СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия по теме «Причастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия по теме «Причастие»»

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие»

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №2» г. Рославля

Ботолиной Ириной Владимировной


Аннотация


Данный урок русского языка разработан для проведения в 7 классе.

Тема урока «Причастие».

Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Форма проведенияурок-экскурсия.

Структура урока следующая:

  • организационная часть;

  • повторение изученного;

  • закрепление;

  • рефлексия;

  • инструкция по выполнению домашнего задания

Чтобы вызвать интерес к этой важной теме, на уроке использован краеведческий материал об истории города Рославля, литературное краеведение (знакомство с творчеством рославльской поэтессы

Т. Баклановой (стихотворение «Мой город»). При подготовке к уроку использовались фотографии, специально сделанные для презентации. Поддержанию интереса к изучаемому материалу способствуют различные виды работы: комментированное письмо, работа в парах, групповая и индивидуальная работа. Немаловажное значение имеют настрой на деятельность, создание возможности высказать свое мнение, создание ситуации « успешности».

На уроке использованы словесный, наглядный и аналитический методы обучения , рефлексия проведена в форме беседы и диалога.


Тема урока: «Причастие»


Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Форма проведения – урок-экскурсия.

Цели урока:              

     Образовательные:

  • формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):

  •  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

  •  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  •  формировать логические умения;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  •  развивать умение формулировать проблему;

  • развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;

  • воспитание любви к родному краю;

  • воспитывать уважительное отношение к слову;

  • развивать коммуникативные УУД:

  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.









Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- умение использовать причастия при составлении текстов.

2) метапредметные: 

- умение формулировать цель деятельности;

- умение планировать последовательность действий;

- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- умение владеть всеми видами речевой деятельности;

 

Оборудование: проектор , компьютер, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Межпредметные связи: история, литературное краеведение.





























ХОД УРОКА


1. Организационная часть

Учитель.

Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть вас всех, вы рады видеть друг друга .А когда мы все вместе,

все у нас получится. Садитесь.

Начнем урок. Звучит песня.


2.Мотивация к учебной деятельности

Согласитесь, необычное начало. И урок у нас сегодня необычный. Я приглашаю вас на заочную экскурсию.

Посетить нам предстоит город Рославль. Мы с вами совершим это путешествие с образовательной целью.

3.Сообщение темы урока, постановка целей

Во время экскурсии сопровождать нас будет причастие. Как вы думаете, какими будут цели нашего урока? повторение изученного по теме «Причастие» (понятие как о части речи, разрядах, изменении, морфологических и синтаксических особенностях, развитие умений отличать причастия от других частей речи, использовать

в письменной и устной речи)


В течение нашего урока-экскурсии каждый из вас получит возможность, принять участие как в коллективной, так и в индивидуально-групповой работе.

Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательным и

работать очень старательно? (Чтобы хорошо написать контрольный

диктант, чтобы еще раз поработать над сложными моментами темы,

повысить уровень знаний)


Прежде, чем мы начнем экскурсию, я хочу познакомить вас со

стихотворением нашей рославльской поэтессы Т. Баклановой,

в котором она признается в любви к своему родному городу.

Как на ладони город перед нами –

Своею древней славою он горд.

Березы нас приветствуют ветвями,

Каштан в свечах, как юбилейный торт.

Смоленска брат, размашистый и рослый,

стоит в веках - серьезен он и строг.

Не пересохнет реками мой Рославль,

Не отшумит садами у дорог.

Он учит нас великому терпенью.

Врага иль друга – встретит, не проспит.

За поколением шагали поколенья,

Но жизни кубок полон, не испит.

Дела вершат и маленький, и взрослый.

Здесь праздники и будни – пополам.

Пою тебе признание, мой Рославль,

С тобой вовек не разминуться нам !


Я думаю, послушав это стихотворение, вы уже поняли, что Рославль-прекрасный древний город со своей удивительной историей.

1.Актуализация знаний учащихся по теме « Причастие»

Я думаю, что нужно вспомнить теоретический материал по теме «Причастие»

Расскажите о причастии как о части речи.

