Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие»
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа №2» г. Рославля
Ботолиной Ириной Владимировной
Аннотация
Данный урок русского языка разработан для проведения в 7 классе.
Тема урока «Причастие».
Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма проведения – урок-экскурсия.
Структура урока следующая:
Чтобы вызвать интерес к этой важной теме, на уроке использован краеведческий материал об истории города Рославля, литературное краеведение (знакомство с творчеством рославльской поэтессы
Т. Баклановой (стихотворение «Мой город»). При подготовке к уроку использовались фотографии, специально сделанные для презентации. Поддержанию интереса к изучаемому материалу способствуют различные виды работы: комментированное письмо, работа в парах, групповая и индивидуальная работа. Немаловажное значение имеют настрой на деятельность, создание возможности высказать свое мнение, создание ситуации « успешности».
На уроке использованы словесный, наглядный и аналитический методы обучения , рефлексия проведена в форме беседы и диалога.
Тема урока: «Причастие»
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Форма проведения – урок-экскурсия.
Цели урока:
Образовательные:
формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
развивать умение формулировать определение понятий;
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществлять системно-деятельностный подход;
развивать критическое мышление;
формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развивать творческие, речевые способности учащихся;
формировать логические умения;
развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развивать умение формулировать проблему;
развивать умение работать в группах, парах.
Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
воспитание любви к родному краю;
воспитывать уважительное отношение к слову;
развивать коммуникативные УУД:
создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- умение использовать причастия при составлении текстов.
2) метапредметные:
- умение формулировать цель деятельности;
- умение планировать последовательность действий;
- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- умение владеть всеми видами речевой деятельности;
Оборудование: проектор , компьютер, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Межпредметные связи: история, литературное краеведение.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
Учитель.
Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас всех, вы рады видеть друг друга .А когда мы все вместе,
все у нас получится. Садитесь.
Начнем урок. Звучит песня.
2.Мотивация к учебной деятельности
Согласитесь, необычное начало. И урок у нас сегодня необычный. Я приглашаю вас на заочную экскурсию.
Посетить нам предстоит город Рославль. Мы с вами совершим это путешествие с образовательной целью.
3.Сообщение темы урока, постановка целей
Во время экскурсии сопровождать нас будет причастие. Как вы думаете, какими будут цели нашего урока? повторение изученного по теме «Причастие» (понятие как о части речи, разрядах, изменении, морфологических и синтаксических особенностях, развитие умений отличать причастия от других частей речи, использовать
в письменной и устной речи)
В течение нашего урока-экскурсии каждый из вас получит возможность, принять участие как в коллективной, так и в индивидуально-групповой работе.
Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательным и
работать очень старательно? (Чтобы хорошо написать контрольный
диктант, чтобы еще раз поработать над сложными моментами темы,
повысить уровень знаний)
Прежде, чем мы начнем экскурсию, я хочу познакомить вас со
стихотворением нашей рославльской поэтессы Т. Баклановой,
в котором она признается в любви к своему родному городу.
Как на ладони город перед нами –
Своею древней славою он горд.
Березы нас приветствуют ветвями,
Каштан в свечах, как юбилейный торт.
Смоленска брат, размашистый и рослый,
стоит в веках - серьезен он и строг.
Не пересохнет реками мой Рославль,
Не отшумит садами у дорог.
Он учит нас великому терпенью.
Врага иль друга – встретит, не проспит.
За поколением шагали поколенья,
Но жизни кубок полон, не испит.
Дела вершат и маленький, и взрослый.
Здесь праздники и будни – пополам.
Пою тебе признание, мой Рославль,
С тобой вовек не разминуться нам !
Я думаю, послушав это стихотворение, вы уже поняли, что Рославль-прекрасный древний город со своей удивительной историей.
1.Актуализация знаний учащихся по теме « Причастие»
Я думаю, что нужно вспомнить теоретический материал по теме «Причастие»
Расскажите о причастии как о части речи.
