СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок-экскурсия в школьный историко - краеведческий музей"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

Просмотр содержимого документа
«"Урок-экскурсия в школьный историко - краеведческий музей"»

Конспект урока «Храним память предков»


Тема урока: «Храним память предков»

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок – экскурсия

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Место проведения: школьный историко –краеведческий музей.

1. Образовательные: Сформировать представление об истории школы как неотъемлимой части истории родного края, углубить знания учащихся по данной теме.

2. Развивающие: Способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.

3. Воспитательные: Создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и край.

Основные понятия и термины: «Музей», «краеведение», «экспозиция»

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, дневник путешественника, рабочие листы.



Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1) (2 минуты)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа дня?

22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война. 716 дней на Калужской земле шли бои за свободу и независимость. За годы войны было призвано 175,5 тыс. человек. Домой не вернулось примерно 80% новобранцев. Более 200 (двумстам) жителям и уроженцам Калужской земли за подвиги было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

- Чтоб окунуться в прошлое, не надо

Машину времени, поверь, изобретать.

Переступи порог в музея залы,

И кажется — как будто время вспять.

- Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам нашего школьного историко -краеведческого музея. (слайд 2) Во время путешествия вспомним и познакомимся с новыми музейными терминами, которые нужно запомнить и понять их, так как эти понятия пригодятся нам во время заполнения кроссворда.

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

- Вы знаете, чему посвящён наш музей? (славным годам ВОв на территории Кировского района) и, в частности, в д. Малая Песочня и близлежащих деревень (д. Покров, д. Косичино, д. Большие Желтоухи, д. Малые Желтоухи).

_ Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Откройте свои дневники путешественника, заполните эпоху, тему и дату нашего дня. (Слайд 3)



-Но для того, чтобы отправиться на экскурсию, нам нужно провести небольшую словарную работу и познакомиться с историей деревни Малая Песочня и историей нашей школы.

- Найдите первое задание нашего урока. Вам нужно соединить термин и его определение. (Проверка слайд 4)


«Музей» -


полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.



«Краеведение» -

демонстрация музейных предметов в соответствии с темой, разработанной на основе профильных дисциплин и профиля музея.




«Экспозиция» -

учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.


  1. Изучение нового материала. (25 минут)

- Переходим к знакомству с историей нашей деревни и школы. Для самостоятельного изучения у вас в дневниках путешественника дана информация о д. Малая Песочня. Внимательно изучите её.

Первые упоминания о населенных пунктах поселения относятся к 18 веку, временам правления Екатерины 2 и входили в Жиздринский уезд Калужской губернии. На картах 1782 года все населенные пункты сельского поселения были обозначены как «Желтоухи». 

В 19 веке населенные пункты обрели свои названия, которые просуществовали до настоящего времени. Населенные  пункты разрастались, и согласно спискам населенных мест Российской Империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел от 1863 года  на территории  в 188 домовладениях проживало  832 мужчины и 841 женщина. 

К 1914 году на территории уже проживало 1139 мужчин и 1101 женщина. Населенные пункты развивались и в 1906 году помещица Пелагея Афанасьевна Сычевская начинает строить церковь в сельце Покровское. Техническую ответственность за строительство принял на себя инженер-технолог, дворянин Николай Петрович Зарин . 29 мая 1906 г. Калужский епископ утвердил решение о строительстве храма. Сначала за постройкой храма следил директор чугунно-литейного завода, инженер-технолог Павел Иванович Томинский, но после национализации завода в 1918 г. и отъезда Томинского из Песочни, техническое состояние храма свидетельствовали председатель заводоуправления фаянсовой фабрики Алексей Сергеевич Лапушкин в коллегии с членами строительного комитета Д. В. Спиридоновым, Ф. Новиковым, Т. Ромахиным. Храм  в с. Покров был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы  29 сентября 1919 г. и практически до начала Великой Отечественной войны в нем проходили службы. К сожалению храм не сохранился, в 1941 году он был уничтожен фашистами.