4.Работа по теме урока

Прием «Верно-неверно».

Я думаю, что теоретический материал все усвоили хорошо. А чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете теорию, проведем мини-тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте +, нет -.

1.Причастие обозначает признак предмета ----

2.Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени ---

3.Непостоянные признаки причастия – это род, падеж, число +

4.Словосочетание синеющая даль состоит из причастия и существительного +

5.Причастия имеют признаки глагола: спряжение и вид ----

6.Причастия образуются суффиксальным способом +

7. В предложении причастия выполняют роль определения ---

Работа в парах

Сейчас вы поменяетесь тетрадями и, проверив, оцените работу соседа. Затем я прочитаю ответы. Встаньте, кто получил «4» и «5». Очень хорошие результаты.


Итак, начинаем нашу экскурсию.

Мы находимся с вами на Бурцевой горе. Именно она и считается местом зарождения города Рославля. (слайд «Бурцева гора». Текст № 1).



Чтобы узнать историю возникновения города вы должны будете восстановить текст, записав на месте пропусков причастия. Их нужно образовать от данных глаголов и согласовать с определяемым словом.






Город возник на Бурцевой горе - небольшом, но сильно--- (выделяться -ДПНВ) холме посреди современного Рославля. Здесь находилась крепость, ---- (состоит - ДПНВ) из земляных валов и частокола. Название города связывают с именем его основателя - Смоленского князя Ростислава Мстиславича,---- (править - ДППВ) в Смоленске в 1125-1159 годах.

Какие причастия мы должны образовать?

Давайте вспомним, как образуются ДПНВ? А ДППВ?

Запишите восстановленный текст в тетрадь.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Какое еще правило необходимо вспомнить, чтобы правильно написать эти причастия?

А о каких причастиях мы еще не говорили?

Вспомните правила их образования.

Продолжаем нашу экскурсию.


Следующая остановка в нашей экскурсии – Спасо –Преображенский монастырь. (слайд «Спасо -Преображенский монастырь». Текст № 2).




Спасо-Преображенский мужской монастырь основан приблизительно в середине XVI века. Он сильно пострадал во время нашествия поляков 1611года, но затем был восстановлен. Существующая архитектура относится к XIX веку постройки. Комплекс окружён невысокими

стенами с глухими башенками. К настоящему времени почти всё отреставрировано, территория облагорожена.


Назовите причастия, встретившиеся в этом тексте.

Что вы можете сказать о них?

Выполните синтаксический разбор предложения.


Любой город начинается с вокзала. Поспешим и мы туда.

( Слайд «Железнодорожный вокзал ». Текст № 3).


До сих пор людей приезжающих в Рославль по железной дороге встречает вокзал практически не изменивший свой облик со времен постройки в конце девятнадцатого века.


Орфографическая зоркость « Найди ошибку»

Все ли вас устраивает в этом тексте ? Нет ли здесь ошибок? Запишите текст, объясните графически пунктуацию в данном предложении.

Наша образовательная экскурсия подошла к концу.

Любите свой родной край , изучайте его историю. И как бы далеко вы не уехали , пусть вам захочется сюда вернуться.

5.Рефлексия.

А сейчас поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Я буду вам вручать талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о + и – своей работы на уроке.

Я поняла, что …

Я хочу

Мне необходимо …

Мне понравилось, что …

6.Сообщение домашнего задания.

Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.

  1. На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия: http://www.gramota.ru

2.Составить тест по изученному материалу темы «Причастие»

Литература:

      1. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011 год.

       2.Уроки русского языка с применением ИКТ. 7-8 классы. Метод. пособие с электрон. приложением/Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.

       3.Русский язык . 7 класс. Интерактивные дидактические материалы/Авт.-сост. О. Г. Скоробогатова. – М.:Планета, 2012.

       4.  Контрольно – измерительные материалы «Русский язык» 7 класс/ Авт. –сост. И.И. Карпова –М.: Вако, 2013