно, во что играют дети)
-Каким словом дополним? (снежки)- на доске прикрепляют слово.
- Какую часть речи обозначает слово снежки? (сущ.)
-От какого слова зададим вопрос к с существительному снежки.
-от глагола играют во что? (в снежки)
-На какой вопрос отвечает? (на вопрос дополнения)
-Что обозначает дополнение? (на какой предмет направлено действие)
-Значит, каким членом предложения будет это слово? (дополнением).
- Как будем находить в предложении ДОПОЛНЕНИЕ?
СЛАЙД
Найдем в предложении слово, обозначающее действие предмета.
2. Поставим от него вопросы косвенных падежей.
3. Найдем слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет. Это дополнение.
ФИЗМИНУТКА (2 МИН.)
4. Самоопределение к деятельности.
Работа в группах.(7 мин.)
Дополните предложения второстепенным членом –дополнениями, назовите вопросы, на которые они отвечают. Записаны предложения и нарисованы рисунки.
Проблема !!!
- Ребята, известно кого лепят дети? С чего катаются ребята? Что строят мальчики? На чем катаются девочки? Во что играют мальчики?
-Давайте дополним наши предложения.
- Подчеркните дополнения.
Дети лепят. (кого? снеговика)
Ребята катаются. ( с чего? с горки)
Мальчики строят. (что? крепость)
Девочки катаются. (на чем? на коньках)
Мальчишки играют. (во что? в хоккей)
-Прочитайте полученные предложения.
5. Решение проблемной задачи. (Слайд ). Обратимся к рубрике учебника «Давай подумаем».(7 мин.)
- Что мы знаем о таких словах как шоссе, пианино, пальто? Можно ли определить, каким членом предложения являются неизменяемые слова? Как это сделать? (поставить вопрос)
1. Коллективный разбор предложений по членам на доске и в тетрадях.
Эскимо растаяло. Машина мчалась по шоссе.
2.Чтение правила в учебнике на с.95
- Чему мы учились? (дополняли предложения второстепенными членами-дополнениями)
6. .Самостоятельное применение знаний с проверкой - стр. 110 упр. 3 (5 мин.)
Вам необходимо выписать из данного отрывка словосочетания, содержащие дополнения и слово от которого задается вопрос к дополнению, Не забывайте поставить их в нужную форму (используя окончания, которые вам здесь даны).
Сверьте правильность выполненной работы с экраном. Оцените свою работу (Светофор)
7.Домашнее задание : стр. 110, упр. 4. Правило!
8.Рефлексия. (3 мин.)
-Чему научились?
-Кто доволен своей работой?
- Какое задание было интересно выполнять?
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Оцените свое настроение (прикрепляют смайлики на доске).
4