Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
VI класс
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут выполнить морфологический разбор имени числительного.
Задачи урока:
• образовательная: содействовать актуализации знаний об имени числительном; систематизировать знания и совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Имя числительное»; ознакомить с порядком морфологического разбора имён числительных; организовать учебную деятельность по овладению навыками выполнения морфологического разбора имени числительного;
развивающая: способствовать развитию умений работать в паре, группе, обобщать, самостоятельно мыслить, делать выводы;
воспитательная: создать условия для формирования чувства коллективизма, ответственности, заинтересованности в изучении русского языка, воспитания любознательности, интереса к другим образовательным дисциплинам.
Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки учащихся (по уровням), задания для групп, тесты.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Приём «Раз вопрос, два вопрос».
Учитель входит в класс, одновременно задавая вопросы. Если учащиеся правильно на них отвечают, педагог делает два шага вперёд; если же неправильно, делает шаг назад.
Назовите любое числительное.
На какие группы имена числительные делятся по значению? (Порядковые, собирательные, количественные.)
К какому разряду числительных относится слово десятибалльный? (Это не числительные, а прилагательное.)
На какие группы числительные делятся по составу? (Простые, составные, сложные.)
К какому разряду относится числительное 1,5? (Это дробное число.)
Назовите числительные, в середине которых пишется мягкий знак. (50—80, 500— 900.)
Целеполагание.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Обобщающий урок по теме «Имя числительное».)
Сформулируйте цели нашего урока.
Учащиеся продолжают высказывание:
вспомнить... (грамматические категории имени числительного);
узнать... (порядок морфологического разбора имени числительного);
научиться... (выполнять морфологический разбор имени числительного).
Оформление тетради.
Учащиеся записывают дату, тему.
Проверка домашнего задания.
Упражнение 469.
Уровни А, В: списать, заменяя словами цифры.
Самопроверка по ключу.
Шестой класс, четыре четверти, тридцать пять недель, десять баллов, около двухсот пятнадцати учебных дней, сто пятьдесят пять десяток, двести тридцать три девятки, более трёхсот шестидесяти семи восьмёрок, ни одной четвёрки и тройки.
Уровень С: составить и записать небольшой текст, используя приводимый материал.
Один из учащихся зачитывает свой текст во время самопроверки уровней А, В.
Определите стиль получившегося текста. Для чего в этом стиле используются числительные?
Как часто мы используем числительные и в каких ситуациях? (На уроке русского языка, математики, физкультуры и т. д.)
Предлагаю сегодня заглянуть в учебные кабинеты и узнать, с какой целью в разных учебных дисциплинах используются числа.
III. Повторение изученного по теме «Имя числительное».
Кабинет русского языка
Игра «Третий лишний».
Выпишите «третье лишнее», аргументируя свой ответ:
а) пять, пятёрка, пятерня;
б) трёхэтажный, трёхкилограммовый, третий;
в) пятый, новый, сотый;
г) двойня, двое, двойка;
д) первый, другой, второй.
Самопроверка по ключу: а) пять; б) третий; в) новый; г) двое; д) другой.
Кабинет математики
Математический диктант.
Первое слагаемое 47 (сорок семь), второе слагаемое 211 (двести одиннадцать). Найдите сумму. (47 + 211 = 258.)
Уменьшаемое 189 (сто восемьдесят девять), вычитаемое 33 (тридцать три). Найдите разность. (189 - 33 = 156.)
Посмотрите на приведённые ниже примеры. Как их можно прочитать, используя разные варианты?
47 + 15 = 62 (К сорока семи прибавить пятнадцать — получится шестьдесят два; увеличить сорок семь на пятнадцать — получится шестьдесят два; сумма сложения сорока семи с пятнадцатью равна шестидесяти двум.)
189 - 33 = 156 (От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три — получится сто пятьдесят шесть; из ста восьмидесяти девяти вычесть тридцать три — получится сто пятьдесят шесть; разность ста восьмидесяти девяти и тридцати трёх равна ста пятидесяти шести; уменьшить сто восемьдесят девять на тридцать три — получится сто пятьдесят шесть.)