Особую страницу сельского поселения «Деревня Малая Песочня» занимает Великая Отечественная война. Наше поселение, как и множество населенных пунктов Кировского района были оккупированы в ноябре 1941 года. После освобождения г.Кирова 11 января 1942 года образовался «Кировский выступ», а линия фронта разделила сельское поселение. В с.Покров находились части Красной Армии, вся остальная территория была оккупирована фашистами. В это же время в  районе : д.Косичино, д.Большие Желтоухи ,д.Малые Желтоухи действовали Бутчинский, Бытошский  и Косеватский  партизанские отряды, которые образовали «Кировский коридор» в феврале-июне 1942 года , сыгравший  большую роль в развитии партизанского движения. Полтора года , до сентября 1943 на территории  велись боевые действия.  9 сентября 1943 года Малая Песочня  и другие населенные пункты поселения были освобождены.

Много наших земляков совершили подвиги в годы Великой Отечественной войны. Танкист ст. л-нт Алешкин Алексей Степанович  уроженец д. Большие Желтоухи  22.04.1945 года первым ворвался в г.Берлин , при этом уничтожал фашистов из орудия своего танка. В этом бою он погиб. Командованием он был посмертно представлен  к званию Героя Советского Союза. Но, к сожалению был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

История школы. (Сопровождается показом слайдов 5-10)

- А теперь мы разделимся на 2 группы (по 7 человек). У каждой группы будет свой экскурсовод. С собой мы берём наши дневники путешественника и ручки.

- Первая группа отправляется с экскурсоводом 1 на 2 этаж в холл («Кировский выступ», карта событий 1941 – 1943 г.). Вторая группа с экскурсоводом 2 остаётся в кабинете истории (Комната – музей, посвящённую жителям д. М. Песочня и близлежащих деревень, принимавшим участие в ВОв и ковавшим Победу). Затем группы меняются локациями, каждая группа при смене проходит через галерею славы.)



Экскурсовод 1:

Зал посвящен «Кировскому выступу» (январь 1942 – сентябрь 1943гг), сыгравшему

неоценимую роль в Победе над фашизмом. Здесь размещаются экспозиция - карта «Кировский выступ» (изображенная на стене акриловыми красками) и настенное панно для фотографий, буклетов, рисунков и других творческих продуктов, выполненных школьниками. В зале установлен флагшток. Данное пространство предназначено для проведения торжественных мероприятий, посвященных памятным датам, для размещения передвижных выставок, для еженедельного

поднятия и спуска флага РФ, а также для размещения детских работ.



-Рассмотрите карту событий, что вы можете о ней сказать?

- В январе 1942 года войска Западного фронта под командованием генерала армии Г.К. Жукова продолжали победоносное наступление под Москвой, нанося немецким захватчикам сокрушительные удары, освобождая десятки городов, сотни и тысячи сел и деревень. Одним из важных эпизодов этой великой битвы было освобождение города Кирова (в то время Смоленской, нынче Калужской области).

Командованием фронта была поставлена задача освобождения от врага Кирова и ж.д. узла Фаянсовая, имевшего важное стратегическое значение, 10-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова.

В 2 часа ночи с 7 на 8 января, вступив в город, группа разведчиков 389-й разведроты 330-й стрелковой дивизии обнаружила, что в нем немцев нет, враг из города бежал - так был силен его страх перед окружением и пленом. Утром 11 января к Кирову подошли основные силы 330-й стрелковой дивизии. Беспрепятственно они заняли город. Вечером 13 января по радио была передана сводка совинформбюро, из которой вся страна узнала об освобождении города Кирова.

Поняв, что со сдачей Кирова ими допущен большой промах, в течение полутора лет, с января 1942 года по сентябрь 1943 года, немецкими войсками предпринимались неоднократные попытки "срезать кировский выступ", нависавший над их частями, расположенными южнее, в районе Брянска.

Но все эти попытки закончились провалом: Киров остался в руках советских войск. Военные саперы с помощью жителей города построили много инженерно-оборонительных сооружений и огневых точек, в результате чего к лету 1942 года город стал неприступной крепостью для фашистов. Вот как оценивал значение города в системе обороны на Западном фронте бывший командующий 10-й армией маршал Ф.И. Голиков в своей книге "В Московской битве" (М.1967 г.).

