СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- экспедиция «Покорение вершины» «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей биологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок- экспедиция «Покорение вершины» «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма».»

МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа

им. Д.К. Кромского

Корочанского района Белгородской области»

309 210 Белгородская область

г. Короча, улица Пролетарская – 39

тел. 5 – 52 – 42











Урок- экспедиция «Покорение вершины»

«Клетка – единица строения и жизнедеятельности

растительного организма».













Подготовила: Калашникова Галина Ивановна

Предмет преподавания: биология

Персональный идентификатор: 266-831-624


Адрес: 309 218 Белгородская область

Корочанский район

село Бехтеевка, улица Титова – 18

Тел. 5 – 98 – 48














УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ : «ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИНЫ». ( 6 класс)


Тема урока: «Клетка – единица строения и жизнедеятельности

растительного организма».


Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.


Цель:

  • Систематизировать знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки;

  • Закрепление умений работать с оптическими приборами, готовить микропрепараты;

  • Подведение учащихся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов;

  • Развивать умения сравнивать, делать выводы, обобщать;

  • Развивать логическое мышление;

  • Воспитывать культуру речи, чувство ответственности, любовь к родной природе.


Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, таблицы, дидактический

материал.


Х о д у р о к а:

(урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину знаний. Класс разбит на 3 группы. На доске большая картина, на которой изображены горные вершины. Каждая команда имеет флажок определенного цвета, который будет прикрепляться к картине при прохождении определенного этапа)


1. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.


Учитель: Сегодня мы с вами совершим экспедицию «Покорение вершины – вершины знаний». Это еще одна ступенька, ведущая в мир познания. Девизом сегодняшнего урока мы возмем слова И. Гете: «Мало знать и хотеть, надо и делать». Цель нашего урока обобщить и систематизировать знания по теме «Клетка».


1 ЭТАП: «Подготовка к экспедиции»

Учитель: Как известно, экспедиции предшествует тщательная подготовка.


1) Проверка снаряжения «Что возьмем с собой в дорогу?»

( в импровизированном рюкзаке находятся названия

основных терминов изученной темы, записанные на

карточках, учащиеся по очереди достают их и дают

четкие ответы)


Термины: хлоропласты, межклетники, хромосомы, ткань, цитоплазма, хромопласты, поры, микроскоп, лупа, вакуоли, обмен веществ.

(За правильные ответы учащиеся получают красные жетоны)


2) «Метеосводка»

Учитель: Только при хорошей погоде может быть разрешен выход в экспедицию. Сейчас на небе облака, пасмурно и нам предстоит поработать, чтобы погода улучшилась.

( К доске прикреплены из цветной бумаги три облака-

тучи, на обратной стороне которых написаны

задания. Над облаками прикреплена табличка «Пасмурно».

От каждой команды выходит по одному представителю, они

выполняют задания, которые записаны с обратной стороны

облака, после ответов табличка «Пасмурно» заменяется на

«Ясно».)

1-е задание: «Рассказать строение клетки кожицы лука»

2-е задание: «Устройство микроскопа»

3-е задание: «Размножение клетки»

( за правильные, полные и объемные ответы учащиеся

получают жетоны красного цвета)

Учитель: Хорошая погода дает нам возможность начать восхождение на вершину знаний. Нам предстоит покорить три высоты.


1-я ВЫСОТА: «Снежная лавина».


Работа у доски: (По одному представителю от команды):

Найди ошибку и расположи в правильном порядке:

  • На модели клетки пластиды и ядро расположены в вакуоле.

  • Нарисованы молодая и старая клетки, под молодой клеткой сделана надпись «Старая клетка», под старой – «Молодая клетка».

  • Клетка - орган – растение – ткань

Работа на местах: ( по одному человеку от команды на каждое задание)

  • По карточкам «Строение растительной клетки»

  • Тесты «Клеточное строение растительного организма» (Приложение 1).

  • Допиши недостающие слова:

    • Органы растений имеют ………

    • Окраску органам растения придают………..

    • Наследственные признаки хранятся в………….