Кабинет математики
Продолжите ряды. Дайте пояснения.
2, 3, 5, 7... (простые числа, так как делятся на 1 и на самого себя).
4, 6, 8, 9... (составные числа, так как делятся не только на себя и на 1, но и на другие числа).
Когда на уроке русского языка мы встречаем такие термины? Совпадают ли они с математическими?
Кабинет биологии
Уровень А. В таблицу с разрядами на доске вставьте числительные.
Уровень В (работа в парах). Найдите в тексте числительные, запишите их словами, определите их разряды. К какому стилю можно отнести текст? С какой целью используются числительные в этом стиле?
В нашем богатом лесами и болотами крае серые журавли были довольно распространёнными птицами ещё в начале XX века (двадцатого, простое, порядковое). Однако из-за мелиорации болот площади угодий, пригодных для обитания этих птиц, начали сокращаться, и журавли стали весьма редкими. На всей территории было отмечено всего 400 (четыреста, сложное, количественное) пар журавлей, в том числе в Минской области 200 (двести, сложное, количественное) пар, в Беловежской пуще 4 (четыре, простое, количественное) пары, в Припятском заповеднике 11 (одиннадцать, простое, количественное) пар, в Березинском биосферном заповеднике 90 (девяносто, простое, количественное) особей.
Уровень С. Составьте «Биографию» имени числительного, отвечая на вопросы:
Какая форма является для числительного начальной? (Форма И. п.)
Какие морфологические признаки есть у числительного? (Разряд по значению, разряд по составу, род (если есть), число (если есть), падеж.)
Назовите синтаксическую роль имени числительного.
Итак, мы с вами только что получили порядок морфологического разбора имени числительного.
Каким образом числа записываются чаще всего — цифрами или словами? Почему? (Числа чаще всего записывают цифрами. Так проще и быстрее.)
Но при чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Для того чтобы в дальнейшем не допускать таких ошибок, мы с вами выполним следующее задание.
Уровень А, В. Просклоняйте числительные по вариантам: девяносто, пятьдесят, двести.
Три человека работают у доски.
Уровень С (работа в группах).
Кабинет истории
Оказывается, в древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т. д. В Древней Руси в качестве единиц измерения применялись:
косая сажень (248 см) — расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;
маховая сажень (176 см) — расстояние между кончиками пальцев расставленных в сторону рук;
аршин (71 см) — 27 пальцев с полупальцем или длина одного шага;
локоть (45 см) — расстояние от кончиков пальцев до локтя согнутой руки;
вершок (4,45 см) — первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца;
пядь (17,8 см = 4 вершка) — расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами.
В рассказе И. С. Тургенева «Муму» есть описание Герасима: «...мужчина двенадцати вершков роста». Какого роста был Герасим, учитывая, что в старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин? (195,4 см.)
Что обозначает фразеологизм от горшка три вершка? Сколько это три вершка? (13,35 см.)
Какие категории можно определить в числительном двенадцати (вершков) (Р. п.), одного (шага) (м. р., ед. ч., Р. п.)?
Кабинет географии
Прочтите текст. Расскажите классу о том, что вы узнали.
Миллион
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова мили, означающего ‘тысяча’, и ‘оне’, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ-. Таким
образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
пирамида Хеопса представляет собой остроконечный каменный холм в 35 ярусов;
самая маленькая книга издана в 1896 году в Италии: её размер 16 на 11 миллиметров;
самая маленькая библиотека находится в Иране, в ней хранится всего одна книга;
на земном шаре 2 500 различных языков, но большинство населения нашей планеты говорит всего на 13 языках.
Какие категории можно определить в числительных в тринадцатом (веке) (м. р., ед. ч., П. п.), в тридцать пять (ярусов) (В. п.)?
Кабинет биологии
Прочитайте текст. Озвучьте цифры. Определите стиль текста. С какой целью используются числительные в этом стиле?
Зоологи выделяют среди животных около 65 (шестидесяти пяти) классов, объединённых в 11 (одиннадцать) типов. Все 11 (одиннадцать) типов — коренные обитатели моря.
