МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа
им. Д.К. Кромского
Корочанского района Белгородской области»
309 210 Белгородская область
г. Короча, улица Пролетарская – 39
тел. 5 – 52 – 42
Урок- экспедиция «Покорение вершины»
«Клетка – единица строения и жизнедеятельности
растительного организма».
Подготовила: Калашникова Галина Ивановна
Предмет преподавания: биология
Персональный идентификатор: 266-831-624
Адрес: 309 218 Белгородская область
Корочанский район
село Бехтеевка, улица Титова – 18
Тел. 5 – 98 – 48
УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ : «ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИНЫ». ( 6 класс)
Тема урока: «Клетка – единица строения и жизнедеятельности
растительного организма».
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.
Цель:
Систематизировать знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки;
Закрепление умений работать с оптическими приборами, готовить микропрепараты;
Подведение учащихся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов;
Развивать умения сравнивать, делать выводы, обобщать;
Развивать логическое мышление;
Воспитывать культуру речи, чувство ответственности, любовь к родной природе.
Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, таблицы, дидактический
материал.
Х о д у р о к а:
(урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину знаний. Класс разбит на 3 группы. На доске большая картина, на которой изображены горные вершины. Каждая команда имеет флажок определенного цвета, который будет прикрепляться к картине при прохождении определенного этапа)
1. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим экспедицию «Покорение вершины – вершины знаний». Это еще одна ступенька, ведущая в мир познания. Девизом сегодняшнего урока мы возмем слова И. Гете: «Мало знать и хотеть, надо и делать». Цель нашего урока обобщить и систематизировать знания по теме «Клетка».
1 ЭТАП: «Подготовка к экспедиции»
Учитель: Как известно, экспедиции предшествует тщательная подготовка.
1) Проверка снаряжения «Что возьмем с собой в дорогу?»
( в импровизированном рюкзаке находятся названия
основных терминов изученной темы, записанные на
карточках, учащиеся по очереди достают их и дают
четкие ответы)
Термины: хлоропласты, межклетники, хромосомы, ткань, цитоплазма, хромопласты, поры, микроскоп, лупа, вакуоли, обмен веществ.
(За правильные ответы учащиеся получают красные жетоны)
2) «Метеосводка»
Учитель: Только при хорошей погоде может быть разрешен выход в экспедицию. Сейчас на небе облака, пасмурно и нам предстоит поработать, чтобы погода улучшилась.
( К доске прикреплены из цветной бумаги три облака-
тучи, на обратной стороне которых написаны
задания. Над облаками прикреплена табличка «Пасмурно».
От каждой команды выходит по одному представителю, они
выполняют задания, которые записаны с обратной стороны
облака, после ответов табличка «Пасмурно» заменяется на
«Ясно».)
1-е задание: «Рассказать строение клетки кожицы лука»
2-е задание: «Устройство микроскопа»
3-е задание: «Размножение клетки»
( за правильные, полные и объемные ответы учащиеся
получают жетоны красного цвета)
Учитель: Хорошая погода дает нам возможность начать восхождение на вершину знаний. Нам предстоит покорить три высоты.
1-я ВЫСОТА: «Снежная лавина».
Работа у доски: (По одному представителю от команды):
Найди ошибку и расположи в правильном порядке:
На модели клетки пластиды и ядро расположены в вакуоле.
Нарисованы молодая и старая клетки, под молодой клеткой сделана надпись «Старая клетка», под старой – «Молодая клетка».
Клетка - орган – растение – ткань
Работа на местах: ( по одному человеку от команды на каждое задание)
По карточкам «Строение растительной клетки»
Тесты «Клеточное строение растительного организма» (Приложение 1).
Допиши недостающие слова:
Органы растений имеют ………
Окраску органам растения придают………..
Наследственные признаки хранятся в………….
Органы растения растут за счет……….. и ………………
Пространства между клетками, заполненные воздухом называются……….
