СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) "Обобщающий урок по теме "Имя числительное"" РЯиЛ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок (фамилию автора, к сожалению, не сохранила) "Обобщающий урок по теме "Имя числительное"" РЯиЛ»

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

VI класс

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут выполнить морфоло­гический разбор имени числительного.

Задачи урока:

образовательная: содействовать актуа­лизации знаний об имени числительном; си­стематизировать знания и совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Имя числительное»; ознакомить с порядком мор­фологического разбора имён числительных; организовать учебную деятельность по овладе­нию навыками выполнения морфологического разбора имени числительного;

  • развивающая: способствовать развитию умений работать в паре, группе, обобщать, самостоятельно мыслить, делать выводы;

  • воспитательная: создать условия для формирования чувства коллективизма, ответ­ственности, заинтересованности в изучении русского языка, воспитания любознатель­ности, интереса к другим образовательным дисциплинам.

Оборудование: мультимедийный проек­тор, индивидуальные карточки учащихся (по уровням), задания для групп, тесты.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Приём «Раз вопрос, два вопрос».

Учитель входит в класс, одновременно задавая вопросы. Если учащиеся правильно на них отвечают, педагог делает два шага вперёд; если же неправильно, делает шаг назад.

  • Назовите любое числительное.

  • На какие группы имена числительные делятся по значению? (Порядковые, собира­тельные, количественные.)

  • К какому разряду числительных отно­сится слово десятибалльный? (Это не чис­лительные, а прилагательное.)

  • На какие группы числительные делят­ся по составу? (Простые, составные, слож­ные.)

  • К какому разряду относится числи­тельное 1,5? (Это дробное число.)

  • Назовите числительные, в середине ко­торых пишется мягкий знак. (5080, 500— 900.)

  1. Целеполагание.

  • Как вы думаете, какова тема сегод­няшнего урока? (Обобщающий урок по теме «Имя числительное».)

  • Сформулируйте цели нашего урока.

Учащиеся продолжают высказывание:

  • вспомнить... (грамматические катего­рии имени числительного);

  • узнать... (порядок морфологического разбора имени числительного);

  • научиться... (выполнять морфологиче­ский разбор имени числительного).

  1. Оформление тетради.

Учащиеся записывают дату, тему.


  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 469.

Уровни А, В: списать, заменяя словами цифры.

Самопроверка по ключу.

Шестой класс, четыре четверти, тридцать пять недель, десять баллов, около двухсот пятнадцати учебных дней, сто пятьдесят пять десяток, двести тридцать три девятки, более трёхсот шестидесяти семи восьмёрок, ни одной четвёрки и тройки.

Уровень С: составить и записать неболь­шой текст, используя приводимый матери­ал.

Один из учащихся зачитывает свой текст во время самопроверки уровней А, В.

  • Определите стиль получившегося тек­ста. Для чего в этом стиле используются чис­лительные?

  • Как часто мы используем числительные и в каких ситуациях? (На уроке русского язы­ка, математики, физкультуры и т. д.)

  • Предлагаю сегодня заглянуть в учеб­ные кабинеты и узнать, с какой целью в разных учебных дисциплинах используются числа.


III. Повторение изученного по теме «Имя числительное».

  • Повторение темы «Имя числительное как часть речи».


Кабинет русского языка

Игра «Третий лишний».

  • Выпишите «третье лишнее», аргумен­тируя свой ответ:

а) пять, пятёрка, пятерня;

б) трёхэтажный, трёхкилограммовый, третий;

в) пятый, новый, сотый;

г) двойня, двое, двойка;

д) первый, другой, второй.

Самопроверка по ключу: а) пять; б) тре­тий; в) новый; г) двое; д) другой.

  • Повторение темы «Склонение имени числительного ».


Кабинет математики

Математический диктант.

  • Первое слагаемое 47 (сорок семь), вто­рое слагаемое 211 (двести одиннадцать). Най­дите сумму. (47 + 211 = 258.)

  • Уменьшаемое 189 (сто восемьдесят де­вять), вычитаемое 33 (тридцать три). Найди­те разность. (189 - 33 = 156.)

  • Посмотрите на приведённые ниже при­меры. Как их можно прочитать, используя разные варианты?

  • 47 + 15 = 62 (К сорока семи приба­вить пятнадцатьполучится шестьде­сят два; увеличить сорок семь на пятнад­цатьполучится шестьдесят два; сумма сложения сорока семи с пятнадцатью равна шестидесяти двум.)

189 - 33 = 156 (От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать триполучит­ся сто пятьдесят шесть; из ста восьмидеся­ти девяти вычесть тридцать триполу­чится сто пятьдесят шесть; разность ста восьмидесяти девяти и тридцати трёх рав­на ста пятидесяти шести; уменьшить сто восемьдесят девять на тридцать триполучится сто пятьдесят шесть.)

