1. Орг. момент | Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень, С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван тянулся к югу: Приближалась довольно поздняя пора; Стоял ноябрь уж у двора. О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? -Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев. Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь. 1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ 2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ. 3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И МЕТЕТ. -Молодцы, все абсолютно верно! | Дети слушают стихотворение. -В стихотворении А.С.Пушкина говорится об осени. -Сентябрь. -Октябрь. -Ноябрь. |
3. Основной этап | -Ребята, давайте проследим с вами за изменениями в неживой природе. Все результаты вы будете записывать в свои блокноты. -Что мы можем сказать с вами про осеннее солнышко? - Посмотрите на небо, какого оно цвета? Какие облака мы можем видеть с вами чаще всего осенью? -А что мы можем сказать про ветер, какой он? -Внимательно пронаблюдав изменения в природе, какие общие признаки осени вы можете назвать? -Отлично, молодцы! Но ведь с изменениями в неживой природе также происходят изменения в живой природе. -Какие изменения мы наблюдаем у растений? -Скажите, а у всех ли деревьев листва опадает и меняет цвет? -Правильно, ведь хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, и им почти не грозит опасность засохнуть. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться. -Ребята, а что мы можем сказать про кустарники и травянистые растения? Отлично, давайте теперь разделимся с вами на 3 группы и проведем небольшую исследовательскую работу. Результаты вы будете записывать в карточки, которые я вам раздам. 1 группа – изучает и фиксирует изменения деревьев ( осина и клён) по следующему плану: а) Название дерева; б) Окраска листьев, что общего, чем отличается; в) Цвет коры, наличие трещин; г) Наличие плодов и семян. 2 группа – изучает и фиксирует изменения деревьев ( рябина и береза) по следующему плану: а) Название дерева; б) Окраска листьев, что общего, чем отличается; в) Цвет коры, наличие трещин; г) Наличие плодов и семян. 3 группа – изучает и фиксирует изменения кустарников (шиповник) по следующему плану: а) название; б) окраска листьев; в) Наличие цветов, плодов и семян. -Молодцы, вы отлично потрудились! Все результаты наблюдений мы с вами обсудим в конце экскурсии. - Ребята, а что вы можете сказать про птиц, много ли птичек мы с вами встретили? -Поют ли они сейчас так же, как летом? Каких они были размеров? -Ребята, а все ли птички остаются зимовать? А как называют таких птиц? -А теперь дайте снова разделимся с вами на группы и понаблюдаем за птичками. Результаты оформим в виде таблицы, результаты будем помечать словами. Характеристика | Название птицы | 1.Размер | | 2. как передвигается | | 3. активность | | 4. чем питается | | 1 группа – наблюдает за воробьем 2 группа – наблюдает за синицей 3 группа – наблюдает за галкой - Ребята, скажите, а каких насекомых мы сегодня видели? Давайте посмотрим по атласу-определю. - Где в основном мы встречали с вами насекомых? Правильно, ведь осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму. -Ребята, скажите, а какие изменения, связанные с изменениями в неживой природе происходят у животных? - Молодцы, абсолютно верно. Мыши ,например, собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Некоторые звери осенью усиленно питаются и накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Медведь усиленно питается и жиреет и ложится в спячку. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая, которая согревает с наступлением холодного времени. -Итак, анализируя свои наблюдения, что вы можете сказать об изменениях в природе осенью? Какую связь мы можем проследить? | -Солнышко светит так же как и летом, но уже чуть меньше греет. -Небо голубого цвета, сегодня ясно. Чаще сего осенью преобладают кучевые облака. -Сегодня ветер холодный, но не сильный. -Осенью листья меняют цвет, становится холоднее, идут дожди, начинается листопад. - У деревьев листья меняют цвет, начинают опадать. -Нет, у хвойных деревьев иголки не осыпаются и остаются зелеными. (Слушают объяснения учителя). -У кустарников как и у деревьев опадают листья, некоторые начинают цвести. Травянистые растения становятся ниже, желтеют. Ученики делятся на группы и проводят наблюдение по плану, фиксируя результаты в карточки в виде таблицы. Например: - Мы встретили в основном воробьев, сороку, синиц. -Птички не поют так как летом, они становятся пушистее. -Нет, некоторые птицы улетают, их называют перелётными. Ученики наблюдают за птицами и фиксируют результаты в таблицу. -Ученики с помощью атласа-определителя узнают названия насекомых. - мы встречали насекомых в коре деревьев, под листьями. -Животные начинают линять, многие запасают корм на зиму, ложатся в спячку. (Слушают дополнительный рассказ учителя). - Погода становится холоднее, из-за этого листья изменяют цвет и начинается листопад. Многие растения плодоносят и животные запасают корм на зиму. Птицы улетают в теплые края. |