Оранжевую окраску плодам шиповника придают……………
При движении цитоплазмы в клетку поступают………………
Делению клетки предшествует………………….
( Команда, ответившая на вопросы ставит свой
флажок на картину, где изображена первая высота)
1-й привал: «Темная лошадка»
( Выходит ученик в шляпе, плаще-накидке и читает монолог на фоне музыки)
- Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Увлечения бывают разные. Люди обычно увлекаются делами, не имеющими ничего общего с их профессией, - собирают марки, открытки, этикетки. Одни тратят время и деньги на коллекционирование пуговиц, другие посвящают вечера выпиливанию сложнейших узоров.
Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным.
По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человек мир живых существ.
Вопросы:
- Кто этот человек? (А. Левенгук)
- Чем он увлекался? (Шлифовал увеличительные стекла)
- Что за прибор он изготовил? ( Микроскоп)
2-я ВЫСОТА: «Ледовая трещина»
Учитель: Для преодоления этой высоты нам необходимо отработать умения работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты.
( прежде чем приступить к работе учитель напоминает правила техники
безопасности)
Приготовьте микропрепараты:
кожицы чешуи лука;
мякоти плодов рябины;
листа элодеи.
Рассмотрите их под микроскопом и выявите черты сходства и отличия .
(учащиеся готовят микропрепараты, рассматривают их, делают рисунки в
тетради)
Фронтальная беседа по результатам проделанной работы:
Какие черты сходства вы выявили между клетками?
О чем это свидетельствует?
Чем отличаются рассмотренные клетки?
О чем это свидетельствует?
Какие же выводы можно сделать на основе сходства клеток?
Так как все органы растений состоят из клеток, значит чем же является клетка? (единицей строения и жизнедеятельности растительного организма).
Сходное строение клеток растений свидетельствует о…………..(родстве).
(Выводы записать в тетрадь)
2-й привал: « Что такое? Кто такой?»
( под музыку две девочки в одинаковых костюмах исполняют танец, в
котором показывают деление клетки. После исполнения танца
загадывается загадка).
Двойняшки – дочки
Родились в теремочке,
А мамка вдруг пропала,
Как будто не бывало.
Что же это? (Деление клетки)
3-я ВЫСОТА: «Камнепад».
Учитель: Каждой команде предлагается прочитать рассказ-небылицу, найти ошибки и объяснить их.
Рассказ-небылица: «………Однажды мы решили рассмотреть под микроскопом клетки растений. Мы взяли микроскоп, положили микропрепарат на предметный столик и закрепили его винтами, затем внимательно посмотрели в объектив. Нашему взору открылась удивительная картина.
Клетки плотно прилегали друг к дугу, соприкасаясь своими ядрами. В вакуолях было большое количество пластид, которые придавали самую разную окраску клеткам. Через отверстия в оболочке цитоплазма перетекала из одной клетки в другую и заполняла межклетники».
2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитель: Мы успешно покорили последнюю высоту и оказались на вершине знаний. Леонардо да Винчи сказал: «Счастливым и красивым человека делает большая работа». Сегодня вами проделана большая работа и с уверенностью можно сказать, что вы стали не только счастливее и красивее, но и приобрели так всем необходимые знания. Еще Гиппократ говорил: «Знание бесконечно, жизнь коротка». «Знание и мудрость украшают человека» - так писал А. Навои.
3. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Составить кроссворд по изученной теме .
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Выставление оценок.
5. РЕФЛЕКСИЯ. Игра светофор. (Перед учащимися на столах лежат комплекты, состоящие из трех карточек разного цвета: красный, желтый, зеленый.
Поднятием соответствующего цвета и коротким устным пояснением учащиеся выражают свое мнение о проделанной работе)
Красный цвет – Урок очень понравился, особенно…………
Зеленый цвет- Урок понравился, но……………..
Желтый цвет – Урок не понравился, потому что……………..