СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) "Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура". Обращение" РЯиЛ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) "Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура". Обращение" РЯиЛ»

Тема: «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» Обращение

Цель занятия: создать условия для актив­ной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию получен­ных знаний в практической деятельности.

Задачи: обобщить и систематизировать знания об обращении; проанализировать функционирование обращения в тексте; по­знакомиться с понятием «звательная форма имени существительного»; содействовать раз­витию умения выбирать соответствующую форму обращения в зависимости от ситуации общения (этикетная функция обращения); способствовать воспитанию культуры речи.

Тип занятия: обобщение и систематиза­ция полученных знаний.

Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обуче­ние.

Оборудование: мультимедийный проек­тор, презентация, раздаточный материал.

Эпиграф: Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура.

М. В. Ломоносов

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность учащихся к за­нятию, организация внимания.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

  1. Слово учителя.

Людям любой профессии необходимо быть грамотными. Это аксиома, которая не требует доказательств. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба говорил: «Всем известно, кнаписанное... Писать безграмотно — зна­чит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недо­пустимо в правильно организованном обще­стве». Именно на уроках русского языка и факультативных занятиях проводится работа по развитию орфографических и пунктуаци­онных навыков. Сегодня мы будем двигаться вперёд, навстречу грамотности!

  1. Приём «Венок дружбы».

Ребята должны взяться за руки и по це­почке сказать друг другу пожелания.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность, наличие мотива­ции, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, создать условия для само­определения учащихся на деятельность и её результаты.

  1. Отгадывание загадки.

Отгадайте, о чём идёт речь:

  • не является членом предложения;

  • к нему нельзя поставить вопрос;

  • мы не можем без него обойтись в речи;

  • каждый человек пользуется им с дет­ства. (Обращение.)

Учащиеся записывают тему занятия«Обращение».

  1. Приём «Древо познания».

Поскольку данная тема изучалась в V клас­се, затем — в VIII, учитель предлагает уча­щимся оценить уровень своих знаний по теме «Обращение», — выбрать цветную кар­точку и прикрепить на плакат, на котором изображено дерево:

  • красный цвет — ничего не помню про обращение;

ак трудно читать безгра­мотное письмо: на каждой ошибке спотыка­ешься, а иногда и просто не сразу понимаешь

  1. жёлтый цвет — кое-что помню, но не всё;

  2. зелёный цвет — знаю про обращение абсолютно всё.

  1. Просмотр 1-й части видеоролика «Об­ращение».

Учащихся работают в группах, на осно­вании увиденного составляют и задают друг другу вопросы. Например:

  1. Что такое обращение?

  2. Какова функция обращения в речи?

  3. В каком падеже употребляется обраще­ние?

  4. В каком падеже в древнерусском языке употреблялось слово «старче»? (В устарев­шем звательном падеже.)

  5. Что такое распространённое обращение?

  6. Является ли обращение членом пред­ложения?

  7. Можно ли к обращению поставить во­прос?

  8. Чем может быть выражено обраще­ние?

  1. Формулирование целей занятия.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на мини-тест, который будет пред­ложен им в конце занятия.

Заполните пропуски в предложениях:

К концу занятия мы будем знать..., уметь..., успешно справимся... .

Занятие позволит повторить... .

На экране высвечивается слайд с целями факультативного занятия.

  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа (планируемый результат): усвоение основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная актив­ность учащихся.

Педагогическая задача: организовать це­ленаправленную познавательную деятель­ность учащихся, создать ситуации для их взаимодействия.

  • Работа со схемой.

Учащиеся делают записи в тетрадях:

В предложении обращение выполняет 2 функции:

звательную характеризующую

( называют адресата речи)

  1. Упражнение 135 (пособие для учащих­ся).

Учащиеся работают в группах. Учитель предлагает прочитать отрывок из повести М. Алексеева «Драчуны», найти обращения, доказать, что они выполняют не только зва­тельную (называют адресата речи), но и ха­рактеризующую функции.

  1. Работа с эпиграфом.

Учащиеся читают отрывок из «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломо­носова; думают, почему Ломоносов опреде­лял обращение как «великолепную, сильную, слово оживляющую фигуру»; приводят свои примеры.

Примерные ответы учащихся.

  1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса... (А. С. Пушкин. «Осень»)

  1. В этих строчках используется распро­странённое обращение, которое помогает бо­лее живо представить образ очаровательной осени.

  1. Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы... (А. С. Пушкин. «К Чаадаеву»)

  1. Обращение мой друг не просто призыв, но и выражение близости лирического героя и адресата.

  1. Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец. (А. С. Пушкин. «Мадонна»)

  1. Автор посвящает это стихотворение своей жене. С помощью обращения моя Ма­донна мы понимаем, до какого статуса воз­величивает лирический герой свою возлю­бленную.

  1. Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов... (А. С. Пушкин. «Цыганы»)

  1. Распространённое обращение «гордый человек» даёт меткую характеристику глав­ному герою.

  1. Упражнение 137 (пособие для учащих­ся).

Учащиеся читают фрагмент из книги В. В. Иванова и 3. А. Потихи «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе», рассказывают о зватель­ной форме существительных.

В русском языке 6 падежей. Звательный был 7-м падежом. На сегодня устаревший звательный падеж сохранился в некоторых славянских языках, например, украинском, в русском же исчез.

  1. Упражнение 138 (пособие для учащих­ся).

