Тема: «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» Обращение
Цель занятия: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи: обобщить и систематизировать знания об обращении; проанализировать функционирование обращения в тексте; познакомиться с понятием «звательная форма имени существительного»; содействовать развитию умения выбирать соответствующую форму обращения в зависимости от ситуации общения (этикетная функция обращения); способствовать воспитанию культуры речи.
Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.
Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Эпиграф: Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура.
М. В. Ломоносов
Ход занятия
Организационный этап.
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность учащихся к занятию, организация внимания.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Слово учителя.
Людям любой профессии необходимо быть грамотными. Это аксиома, которая не требует доказательств. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба говорил: «Всем известно, кнаписанное... Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». Именно на уроках русского языка и факультативных занятиях проводится работа по развитию орфографических и пунктуационных навыков. Сегодня мы будем двигаться вперёд, навстречу грамотности!
Приём «Венок дружбы».
Ребята должны взяться за руки и по цепочке сказать друг другу пожелания.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результаты.
Отгадывание загадки.
Отгадайте, о чём идёт речь:
не является членом предложения;
к нему нельзя поставить вопрос;
мы не можем без него обойтись в речи;
каждый человек пользуется им с детства. (Обращение.)
Учащиеся записывают тему занятия — «Обращение».
Приём «Древо познания».
Поскольку данная тема изучалась в V классе, затем — в VIII, учитель предлагает учащимся оценить уровень своих знаний по теме «Обращение», — выбрать цветную карточку и прикрепить на плакат, на котором изображено дерево:
ак трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь
жёлтый цвет — кое-что помню, но не всё;
зелёный цвет — знаю про обращение абсолютно всё.
Просмотр 1-й части видеоролика «Обращение».
Учащихся работают в группах, на основании увиденного составляют и задают друг другу вопросы. Например:
Что такое обращение?
Какова функция обращения в речи?
В каком падеже употребляется обращение?
В каком падеже в древнерусском языке употреблялось слово «старче»? (В устаревшем звательном падеже.)
Что такое распространённое обращение?
Является ли обращение членом предложения?
Можно ли к обращению поставить вопрос?
Чем может быть выражено обращение?
Формулирование целей занятия.
Учитель предлагает учащимся обратить внимание на мини-тест, который будет предложен им в конце занятия.
Заполните пропуски в предложениях:
К концу занятия мы будем знать..., уметь..., успешно справимся... .
Занятие позволит повторить... .
На экране высвечивается слайд с целями факультативного занятия.
Операционно-познавательный этап.
Цель этапа (планируемый результат): усвоение основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуации для их взаимодействия.
Учащиеся делают записи в тетрадях:
В предложении обращение выполняет 2 функции:
звательную характеризующую
( называют адресата речи)
Упражнение 135 (пособие для учащихся).
Учащиеся работают в группах. Учитель предлагает прочитать отрывок из повести М. Алексеева «Драчуны», найти обращения, доказать, что они выполняют не только звательную (называют адресата речи), но и характеризующую функции.
Работа с эпиграфом.
Учащиеся читают отрывок из «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова; думают, почему Ломоносов определял обращение как «великолепную, сильную, слово оживляющую фигуру»; приводят свои примеры.
Примерные ответы учащихся.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса... (А. С. Пушкин. «Осень»)
В этих строчках используется распространённое обращение, которое помогает более живо представить образ очаровательной осени.
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы... (А. С. Пушкин. «К Чаадаеву»)
Обращение мой друг не просто призыв, но и выражение близости лирического героя и адресата.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец. (А. С. Пушкин. «Мадонна»)
Автор посвящает это стихотворение своей жене. С помощью обращения моя Мадонна мы понимаем, до какого статуса возвеличивает лирический герой свою возлюбленную.
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов... (А. С. Пушкин. «Цыганы»)
Распространённое обращение «гордый человек» даёт меткую характеристику главному герою.
Упражнение 137 (пособие для учащихся).
Учащиеся читают фрагмент из книги В. В. Иванова и 3. А. Потихи «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе», рассказывают о звательной форме существительных.
В русском языке 6 падежей. Звательный был 7-м падежом. На сегодня устаревший звательный падеж сохранился в некоторых славянских языках, например, украинском, в русском же исчез.
Упражнение 138 (пособие для учащихся).
Учитель предлагает прочитать предложения, найти архаичные звательные формы и определить, в каком примере звательная форма используется не с целью исторической стилизации, а в шутливо-ироническом плане. Обсуждение проводится в группах.
Упражнение 142 (пособие для учащихся).