  • Повторение темы «Разряды имени чис­лительного».


Кабинет математики

  1. Продолжите ряды. Дайте пояснения.

  • 2, 3, 5, 7... (простые числа, так как де­лятся на 1 и на самого себя).

  • 4, 6, 8, 9... (составные числа, так как делятся не только на себя и на 1, но и на другие числа).

  1. Когда на уроке русского языка мы встречаем такие термины? Совпадают ли они с математическими?


Кабинет биологии

Уровень А. В таблицу с разрядами на до­ске вставьте числительные.

Уровень В (работа в парах). Найдите в тексте числительные, запишите их слова­ми, определите их разряды. К какому стилю можно отнести текст? С какой целью исполь­зуются числительные в этом стиле?

В нашем богатом лесами и болотами крае серые журавли были довольно распространён­ными птицами ещё в начале XX века (двадца­того, простое, порядковое). Однако из-за ме­лиорации болот площади угодий, пригодных для обитания этих птиц, начали сокращаться, и журавли стали весьма редкими. На всей тер­ритории было отмечено всего 400 (четыреста, сложное, количественное) пар журавлей, в том числе в Минской области 200 (двести, сложное, количественное) пар, в Беловежской пуще 4 (четыре, простое, количественное) пары, в Припятском заповеднике 11 (одинна­дцать, простое, количественное) пар, в Бере­зинском биосферном заповеднике 90 (девяно­сто, простое, количественное) особей.

Уровень С. Составьте «Биографию» име­ни числительного, отвечая на вопросы:

  1. Какая форма является для числитель­ного начальной? (Форма И. п.)

  2. Какие морфологические признаки есть у числительного? (Разряд по значению, раз­ряд по составу, род (если есть), число (если есть), падеж.)

  3. Назовите синтаксическую роль имени числительного.

  4. Итак, мы с вами только что получили порядок морфологического разбора имени числительного.

  • Повторение темы «Склонение числи­тельных».

  1. Каким образом числа записываются чаще всего — цифрами или словами? Поче­му? (Числа чаще всего записывают цифра­ми. Так проще и быстрее.)

  • Но при чтении текста с цифровой запи­сью числительных нередко допускаются ошиб­ки: числительные употребляются не в том па­деже, который требуется. Для того чтобы в дальнейшем не допускать таких ошибок, мы с вами выполним следующее задание.

Уровень А, В. Просклоняйте числитель­ные по вариантам: девяносто, пятьдесят, двести.

Три человека работают у доски.

Уровень С (работа в группах).


Кабинет истории

  • Оказывается, в древности мерой дли­ны и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т. д. В Древней Руси в качестве единиц измерения применялись:

  1. косая сажень (248 см) — расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев подня­той правой руки;

  2. маховая сажень (176 см) — расстояние между кончиками пальцев расставленных в сторону рук;

  3. аршин (71 см) — 27 пальцев с полу­пальцем или длина одного шага;

  4. локоть (45 см) — расстояние от кончи­ков пальцев до локтя согнутой руки;

  5. вершок (4,45 см) — первоначально рав­нялся длине фаланги указательного пальца;

  6. пядь (17,8 см = 4 вершка) — расстоя­ние между вытянутыми большим и указа­тельным пальцами.

  • В рассказе И. С. Тургенева «Муму» есть описание Герасима: «...мужчина две­надцати вершков роста». Какого роста был Герасим, учитывая, что в старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин? (195,4 см.)

  • Что обозначает фразеологизм от горш­ка три вершка? Сколько это три вершка? (13,35 см.)

  • Какие категории можно определить в числительном двенадцати (вершков) (Р. п.), одного (шага) (м. р., ед. ч., Р. п.)?


Кабинет географии

  • Прочтите текст. Расскажите классу о том, что вы узнали.

Миллион

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатства­ми, придумал слово миллион, которое состо­ит из итальянского слова мили, означающего ‘тысяча’, и ‘оне’, соответствующего русско­му увеличительному суффиксу -ищ-. Таким

образом, слово миллион дословно соответству­ет несуществующему в русском языке слову тысячища.

  • А знаете ли вы, что:

пирамида Хеопса представляет собой остроконечный каменный холм в 35 ярусов;

самая маленькая книга издана в 1896 го­ду в Италии: её размер 16 на 11 миллиме­тров;

самая маленькая библиотека находится в Иране, в ней хранится всего одна книга;

на земном шаре 2 500 различных языков, но большинство населения нашей планеты говорит всего на 13 языках.

  • Какие категории можно определить в числительных в тринадцатом (веке) (м. р., ед. ч., П. п.), в тридцать пять (ярусов) (В. п.)?


Кабинет биологии

  • Прочитайте текст. Озвучьте цифры. Определите стиль текста. С какой целью ис­пользуются числительные в этом стиле?