    • Органы растения растут за счет……….. и ………………

    • Пространства между клетками, заполненные воздухом называются……….

    • Оранжевую окраску плодам шиповника придают……………

    • При движении цитоплазмы в клетку поступают………………

    • Делению клетки предшествует………………….

( Команда, ответившая на вопросы ставит свой

флажок на картину, где изображена первая высота)


1-й привал: «Темная лошадка»


( Выходит ученик в шляпе, плаще-накидке и читает монолог на фоне музыки)

- Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Увлечения бывают разные. Люди обычно увлекаются делами, не имеющими ничего общего с их профессией, - собирают марки, открытки, этикетки. Одни тратят время и деньги на коллекционирование пуговиц, другие посвящают вечера выпиливанию сложнейших узоров.

Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным.

По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человек мир живых существ.

Вопросы:

- Кто этот человек? (А. Левенгук)

- Чем он увлекался? (Шлифовал увеличительные стекла)

- Что за прибор он изготовил? ( Микроскоп)


2-я ВЫСОТА: «Ледовая трещина»

Учитель: Для преодоления этой высоты нам необходимо отработать умения работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты.

( прежде чем приступить к работе учитель напоминает правила техники

безопасности)

Приготовьте микропрепараты:

  • кожицы чешуи лука;

  • мякоти плодов рябины;

  • листа элодеи.

Рассмотрите их под микроскопом и выявите черты сходства и отличия .

(учащиеся готовят микропрепараты, рассматривают их, делают рисунки в

тетради)

Фронтальная беседа по результатам проделанной работы:

  • Какие черты сходства вы выявили между клетками?

  • О чем это свидетельствует?

  • Чем отличаются рассмотренные клетки?

  • О чем это свидетельствует?

  • Какие же выводы можно сделать на основе сходства клеток?

  • Так как все органы растений состоят из клеток, значит чем же является клетка? (единицей строения и жизнедеятельности растительного организма).

  • Сходное строение клеток растений свидетельствует о…………..(родстве).


(Выводы записать в тетрадь)


2-й привал: « Что такое? Кто такой?»


( под музыку две девочки в одинаковых костюмах исполняют танец, в

котором показывают деление клетки. После исполнения танца

загадывается загадка).

Двойняшки – дочки

Родились в теремочке,

А мамка вдруг пропала,

Как будто не бывало.

Что же это? (Деление клетки)


3-я ВЫСОТА: «Камнепад».


Учитель: Каждой команде предлагается прочитать рассказ-небылицу, найти ошибки и объяснить их.

Рассказ-небылица: «………Однажды мы решили рассмотреть под микроскопом клетки растений. Мы взяли микроскоп, положили микропрепарат на предметный столик и закрепили его винтами, затем внимательно посмотрели в объектив. Нашему взору открылась удивительная картина.

Клетки плотно прилегали друг к дугу, соприкасаясь своими ядрами. В вакуолях было большое количество пластид, которые придавали самую разную окраску клеткам. Через отверстия в оболочке цитоплазма перетекала из одной клетки в другую и заполняла межклетники».


2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


Учитель: Мы успешно покорили последнюю высоту и оказались на вершине знаний. Леонардо да Винчи сказал: «Счастливым и красивым человека делает большая работа». Сегодня вами проделана большая работа и с уверенностью можно сказать, что вы стали не только счастливее и красивее, но и приобрели так всем необходимые знания. Еще Гиппократ говорил: «Знание бесконечно, жизнь коротка». «Знание и мудрость украшают человека» - так писал А. Навои.


3. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Составить кроссворд по изученной теме .


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Выставление оценок.


5. РЕФЛЕКСИЯ. Игра светофор. (Перед учащимися на столах лежат комплекты, состоящие из трех карточек разного цвета: красный, желтый, зеленый.

Поднятием соответствующего цвета и коротким устным пояснением учащиеся выражают свое мнение о проделанной работе)


Красный цвет – Урок очень понравился, особенно…………

Зеленый цвет- Урок понравился, но……………..

Желтый цвет – Урок не понравился, потому что……………..