СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "В гости к осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление осенних явлений в живой и неживой природе на основе наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "В гости к осени"»

Урок-экскурсия «В гости к осени»
2 класс, УМК « Школа России» Плешаков

Цель: выявлять осенние явления в живой и неживой природе на основе наблюдения, формирование представления об осени как о времени года, уметь устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Планируемые УУД:
Предметные: уметь наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязь между ними, определять природные объекты, научиться определять признаки осени, названия осенних месяцев, наблюдать явления природы осенью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учеб. Деятельности, использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, уважительно относиться к тому, что тебя окружает, беречь  природу родного края.

Оборудование: блокноты и ручки, дидактический материал, атлас-определитель, план фиксации наблюдений, коробка или пакет для сбора природных материалов.

Маршрут: корпус 2А, главное здание БГУ, здание ФПиП и ФФК, роща Соловьи – место проведения экскурсии.

Инструктаж по ТБ: 1. Не ломать живые ветки деревьев и кустарников. 2. Не рвать красивоцветущие травы. 3. Не уничтожать грибы, даже если они несъедобны с точки зрения людей: ими питаются лесные животные. 4. Не разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. 5. Нельзя разжигать костёр: может случиться пожар. 6. Нельзя приносить домой диких животных, они не могут жить в не воле. 7. Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям. 8. Нельзя обрывать паутину и убивать пауков.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина?

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев. Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И МЕТЕТ.

-Молодцы, все абсолютно верно!

Дети слушают стихотворение.










-В стихотворении А.С.Пушкина говорится об осени.




-Сентябрь.


-Октябрь.


-Ноябрь.

2. Постановка темы, целей

Мы пришли в удивительный природный мир, который называется…

– Что необычного вы видите?

- Как вы думаете, для чего мы с вами пришли сегодня в рощу? За какими явлениями мы будем наблюдать?

- Роща.

- Много деревьев и кустарников, на них листья в разноцветной окраске.

-Мы будем наблюдать явления, которые происходят осенью и определять главные признаки осени.

3. Основной этап

-Ребята, давайте проследим с вами за изменениями в неживой природе. Все результаты вы будете записывать в свои блокноты.
-Что мы можем сказать с вами про осеннее солнышко?
- Посмотрите на небо, какого оно цвета? Какие облака мы можем видеть с вами чаще всего осенью?
-А что мы можем сказать про ветер, какой он?
-Внимательно пронаблюдав изменения в природе, какие общие признаки осени вы можете назвать?

-Отлично, молодцы! Но ведь с изменениями в неживой природе также происходят изменения в живой природе.

-Какие изменения мы наблюдаем у растений?

-Скажите, а у всех ли деревьев листва опадает и меняет цвет?
-Правильно, ведь хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, и им почти не грозит опасность засохнуть. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться.
-Ребята, а что мы можем сказать про кустарники и травянистые растения?


Отлично, давайте теперь разделимся с вами на 3 группы и проведем небольшую исследовательскую работу. Результаты вы будете записывать в карточки, которые я вам раздам.
1 группа – изучает и фиксирует изменения деревьев ( осина и клён) по следующему плану:
а) Название дерева;
б) Окраска листьев, что общего, чем отличается;
в) Цвет коры, наличие трещин;
г) Наличие плодов и семян.
2 группа – изучает и фиксирует изменения деревьев ( рябина и береза) по следующему плану:
а) Название дерева;
б) Окраска листьев, что общего, чем отличается;
в) Цвет коры, наличие трещин;
г) Наличие плодов и семян.
3 группа – изучает и фиксирует изменения кустарников (шиповник) по следующему плану:
а) название;
б) окраска листьев;
в) Наличие цветов, плодов и семян.

-Молодцы, вы отлично потрудились! Все результаты наблюдений мы с вами обсудим в конце экскурсии.
- Ребята, а что вы можете сказать про птиц, много ли птичек мы с вами встретили?
-Поют ли они сейчас так же, как летом? Каких они были размеров?
-Ребята, а все ли птички остаются зимовать? А как называют таких птиц?
-А теперь дайте снова разделимся с вами на группы и понаблюдаем за птичками. Результаты оформим в виде таблицы, результаты будем помечать словами.

Характеристика

Название птицы

1.Размер


2. как передвигается


3. активность


4. чем питается


1 группа – наблюдает за воробьем
2 группа – наблюдает за синицей
3 группа – наблюдает за галкой

- Ребята, скажите, а каких насекомых мы сегодня видели? Давайте посмотрим по атласу-определю.
- Где в основном мы встречали с вами насекомых?
Правильно, ведь осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.
-Ребята, скажите, а какие изменения, связанные с изменениями в неживой природе происходят у животных?

- Молодцы, абсолютно верно. Мыши ,например, собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. 

Некоторые звери осенью усиленно питаются и  накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Медведь усиленно питается и жиреет и ложится в спячку. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая, которая согревает с наступлением холодного времени.

-Итак, анализируя свои наблюдения, что вы можете сказать об изменениях в природе осенью? Какую связь мы можем проследить?




-Солнышко светит так же как и летом, но уже чуть меньше греет.
-Небо голубого цвета, сегодня ясно. Чаще сего осенью преобладают кучевые облака.

-Сегодня ветер холодный, но не сильный.


-Осенью листья меняют цвет, становится холоднее, идут дожди, начинается листопад.
- У деревьев листья меняют цвет, начинают опадать.
-Нет, у хвойных деревьев иголки не осыпаются и остаются зелеными.
(Слушают объяснения учителя).


-У кустарников как и у деревьев опадают листья, некоторые начинают цвести. Травянистые растения становятся ниже, желтеют.




Ученики делятся на группы и проводят наблюдение по плану, фиксируя результаты в карточки в виде таблицы.
Например:

Признак

Осина

Клен




















- Мы встретили в основном воробьев, сороку, синиц.
-Птички не поют так как летом, они становятся пушистее.
-Нет, некоторые птицы улетают, их называют перелётными.




Ученики наблюдают за птицами и фиксируют результаты в таблицу.





-Ученики с помощью атласа-определителя узнают названия насекомых.
- мы встречали насекомых в коре деревьев, под листьями.



-Животные начинают линять, многие запасают корм на зиму, ложатся в спячку.
(Слушают дополнительный рассказ учителя).









- Погода становится холоднее, из-за этого листья изменяют цвет и начинается листопад. Многие растения плодоносят и животные запасают корм на зиму. Птицы улетают в теплые края.

4. Этап закрепления

- Итак, давайте еще раз вспомним о каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
-Правильно, недаром в народе говорят: Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Экологическая минутка
- Дети, скажите, хватает ли птичкам пищи? Как мы можем помочь им в холодные времена?

-А какую помощь мы можем оказать растениям?

- Мы говорили о погоде, листопаде.

- Животные запасают корм на зиму, накапливают жир. Птицы улетают в теплые края.


- Птичкам не всегда хватает корма. Мы можем сделать для них кормушки и покармливать птиц.
-Мы можем утеплять кору растений листьями.

5. Итог урока. Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие в удивительный природный мир, название которому – роща. Интересно вам было? Всем ли правилам поведения в роще вы следовали, не обидели ли вы её жителей?

- Молодцы! Скажем спасибо нашей роще и пожелаем ей спокойно перезимовать.

- Нам все понравилось, мы соблюдали все правила поведения.