"Захват войсками 10-й армии района Киров - Фаянсовая имел особое значение. Противнику он был нужен не меньше, чем железнодорожный узел Сухиничи. Суть дела в том, что железнодорожная линия Вязьма-Брянск, проходящая через узловую станцию Фаянсовая, имела первоочередное значение для оперативного взаимодействия всей можайско - ржевско - вяземской группировки противника с его войсками, действовавшими в районе Брянска, Орла и Курска. Военное значение освобождения 10-й армией Кирова далеко выходило за рамки тактического успеха местного значения. Киров имел важное значение для всей 10-й армии, для всех войск левого крыла Западного фронта. Ведь овладев районом Кирова, мы разобщили 2-ю полевую и 2-ю танковую армии противника от действовавших севернее 4-й полевой, 3-й и 4-й танковых и 9-й полевой армий этой же группы армий "Центр".

Удержание нами района Кирова сыграло большую роль в период отражения 10-й армией сильного контрудара противника со стороны Брянска на Сухиничи в январе 1942 года. Медленно продвигаясь к Сухиничам, эта группировка противника все время должна была опасаться наших сил, находившихся в районе Кирова и "нависавшими" над ними, отвлекать часть сил в эту сторону для прикрытия своего контрудара.

Существенное значение имело и то обстоятельство, что, выйдя в район г. Кирова, мы получили отличнейшие возможности для широкой и глубокой связи со всеми партизанскими силами, действовавшими в огромном по территории, важном в военном отношении районе между Вязьмой, Смоленском и Брянском".

Через "кировский коридор", лесистую территорию, контролируемую партизанами Рогнединского, Дубровского, Жуковского, Куйбышевского Калужской области районов, примыкавшую к линии фронта, к февралю 1942 года было переправлено на Большую землю 15 тысяч военнослужащих Красной Армии, попавших в окружение. Из Кирова в глубокий тыл противника и обратно "через "коридор" шли разведчики (в том числе "нелегалы" советской внешней разведки (о чем можно найти подтверждение у П.А. Судоплатова), для которых переход линии фронта всегда был сопряжен с огромным риском: известный Александр Демьянов "Гейне", которого 18 февраля 1942 года под Кировом переправили через линию фронта. Операцию, связанную с ним, разработанную Судоплатовым, по оценкам специалистов, можно считать высшим пилотажем тайной борьбы, классикой, вошедшей в учебники по разведывательному ремеслу во многих странах. Она длилась практически всю войну и на разных этапах по - разному называлась: "Монастырь", "Курьер", а затем "Березина".

По "кировскому коридору" в глубокий тыл противника с особыми заданиями шли радисты, минеры, диверсионные группы и добровольческие отряды специального назначения, два раза переходил здесь линию фронта разведчик, Герой России, ныне известный писатель Ю.А. Колесников, с которым мы поддерживаем связь. По его книге "Лабиринты тайной войны" по телевидению, на канале НТВ, был показан многосерийный художественный фильм "Человек войны". Через этот коридор партизаны направляли обозы с продовольствием для нужд Красной Армии.

- Сейчас мы отправимся с вами в комнату – музей, которая размещена в кабинете истории. Проходя по галерее славы, которая совмещает два наших значимых пространства.

Посвящена она знаменитому «Кировскому коридору», просуществовавшему с февраля 1942 по июнь 1942гг. Здесь размещаются модульная композиция «Этих дней не меркнет слава» и экспозиция «Бессмертный полк», рассказывающая о воинах, создававших этот важный «коридор». Рассмотрите её. (Далее идёт рассказ о маршале советского союза Г.К. Жукове и о командире 330 стрелковой дивизии Соколове Г.Д.)