4.Работа по теме урока
Прием «Верно-неверно».
Я думаю, что теоретический материал все усвоили хорошо. А чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете теорию, проведем мини-тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте +, нет -.
1.Причастие обозначает признак предмета ----
2.Причастия бывают настоящего, прошедшего и будущего времени ---
3.Непостоянные признаки причастия – это род, падеж, число +
4.Словосочетание синеющая даль состоит из причастия и существительного +
5.Причастия имеют признаки глагола: спряжение и вид ----
6.Причастия образуются суффиксальным способом +
7. В предложении причастия выполняют роль определения ---
Работа в парах
Сейчас вы поменяетесь тетрадями и, проверив, оцените работу соседа. Затем я прочитаю ответы. Встаньте, кто получил «4» и «5». Очень хорошие результаты.
Итак, начинаем нашу экскурсию.
Мы находимся с вами на Бурцевой горе. Именно она и считается местом зарождения города Рославля. (слайд «Бурцева гора». Текст № 1).
Чтобы узнать историю возникновения города вы должны будете восстановить текст, записав на месте пропусков причастия. Их нужно образовать от данных глаголов и согласовать с определяемым словом.
Город возник на Бурцевой горе - небольшом, но сильно--- (выделяться -ДПНВ) холме посреди современного Рославля. Здесь находилась крепость, ---- (состоит - ДПНВ) из земляных валов и частокола. Название города связывают с именем его основателя - Смоленского князя Ростислава Мстиславича,---- (править - ДППВ) в Смоленске в 1125-1159 годах.
Какие причастия мы должны образовать?
Давайте вспомним, как образуются ДПНВ? А ДППВ?
Запишите восстановленный текст в тетрадь.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Какое еще правило необходимо вспомнить, чтобы правильно написать эти причастия?
А о каких причастиях мы еще не говорили?
Вспомните правила их образования.
Продолжаем нашу экскурсию.
Следующая остановка в нашей экскурсии – Спасо –Преображенский монастырь. (слайд «Спасо -Преображенский монастырь». Текст № 2).
Спасо-Преображенский мужской монастырь основан приблизительно в середине XVI века. Он сильно пострадал во время нашествия поляков 1611года, но затем был восстановлен. Существующая архитектура относится к XIX веку постройки. Комплекс окружён невысокими
стенами с глухими башенками. К настоящему времени почти всё отреставрировано, территория облагорожена.
Назовите причастия, встретившиеся в этом тексте.
Что вы можете сказать о них?
Выполните синтаксический разбор предложения.
Любой город начинается с вокзала. Поспешим и мы туда.
( Слайд «Железнодорожный вокзал ». Текст № 3).
До сих пор людей приезжающих в Рославль по железной дороге встречает вокзал практически не изменивший свой облик со времен постройки в конце девятнадцатого века.
Орфографическая зоркость « Найди ошибку»
Все ли вас устраивает в этом тексте ? Нет ли здесь ошибок? Запишите текст, объясните графически пунктуацию в данном предложении.
Наша образовательная экскурсия подошла к концу.
Любите свой родной край , изучайте его историю. И как бы далеко вы не уехали , пусть вам захочется сюда вернуться.
5.Рефлексия.
А сейчас поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Я буду вам вручать талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о + и – своей работы на уроке.
Я поняла, что …
Я хочу
Мне необходимо …
Мне понравилось, что …
6.Сообщение домашнего задания.
Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.
На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия: http://www.gramota.ru
2.Составить тест по изученному материалу темы «Причастие»
Литература:
1. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011 год.
2.Уроки русского языка с применением ИКТ. 7-8 классы. Метод. пособие с электрон. приложением/Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.
3.Русский язык . 7 класс. Интерактивные дидактические материалы/Авт.-сост. О. Г. Скоробогатова. – М.:Планета, 2012.
4. Контрольно – измерительные материалы «Русский язык» 7 класс/ Авт. –сост. И.И. Карпова –М.: Вако, 2013