. Более 55 (пятидесяти пяти) лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 (восьмистах сорока) тысячах. Из этого числа животных около 675 (шестисот семидесяти пяти) тысяч относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90 % (девяноста) членистоногих), то обитатели моря могут гордиться 65 % (шестьюдесятью пятью) видами животных.
Общее число видов морских животных близко к 150 (ста пятидесяти) тысячам.
Какие категории можно определить в числительных в одиннадцать (типов) (В. п.), шестьюдесятью пятью (видами) (Т. п.)?
Кабинет труда
4 (четыре) желтка смешать с 250 (двумястами пятьюдесятью) мл молока. Соединить со 100 (ста) г растопленного сливочного масла и 50 (пятьюдесятью) г растительного масла. Засыпать 100 (сто) г сахара с 2 (двумя) г ванилина. Добавить 1 (один) кг муки, 1 (одну) ч. л. соли и 1 (одну) ч. л. сухих дрожжей. Замесить тесто. Дать ему подняться и снова вымесить, добавляя немного муки. Повторить 2 (два) раза с интервалом около 50 (пятидесяти) минут. Выпекать в духовке, разогретой до 170 (ста семидесяти) градусов, 20 (двадцать) минут. Что получится?
— Какие категории можно выделить у числительных одну (чайную ложку), с двумя (граммами) (м. р., Т. п.)?
При работе с данными текстами учащиеся вспоминают категории рода, числа, падежа.
Морфологические признаки числительных
Числительные имеют формы |
рода, числа, падежа | рода и падежа | падежа |
Порядковые числительные; количественные числительные (одна, тысяча, миллион, миллиард) | Количественные числительные (два, две, полтора, полторы); собирательные числительные (оба, обе) | Остальные количественные (три, семьдесят, триста и т. п.), собирательные числительные (двое, трое и т. п.) |
Кабинет физкультуры (физкультминутка )
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть!
Знакомство с порядком морфологического разбора (на основе составленной «Биографии числительного» (учебник, с. 229)).
Запишите предложение Ребята занимаются в шестом кабинете. Найдите числительное, подчеркните его как член предложения, выполните морфологический разбор (работа на доске ).
Шестом — числительное. Н. ф. — шестой; порядк., простое, П. п., ед. ч., м. р. Определение.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Выполните разбор числительного (по уровням).
Уровень А. Выполните морфологический разбор числительного по образцу.
Он выучил пять английских слов.
Образец. Пять — числ., н. ф. — пять; колич., простое, В. п., в составе дополнения.
На столе я увидел три пирожка.
Три — числ., н. ф. — три; колич., простое, В. п., в составе дополнения.
Уровень В. Выполните морфологический разбор числительного.
Обе подруги обрадовались встрече.
Обе — числ., н. ф. — обе, собир., простое, ж. р., И. п., в составе подлежащего.
Уровень С. Выполните морфологический разбор числительного.
Над заданием мы. просидели один вечер.
Один — числ., н. ф. — один, колич., простое, м. р., ед. ч., В. п., в составе обстоятельства.
— Найдите ошибку в морфологическом разборе числительных.
В Витебске проживают более трёхсот пятидесяти тысяч жителей.
а) н. ф. — триста пятьдесят тысяч; б) сложное; в) порядковое; г) в Р. п.; д) входит в состав подлежащего.
С середины десятого века летописи упоминают Витебск.
а) н. ф. — десятый; б) простое; в) порядковое; г) в Р. п.; д) женского рода.
а) н. ф. — три; б) простое; в) собирательное; г) мн. ч.; д) В. п.
Ответы: 16, в; 2д; За, г.
Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Повт. § 62—63 (у кого были ошибки в первом номере теста), повт. § 64—66 (у кого были ошибки во втором номере теста); §68 (у кого были ошибки в третьем номере теста).
Упр. 465: списать, выполнить морфологический разбор трёх числительных.
Вспомнить фразеологизмы, пословицы, поговорки, в которых встречались бы количественные, порядковые, собирательные числительные. Записать по два примера к каждому разряду.
Выполнить морфологический разбор одного числительного каждого разряда. Составить мини-текст, взяв фразеологизм с числительным в качестве названия.