Учитель предлагает прочитать предло­жения, найти архаичные звательные формы и определить, в каком примере звательная форма используется не с целью исторической стилизации, а в шутливо-ироническом плане. Обсуждение проводится в группах.

  1. Упражнение 142 (пособие для учащих­ся).

Учащиеся читают примеры предложений, находят обращения, доказывают, что в ху­дожественном произведении адресатом речи может выступать не только человек, но и предметы, явления природы, общественные понятия, и определяют, как называется та­кой изобразительно-выразительный приём (олицетворение).

  1. Просмотр 2-й части видеоролика «Пун­ктуация при обращении».

  1. Какие правила о постановке знаков препинания при обращении необходимо знать и помнить?

  1. Приём «Синтаксическое лото».

  1. Учитель предлагает ребятам разложить в таблице (приложение 1) «фишки» с приме­рами из поэтических текстов в соответствии с пунктами правила, расставить знаки пре­пинания.

Примеры из поэтических текстов:

  1. Друг Дельвиг_ мой парнасский брат_ твоей я прозой был утешен. (А. С. Пушкин)

  2. Здравствуй_ солнце да утро весёлое! (И. С. Никитин)

  3. Опять я ваш_ о юные друзья. (А. С. Пушкин)

0_ Волга_колыбель моя! (Н. А. Некрасов )

  1. Простите_ мирные долины_

И вы_ знакомые леса.

Прости_ небесная краса_

Прсти_ весёлая природа. (А. С. Пушкин)

  1. Петька_ да Петька же_ куда ты запро­пастился?

Мам_ а мам_ когда поедем?


  1. Игровое моделирование.

Ребята получают карточки со знаками пре­пинания и пятью предложениями, обсуждают в группах, как правильно расставить знаки препинания. Затем каждая группа поочерёдно выходит к доске, становится в одну линию и с помощью карточек изображает схему того или иного предложения (приложение 2).

  1. Николай Васильевич Гоголь говорил: «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонко­стей нашего обращения».

  2. Какие «тонкости» при выборе обраще­ния необходимо учитывать? (Возрастные особенности, социальное положение челове­ка, личные отношения собеседников, кон­кретную ситуацию.)

Ребятам вручаются на память о факуль­тативном занятии разноцветные листочки с текстом «Этикетные нормы обращения» (приложение 3).

  1. Контрольно-коррекционный этап.

Цель этапа (планируемый результат): выполнение мини-теста по теме «Обраще­ние», обнаружение своих ошибок, их кор­рекция.

Педагогическая задача: установить осо­знанность усвоения нового материала, соз­дать условия для самокоррекции и самооцен­ки знаний, умений, стимулировать учащихся на самообразование.


Мини-тест «Обращение».

Каждый ученик выполняет мини-тест (приложение 4), затем сравнивает свои от­веты с ответами на экране.


  1. Рефлексия.

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изуче­нии темы.

Учитель предлагает оценить свою работу на факультативном занятии с помощью не­законченных предложений:

  • Сегодня у меня...;

  • Я знаю...;

  • Сегодня я научился(лась)...;

  • Во время занятия я....

Затем учитель предлагает вернуться к «древу познания» и посмотреть, поменялась ли ситуация после занятия, снять ненужные цветные карточки.


Запятая при обращении

Приложение 1

1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ста­вится запятая.

....

2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон.

....

3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.

Но: перед обращением может стоять и междометие о (= ах), кото­рое отделяется запятой или восклицательным знаком.

....

4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются.

....

5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющимися обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.



Приложение 2

Строим схемы

1-я группа

1. Что вы такой герцогиней смотрите кра­савица вы моя? (А. Н. Островский)

2. Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой (А. С. Пушкин).

3. Старик О прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов )

4. Скажи двадцать два несчастья когда наконец ты станешь нормальным?

5. Здравствуй солнце да утро весёлое! (И. С. Никитин)

2-я группа

1. Лети наш родимый на славу сражай­ся... (А. Т. Твардовский)

2. Здравствуй в белом сарафане из сере­бряной парчи! (П. А. Вяземский)

3. Глядите на меня все! (Ф. М. Достоев­ский )

4. Ты помнишь Алёша дороги Смоленщи­ны... (К. М. Симонов)

5. Молодой уроженец Неаполя Что оста­вил в России ты на поле? (М. А. Светлов)


Приложение 3

Этикетные нормы обращения

Этикет обращения включает несколько уровней.

Обращение тывы, где принято разли­чать обращение между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми. К неоднозначным формам относится обращение ты—вы к ре­бёнку: если в нашей стране не принято к малознакомому ребёнку обращаться на «вы», то во Франции, особенно в её северной части, обращение на «вы» к ребёнку обязательно, поскольку иное обращение считается оскор­блением личности.

Обращение по имени-отчеству — на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях тывы, но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции (например, супруги Горбачёвы звали друг друга в официальных случаях только по имени и отчеству; в американских семьях старших могут звать только по имени и т. д.).

Обращения-клички лапуля, кисуля — данная форма обращения используется в дружеских, семейных, камерных условиях, но по этикетной форме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.

В неофициальной обстановке в транспор­те, магазине, на улице часто используются обращения девушка, молодой человек, муж­чина или безличные обращения извините, будьте любезны, разрешите. Таким обра­зом, несмотря на те или иные особенности национальной традиции, этикет обращений является важнейшим средством общения не только знакомых, но и незнакомых людей, что укрепляет отношения между людьми.