Цель исследования: Знакомство учащихся с солью, сахаром, крахмалом и кислотами, их свойствами и признаками через проведение опытов и наблюдений. Гипотеза исследования: Внешний вид не всегда позволяет точно определить вещество, поэтому для их распознавания необходимо изучить их свойства. Методы исследования: Наблюдение, эксперимент (опыт), сравнение, демонстрация, анализирование. Оборудование для проведения исследования: * Для опытов: * Соль, сахар, крахмал, сода, лимонная кислота, уксус. * Вода, стаканы, ложки, тарелки, пипетки. * Бумага, йод (раствор), * Увеличительное стекло. * Для фиксации результатов: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, таблицы для заполнения, картинки с изображением соли, сахара, крахмала. Ход исследования: Урок 1. Соль и сахар: знакомство и сравнение 1. Вводная беседа: * Вспомнить, что такое вещество. * Обсудить, где встречаются соль и сахар в повседневной жизни. 2. Изучение внешнего вида: * Выдать каждой группе образцы соли и сахара. * Задание: рассмотреть соль и сахар (без вкуса!), описать внешний вид (цвет, форма кристаллов) используя увеличительное стекло. Зарисовать увиденное. 3. Опыт 1. Растворимость: * В два стакана налить одинаковое количество воды. В один добавить соль, в другой - сахар. Размешать. * Наблюдение: что происходит с солью и сахаром в воде? * Вывод: соль и сахар растворяются в воде. 4. Опыт 2. Кристаллизация: * Капнуть растворы соли и сахара на стекло. Оставить до высыхания. * Наблюдение: что образуется на стекле после высыхания? * Вывод: при испарении воды соль и сахар выделяются в виде кристаллов. Урок 2. Крахмал: секреты и превращения. 1. Вводная беседа: * Обсудить, где встречается крахмал (картофель, мука, хлеб). 2. Изучение внешнего вида: * Выдать каждой группе образцы крахмала. * Задание: рассмотреть крахмал, описать его внешний вид. 3. Опыт 1. Взаимодействие с йодом: * Капнуть на крахмал раствором йода. * Наблюдение: что происходит с цветом крахмала? * Вывод: крахмал синеет при взаимодействии с йодом. Это его отличительное свойство. 4. Опыт 2. Крахмал в продуктах: * Капнуть раствором йода на кусочек хлеба, картофеля. * Наблюдение: меняется ли цвет продуктов? * Вывод: некоторые продукты содержат крахмал. Урок 3-4. Кислоты: свойства и признаки. 1. Вводная беседа: * Обсудить, где встречаются кислоты (лимон, уксус, кефир). * Важно! Подчеркнуть, что пробовать кислоты на вкус нельзя! 2. Опыт 1. Взаимодействие с содой: * В две тарелки насыпать немного соды. * В одну тарелку капнуть уксус, в другую - выжать сок лимона. * Наблюдение: что происходит с содой? * Вывод: кислоты (уксус, лимонный сок) вступают в реакцию с содой, выделяя газ. |