СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт на уроке естествознания (крахмал)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт на уроке естествознания (крахмал)»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника


2.

Тема проекта

Разнообразие веществ

3.

Актуальность проекта

Актуальность - Проект "разнообразие веществ" может быть весьма актуальным и интересным для учеников 3 класса на уроках окружающего мира. Необходимость можно обосновать следующим образов, в рамках этого проекта учащиеся могут изучить различные виды веществ, их свойства, состав и применение в повседневной жизни. Это позволит детям лучше понять мир вокруг себя и обогатить свои знания в области химии.


Проблема – учащиеся часто не осознают, что разнообразные вещества, такие как: сахар, поваренная соль, крахмал и кислоты являются не только продуктами питания, но и химическими веществами с определёнными свойствами и функциями в окружающем мире.


Гипотеза - если будет организован жксперимент, то у учащихся сформулируется понимание о свойствах и пользе таких веществ как поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты.

4.

Объект исследования

Вещества: поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты.

5.

Цель проекта

Для учителя: обучение учащихся основам химических процессов, их классификации, свойств и применений различных веществ

Для ученика: выяснить свойства и функции веществ.

Задачи:

  1. Развивать исследовательские навыки;

  2. Формировать представление о веществах, как о составляющей части окружающего мира;

  3. Узнать какие бывают вещевтсва;

  4. Узнать какими свойствами обладают вещества;

  5. Узнать как человек использует вещесвта;

  6. Учиться описывать вещества по плану

  7. Исследовать при помощи опытов.

6.

Тип проекта

По количеству участников - групповой

По продолжительности – краткосрочный

По направлению - исследовательский

По учебному предмету - межпредметный

По содержанию – учебно образовательный

По масштабу - малый

По сложности - средний

По уровню контактов между участниками – внутриклассный


7.

Этапы реализации

проекта (включая исследовательский),

краткое их описание

  1. Подготовительный этап – определение темы, постановка цели, составление плана работы.

Вводная беседа о веществах, их роли в нашей жизни.

* Постановка проблемы: многообразие веществ вокруг нас.

* Формулирование цели и задач проекта.

* Формирование групп, распределение ролей.

2. Исследовательский этап

* Работа с различными источниками информации (учебник, энциклопедии, интернет).

* Проведение опытов по изучению свойств различных веществ (с помощью разбавленной настойки йода определить есть ли крахмал в продуктах).

* Фиксирование результатов наблюдений в рабочей тетради.

3. Обобщающий этап

* Обсуждение результатов исследований в группах.

* Оформление результатов работы в виде презентаций, буклетов, плакатов, макетов.

* Подготовка к защите проекта.

4. Презентационный этап

* Защита проектов.

* Оценка работы групп.

* Подведение итогов, рефлексия.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Знакомство учащихся с солью, сахаром, крахмалом и кислотами, их свойствами и признаками через проведение опытов и наблюдений.


Гипотеза исследования: Внешний вид не всегда позволяет точно определить вещество, поэтому для их распознавания необходимо изучить их свойства.


Методы исследования: Наблюдение, эксперимент (опыт), сравнение, демонстрация, анализирование.


Оборудование для проведения исследования:

* Для опытов:

* Соль, сахар, крахмал, сода, лимонная кислота, уксус.

* Вода, стаканы, ложки, тарелки, пипетки.

* Бумага, йод (раствор),

* Увеличительное стекло.

* Для фиксации результатов: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, таблицы для заполнения, картинки с изображением соли, сахара, крахмала.


Ход исследования:


Урок 1. Соль и сахар: знакомство и сравнение


1. Вводная беседа:

* Вспомнить, что такое вещество.

* Обсудить, где встречаются соль и сахар в повседневной жизни.

2. Изучение внешнего вида:

* Выдать каждой группе образцы соли и сахара.

* Задание: рассмотреть соль и сахар (без вкуса!), описать внешний вид (цвет, форма кристаллов) используя увеличительное стекло. Зарисовать увиденное.

3. Опыт 1. Растворимость:

* В два стакана налить одинаковое количество воды. В один добавить соль, в другой - сахар. Размешать.

* Наблюдение: что происходит с солью и сахаром в воде?

* Вывод: соль и сахар растворяются в воде.

4. Опыт 2. Кристаллизация:

* Капнуть растворы соли и сахара на стекло. Оставить до высыхания.

* Наблюдение: что образуется на стекле после высыхания?

* Вывод: при испарении воды соль и сахар выделяются в виде кристаллов.


Урок 2. Крахмал: секреты и превращения.


1. Вводная беседа:

* Обсудить, где встречается крахмал (картофель, мука, хлеб).

2. Изучение внешнего вида:

* Выдать каждой группе образцы крахмала.

* Задание: рассмотреть крахмал, описать его внешний вид.

3. Опыт 1. Взаимодействие с йодом:

* Капнуть на крахмал раствором йода.

* Наблюдение: что происходит с цветом крахмала?

* Вывод: крахмал синеет при взаимодействии с йодом. Это его отличительное свойство.

4. Опыт 2. Крахмал в продуктах:

* Капнуть раствором йода на кусочек хлеба, картофеля.

* Наблюдение: меняется ли цвет продуктов?

* Вывод: некоторые продукты содержат крахмал.


Урок 3-4. Кислоты: свойства и признаки.


1. Вводная беседа:

* Обсудить, где встречаются кислоты (лимон, уксус, кефир).

* Важно! Подчеркнуть, что пробовать кислоты на вкус нельзя!

2. Опыт 1. Взаимодействие с содой:

* В две тарелки насыпать немного соды.

* В одну тарелку капнуть уксус, в другую - выжать сок лимона.

* Наблюдение: что происходит с содой?

* Вывод: кислоты (уксус, лимонный сок) вступают в реакцию с содой, выделяя газ.


9.

Продукт проекта

Мини – энциклопедия «Удивительный мир веществ»

10.

Перспектива проекта

Дети оформляют результаты своих исследований в виде небольшой энциклопедии с описаниями и рисунками соли, сахара, крахмала, кислот. Можно добавить интересные факты, загадки, кроссворды.