Учащиеся читают примеры предложений, находят обращения, доказывают, что в художественном произведении адресатом речи может выступать не только человек, но и предметы, явления природы, общественные понятия, и определяют, как называется такой изобразительно-выразительный приём (олицетворение).
Просмотр 2-й части видеоролика «Пунктуация при обращении».
Какие правила о постановке знаков препинания при обращении необходимо знать и помнить?
Приём «Синтаксическое лото».
Учитель предлагает ребятам разложить в таблице (приложение 1) «фишки» с примерами из поэтических текстов в соответствии с пунктами правила, расставить знаки препинания.
Примеры из поэтических текстов:
Друг Дельвиг_ мой парнасский брат_ твоей я прозой был утешен. (А. С. Пушкин)
Здравствуй_ солнце да утро весёлое! (И. С. Никитин)
Опять я ваш_ о юные друзья. (А. С. Пушкин)
0_ Волга_колыбель моя! (Н. А. Некрасов )
Простите_ мирные долины_
И вы_ знакомые леса.
Прости_ небесная краса_
Прсти_ весёлая природа. (А. С. Пушкин)
Петька_ да Петька же_ куда ты запропастился?
Мам_ а мам_ когда поедем?
Игровое моделирование.
Ребята получают карточки со знаками препинания и пятью предложениями, обсуждают в группах, как правильно расставить знаки препинания. Затем каждая группа поочерёдно выходит к доске, становится в одну линию и с помощью карточек изображает схему того или иного предложения (приложение 2).
Николай Васильевич Гоголь говорил: «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».
Какие «тонкости» при выборе обращения необходимо учитывать? (Возрастные особенности, социальное положение человека, личные отношения собеседников, конкретную ситуацию.)
Ребятам вручаются на память о факультативном занятии разноцветные листочки с текстом «Этикетные нормы обращения» (приложение 3).
Контрольно-коррекционный этап.
Цель этапа (планируемый результат): выполнение мини-теста по теме «Обращение», обнаружение своих ошибок, их коррекция.
Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний, умений, стимулировать учащихся на самообразование.
Мини-тест «Обращение».
Каждый ученик выполняет мини-тест (приложение 4), затем сравнивает свои ответы с ответами на экране.
Рефлексия.
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Учитель предлагает оценить свою работу на факультативном занятии с помощью незаконченных предложений:
Затем учитель предлагает вернуться к «древу познания» и посмотреть, поменялась ли ситуация после занятия, снять ненужные цветные карточки.
Запятая при обращении
Приложение 1
1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. | .... |
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. | .... |
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. Но: перед обращением может стоять и междометие о (= ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком. | .... |
4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. | .... |
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющимися обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. | |
Приложение 2
Строим схемы
1-я группа
1. Что вы такой герцогиней смотрите красавица вы моя? (А. Н. Островский)
2. Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой (А. С. Пушкин).
3. Старик О прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов )
4. Скажи двадцать два несчастья когда наконец ты станешь нормальным?
5. Здравствуй солнце да утро весёлое! (И. С. Никитин)
2-я группа
1. Лети наш родимый на славу сражайся... (А. Т. Твардовский)
2. Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи! (П. А. Вяземский)
3. Глядите на меня все! (Ф. М. Достоевский )
4. Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины... (К. М. Симонов)
5. Молодой уроженец Неаполя Что оставил в России ты на поле? (М. А. Светлов)
Приложение 3
Этикетные нормы обращения
Этикет обращения включает несколько уровней.
Обращение ты—вы, где принято различать обращение между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми. К неоднозначным формам относится обращение ты—вы к ребёнку: если в нашей стране не принято к малознакомому ребёнку обращаться на «вы», то во Франции, особенно в её северной части, обращение на «вы» к ребёнку обязательно, поскольку иное обращение считается оскорблением личности.
Обращение по имени-отчеству — на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях ты—вы, но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (например, супруги Горбачёвы звали друг друга в официальных случаях только по имени и отчеству; в американских семьях старших могут звать только по имени и т. д.).
Обращения-клички лапуля, кисуля — данная форма обращения используется в дружеских, семейных, камерных условиях, но по этикетной форме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.
В неофициальной обстановке в транспорте, магазине, на улице часто используются обращения девушка, молодой человек, мужчина или безличные обращения извините, будьте любезны, разрешите. Таким образом, несмотря на те или иные особенности национальной традиции, этикет обращений является важнейшим средством общения не только знакомых, но и незнакомых людей, что укрепляет отношения между людьми.