Жуков Георгий Константинович (1896 – 1974). Советский полководец, Маршал Советского союза. Четыре раза награжден званием Героя Советского Союза, генерал армии. Командовал Западным фронтом. В январе 1942 года войска Западного фронта под командованием генерала армии Г.К. Жукова продолжали победоносное наступление под Москвой, нанося немецким захватчикам сокрушительные удары, освобождая десятки городов, сотни и тысячи сел и деревень. Одним из важных эпизодов этой великой битвы было освобождение города Кирова.

Соколов Гавриил Дмитриевич (1900 – 1965). Командир 330 стрелковой дивизии, освобождавшей г. Киров и участвующей в образовании «Кировского выступа». С 16 декабря дивизия вела наступление на белевском направлении, участвуя в Калужской, а затем Ржевско-Вяземской наступательных операциях. В ходе наступления дивизия освобождала города Белев и Киров. С овладением последним с 11 января 1942 г. она перешла к обороне. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Ленина, медалью «За оборону Москвы»

Экскурсовод 2:

Комната-музей (кабинет истории) посвящена жителям д. М. Песочня и близлежащих деревень, принимавшим участие в ВОв и ковавшим Победу. Здесь размещаются экспозиции: экспонатный уголок (фотографии, наградные листы, предметы военного быта и др.); стенды «Память огненных лет» (мемориал, памятники, захоронения в сельском поселении «Деревня М. Песочня), «Учителя – участники ВОв», «Их подвиг бессмертен» (уроженцы СП «Деревня Малая Песочня» - участники ВОв). В комнате размещается парта героя, посвященная жителю д. Малая Песочня Алешкину Алексею Степановичу, представленному к званию Героя Советского Союза.

Алёшкин родился в 1921 году. Он – уроженец деревни Большие Желтоухи. В Великой Отечественной войне - с 22 июня 1941 года. Алексей командовал танковым взводом. В боях по прорыву сильно укрепленной обороны противника на западном берегу реки Одер и на ближних подступах к Берлину он проявил высокое воинское мастерство, личную отвагу и самоотверженность. Как написано в документе, товарищ Алёшкин 21 апреля умелой разведкой нащупал уязвимое место в обороне противника, стремительно продвинулся вперёд, чем обеспечил продвижение всего соединения. Вторично он отличился 22 апреля, когда, действуя в разведке, вновь умело нашел слабое место в обороне немцев. Алексей первым ворвался в Берлин, обеспечив всей роте решительное продвижение вперёд. В этих боях командир танкового взвода со своим экипажем уничтожил 2 немецких танка, одно самоходное орудие, 6 пушек, 14 укрепленных огневых точек , 6 минометов, 11 повозок с военным имуществом и около 200 гитлеровцев. 23 апреля Алёшкин вновь демонстрирует отвагу. С пятью танками он отбил 4 яростные контратаки немцев, пытавшихся вытеснить советские части из Берлина. В этом бою Алексей погиб, не отступив ни на шаг. Командир 257 танкового батальона гвардии майор Евтушенко указал в наградном листе, что Алексей Алёшкин достоин быть представленным к присвоению звания Героя Советского Союза посмертно. Алексей последний раз побывал дома в 1943 году после освобождения родной деревни от немцев. В Большие Желтоухи он въехал на танке. При взятии Берлина ему было 24 года. Алексей умер на руках товарища. А дома его ждали родные – мама, братья и сёстры, а также жена с сынишкой. Алексей Алёшкин похоронен в одной из братских могил в Германии. Посмертно он был награждён орденом Отечественной войны I степени.

С его историей вы также знакомились на прошлом уроке. Кто может дополнить информацию?

Затем группа с экскурсоводом 2 отправляется через галерею славы к залу, посвящённому «Кировскому выступу».

4. Рефлексия занятия. (15 минут)

- В конце экскурсии обе группы направляются в кабинет истории.

- Ребята, пора подводить итоги урока и выполнить последние задания.

Задание 2. Сейчас команды будут участвовать в брейн-ринге. Каждая команда отвечает на адресованный ей вопрос. За правильный ответ 1 балл (фишка).

  1. С какими разделами музея нас познакомили?

  2. Назовите земляков героев Великой Отечественной войны.

