Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Липецка
им. Героя Советского союза С.Г.Литаврина
Методическая разработка
урока ИЗО
5 класс
Тема: Древние образы в современных народных игрушках.
Символика цвета и формы
Разработал учитель:
Горячих Г.А.
Тип урока - комбинированный
Цель урока: Знакомство с дымковской игрушкой как ценностью русского народа.
Задачи:
Познакомить с символикой в народной игрушке.
Научиться выделять солярные знаки дымковской росписи (круги, овалы, прямые и волнистые линии, клетка, точки, горошки).
Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные приемы работы кистью, тычком.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета.
Задание: роспись макета в стиле дымковской игрушки.
Материалы: макет из картона, гуашь, кисти, тычки, ватные палочки.
Оборудование для учителя:
Компьютерная презентация.
Видеофильм «Дымковская игрушка».
Наглядные пособия: солярные знаки.
Коллекция глиняных игрушек: дымковская, романовская.
Игровые жетоны.
Литературный ряд: стихи В.Фофанов «Дымка».
Музыкальный ряд: русская народная музыка
План урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УРОКУ (2 мин,)
СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (5 мин.)
ИГРОВАЯ ВИКТОРИНА (8 мин.)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (20 мин.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВКА-ВЕРНИСАЖ (5 мин.)
Ход урока:
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УРОКУ (2мин,)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы перенесёмся на 4 столетия назад. Вы не ученики, а мастера игрушечники из Дымковской слободы, что стоит на реке Вятке. Мы с вами познакомимся с дымковской игрушкой, как носителем духовных ценностей русского народа.
Предлагаю вам послушать одну волшебную сказочную историю: (музыка)
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
А игрушки не простые, все волшебно расписные,
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду – удивительному чуду.
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке,
Поведем сейчас рассказ.
2. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (видео) (5 мин.)
Не на небе – на земле, жили народные умельцы в одном селе Дымково.. Жили не тужили, сказки сказывали, песни пели, чай пили, да игрушки из глины лепили. Много игрушек налепили. Глянешь – глаз не оторвать: веселые расписные, да разные: тут и барыни расфуфыренные, да кавалеры – щеголи, петухи расписные, козлики, барашки стоят не дыша – красуются. Словом красота, да и только. Промысел этот был семейным и передавался из поколения в поколение. Длинными зимними вечерами в избах зажигались лучины и за столом собиралась большая дружная семья. Дедушки и бабушки передавали свой опыт детям и внукам. Игрушки «рождались» в труде, мастера вкладывали в неё свою душу и умение и всегда учились у одного учителя – природы, поскольку работали с естественными материалами.
И лепили там из глины
Все игрушки непростые:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки полоски-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор…
3. ИГРОВАЯ ВИКТОРИНА (8 мин)
У нас сегодня за каждым столом собрались семьи разных мастеров. Задача каждой семьи - набрать наибольшее количество копеек, которые можно заработать правильными ответами и своими творческими работами.
Первое задание интеллектуальное.
Условие: не выкрикивать с места, отвечать только с поднятой рукой, не повторяться
Какие традиционные игрушечные промыслы вы знаете? (Каргопольская, Филимоновская, Богородицкая, Романовская, Дымковская, Семеновская)
Второе задание-видеоконкурс.
Я буду показывать игрушку, а вы должны назвать промысел и его отличительные особенности (показываются игрушки различных промыслов)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своею!
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
Давайте еще раз посмотрим на замечательные работы дымковских мастеров. (Презентация)
Игрушки и теперь называются ласково “дымкой”.
А теперь продолжение интеллектуального конкурса.
(На доску вывешиваются солярные знаки-символы)
Кружочки - солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни человека.
Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики – жилище. Линии – покой, воду.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Многоцветная раскраска в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор, состоящий из солярных знаков в виде клеток, полос, зигзагов, кружков.
Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, восприятие основных природных стихий – земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык.
Вопрос :
Основной фон игрушки - белый. В росписи используют яркие желтый и синий, малиново-красный и зеленый, черный. Яркие цвета дополняют мягкими приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета составляют палитру игрушек.
Няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, уточки, индюшки с индюшатами, петухи, олени, всадники на конях, скоморохи на свиньях, барыни с зонтиками и кавалеры.
Все что было близко человеку, что его окружало.
Женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли,
конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие,
различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для
матери-земли.
4.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (20 мин.)
А теперь творческое задание. Используя характерные для дымковского промысла цвета, солярные знаки, выполните макет в стиле дымковской игрушки. Оцениваться будет не индивидуальная работа, а коллективная работа каждой группы.
Приемы работы:
Большие круги выполняются тонкой кистью. Маленькие круги, горошки и точки выполняются тычками, ватными палочками.
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВКА-ВЕРНИСАЖ (5 мин.)
Вы все проявили себя настоящими мастерами. Давайте попросим наших гостей оценить работы каждой группы аплодисментами. Чьи работы получат самые громкие аплодисменты, те считаются победителями. Поставьте свои работы на столы, а сами встаньте позади своих работ лицом к нашим гостям.
Уважаемые гости оцените работы 1-ой группы.
2-ой группы, 3-ей группы. Спасибо большое.
Вы меня поставили в трудное положение. Все группы поработали на отлично.
Вопрос:
(Отвечают дети)
Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек,
многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в
культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее
магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то,
что составляет духовную ценность народной игрушки – гармоничное
ощущение радости труда и красоты.
А ребенок не только играл и играет народными игрушками, но и
стремится сделать их самостоятельно. Поэтому чрезвычайно важно для нас сберечь историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.