Зоологи выделяют среди животных око­ло 65 (шестидесяти пяти) классов, объе­динённых в 11 (одиннадцать) типов. Все 11 (одиннадцать) типов — коренные обита­тели моря.

. Более 55 (пятидесяти пяти) лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 (вось­мистах сорока) тысячах. Из этого числа жи­вотных около 675 (шестисот семидесяти пяти) тысяч относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю кото­рых приходится около 90 % (девяноста) членистоногих), то обитатели моря могут гордиться 65 % (шестьюдесятью пятью) видами животных.

Общее число видов морских животных близко к 150 (ста пятидесяти) тысячам.

  • Какие категории можно определить в числительных в одиннадцать (типов) (В. п.), шестьюдесятью пятью (видами) (Т. п.)?


Кабинет труда

  • Прочитайте текст. Озвучьте цифры.

4 (четыре) желтка смешать с 250 (дву­мястами пятьюдесятью) мл молока. Соеди­нить со 100 (ста) г растопленного сливочно­го масла и 50 (пятьюдесятью) г раститель­ного масла. Засыпать 100 (сто) г сахара с 2 (двумя) г ванилина. Добавить 1 (один) кг муки, 1 (одну) ч. л. соли и 1 (одну) ч. л. су­хих дрожжей. Замесить тесто. Дать ему под­няться и снова вымесить, добавляя немного муки. Повторить 2 (два) раза с интервалом около 50 (пятидесяти) минут. Выпекать в духовке, разогретой до 170 (ста семиде­сяти) градусов, 20 (двадцать) минут. Что получится?

— Какие категории можно выделить у числительных одну (чайную ложку), с двумя (граммами) (м. р., Т. п.)?

При работе с данными текстами учащиеся вспоминают категории рода, числа, падежа.

Морфологические признаки числительных

Числительные имеют формы

рода, числа, падежа

рода и падежа

падежа

Порядковые числительные; количествен­ные числитель­ные (одна, ты­сяча, миллион, миллиард)

Количествен­ные числитель­ные (два, две, полтора, пол­торы); собира­тельные числи­тельные (оба, обе)

Остальные ко­личественные (три, семьде­сят, триста и т. п.), собира­тельные числи­тельные (двое, трое и т. п.)


Кабинет физкультуры (физкультми­нутка )

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть!

  • Знакомство с порядком морфологиче­ского разбора (на основе составленной «Био­графии числительного» (учебник, с. 229)).

  1. Запишите предложение Ребята зани­маются в шестом кабинете. Найдите чис­лительное, подчеркните его как член предло­жения, выполните морфологический разбор (работа на доске ).

Шестом — числительное. Н. ф. — шестой; порядк., простое, П. п., ед. ч., м. р. Определение.


IV. Этап обобщения и систематизации зна­ний.

  • Выполнение морфологического раз­бора.

  1. Выполните разбор числительного (по уровням).

Уровень А. Выполните морфологический разбор числительного по образцу.

Он выучил пять английских слов.

Образец. Пять — числ., н. ф. — пять; колич., простое, В. п., в составе дополнения.

На столе я увидел три пирожка.

Три — числ., н. ф. — три; колич., про­стое, В. п., в составе дополнения.

Уровень В. Выполните морфологический разбор числительного.

Обе подруги обрадовались встрече.

Обе — числ., н. ф. — обе, собир., простое, ж. р., И. п., в составе подлежащего.

Уровень С. Выполните морфологический разбор числительного.

Над заданием мы. просидели один вечер.

Один — числ., н. ф. — один, колич., про­стое, м. р., ед. ч., В. п., в составе обстоятель­ства.

  • Тест.

— Найдите ошибку в морфологическом разборе числительных.

  1. В Витебске проживают более трёхсот пятидесяти тысяч жителей.

а) н. ф. — триста пятьдесят тысяч; б) сложное; в) порядковое; г) в Р. п.; д) входит в состав подлежащего.

  1. С середины десятого века летописи упоминают Витебск.

а) н. ф. — десятый; б) простое; в) порядковое; г) в Р. п.; д) женского рода.

  • Я поздравил троих друзей с праздником.

а) н. ф. — три; б) простое; в) собирательное; г) мн. ч.; д) В. п.

Ответы: 16, в; 2д; За, г.


Рефлексия.


V. Домашнее задание.

Повт. § 62—63 (у кого были ошибки в первом номере теста), повт. § 64—66 (у кого были ошибки во втором номере те­ста); §68 (у кого были ошибки в третьем номере теста).

Упр. 465: списать, выполнить морфологи­ческий разбор трёх числительных.

Вспомнить фразеологизмы, пословицы, по­говорки, в которых встречались бы количе­ственные, порядковые, собирательные числи­тельные. Записать по два примера к каждому разряду.

Выполнить морфологический разбор одно­го числительного каждого разряда. Составить мини-текст, взяв фразеологизм с числитель­ным в качестве названия.