  3. Чем славится сельское поселение «Деревня Малая Песочня»?

  4. Какую неоценимую роль в победе над фашизмом сыграл «Кировский коридор»?



- Работа в группах продолжается. Найдите задание 3. Это кроссворд. Выигрывает та группа, которая быстрее его разгадает. Победившая команда получает приз (Блокноты), проигравшая (календари).

Задание 3.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 12

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ж

у

к

о

в

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

з

 

р

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

е

 

и

 

11

Р

о

д

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

е

р

о

й

 

д

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

о

 12

 

8

 

 

 

 

р

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

7

к

р

а

е

в

е

д

е

н

и

е

6

э

к

с

п

о

з

и

ц

и

я

 

 

 

 

 

л

 

е

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ё

 

р

 

 

 

 

т

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

а

 

 

 

 

и

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  1. По горизонтали: выдающийся свой храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершавший подвиги.

  2. По вертикали: Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников.

  3. По вертикали: учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

  4. По горизонтали: Советский полководец, Маршал Советского союза.

  5. По вертикали: У Малой Песочни боевые действия приняли трагический оборот. И в основу определения заслуг большое значение имел так называемый «Кировский ………»

  6. По горизонтали: демонстрация музейных предметов в соответствии с темой, разработанной на основе профильных дисциплин и профиля музея.

  7. По горизонтали: полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

  8. По вертикали: это глубокая убеждённость в существовании, истинности или неизбежности чего-либо, не требующая доказательств или обоснований.

  9. По вертикали: политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё.

  10. По вертикали: Командир 330 стрелковой дивизии, освобождавшей г. Киров и участвующей в образовании «Кировского выступа».

  11. По горизонтали: место рождения человека, его происхождения; родная страна.

  12. По вертикали: Он – уроженец деревни Большие Желтоухи. В Великой Отечественной войне - с 22 июня 1941 года командовал танковым взводом.

- Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

Какой этап занятия был наиболее интересен?

Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?

- Заполните выводы дня в ваших дневниках путешественников.

- Подводя итог нашего занятия послушаем прекрасное стихотворение, которое ваша одноклассница нам прочтёт.


Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе  и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

- Спасибо всем за участие в работе!



















Приложения

Презентация к уроку.



Задание 1.


«Музей» -


полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.



«Краеведение» -

демонстрация музейных предметов в соответствии с темой, разработанной на основе профильных дисциплин и профиля музея.




«Экспозиция» -

учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.




Задание 2.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 12

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

















3

 
















5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ж

у

к

о

в

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

з

 

р

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

е

 

и

 

11

Р

о

д

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

е

р

о

й

 

д

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

о

 12

 

8

 

 

 

 

р

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

7

к

р

а

е

в

е

д

е

н

и

е

6

э

к

с

п

о

з

и

ц

и

я

 

 

 

 

 

л

 

е

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ё

 

р

 

 

 

 

т

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

а

 

 

 

 

и

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  1. По горизонтали: выдающийся свой храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершавший подвиги.

  2. По вертикали: Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников.

  3. По вертикали: учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

  4. По горизонтали: Советский полководец, Маршал Советского союза.

  5. По вертикали: У Малой Песочни боевые действия приняли трагический оборот. И в основу определения заслуг большое значение имел так называемый «Кировский ………»

  6. По горизонтали: демонстрация музейных предметов в соответствии с темой, разработанной на основе профильных дисциплин и профиля музея.

  7. По горизонтали: полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

  8. По вертикали: это глубокая убеждённость в существовании, истинности или неизбежности чего-либо, не требующая доказательств или обоснований.

  9. По вертикали: политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё.

  10. По вертикали: Командир 330 стрелковой дивизии, освобождавшей г. Киров и участвующей в образовании «Кировского выступа».

  11. По горизонтали: место рождения человека, его происхождения; родная страна.

  12. По вертикали: Он – уроженец деревни Большие Желтоухи. В Великой Отечественной войне - с 22 июня 1941 года командовал танковым взводом.