СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ФГОС "Источники географической информации"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию сценарий урока по форме технологической карты ФГОС "Источники географической информации"

Просмотр содержимого документа
«Урок ФГОС "Источники географической информации"»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету






Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Беленкова Наталья Александровна

Район

Город Дзержинск Нижегородской области

Место работы

МБОУ школа № 39

Должность

Учитель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

6

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М., Русское слово, 2010

Тема учебного занятия

Развитие географических знаний о Земле

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Введение в предмет «география». Источники географической информации.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Первый урок в учебном занятии

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

- Открыть способ познания понятий «география» и «источники географической информации»


- Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию, познакомить детей с новыми понятиями.



- Овладеть теоретическими знаниями в области развития географических знаний о Земле.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Учащиеся научатся объяснять понятие «география», узнают об источниках географической информации

Учащиеся получат возможность расширить знания об окружающем мире, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

Учащиеся научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Цель – способ (метапредметный результат)

Учащийся получит представление о развитии «географии» от древности до наших дней, о классификации современной географии, о новых источниках географической информации.

Учащиеся получат возможность спланировать свою деятельность для изучения новых для них понятий.


Цель – ценность (личностный результат)

Учащиеся убедятся в том, что география – наука, которая необходима для развития каждого человека. Учащиеся получат возможность сформировать понятие ответственности изучения новой для них науки.


Обучающиеся получат возможность сформировать понятие о важности изучения нового для них предмета «география»

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.


Учащиеся знакомы с отдельными понятиями новой для них науки из курса начальной школы «Окружающий мир»;

- имеют опыт общения с окружающей средой;

- знают процессы и явления, происходящие в окружающей среде;

- могут определить, для чего человек описывал Землю;

- могут аргументировать свое мнение по вопросу важности появления новых источников географических знаний в современном мире и сопоставлять одни источники с другими;

- могут оценивать успешность освоения новых понятий


Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Оценивание устных ответов


Самостоятельная работа на тему: «Зачем мне изучать географию»

Анкетирование

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Оцениваются знания, полученные в начальной школе и пятом классе

Отслеживается умения каждого ученика работать с текстом, дополнительными источниками информации

Приобщение у изучению нового предмета школьной программы «География»















Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник География 6 класс, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. М., Русское слово, 2010

Универсальные поурочные разработки к курсу «Физическая география. 6 класс», детская энциклопедия

Социальная сеть работников образования-

nsportal.ru

«Первое сентября» http://www.1september.ru/

Российский образовательный портал http//school.edu.

ru

Презентация

Техническое обеспечение

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, настенная физическая карта полушарий, раздаточный материал – карточки с фотографиями ученых



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Я рада приветствовать вас на первом в вашей учебной жизни уроке географии. Надеюсь, что путешествие по этой науке, в которое мы отправимся, станет для вас интересным, увлекательным и полным приключений.


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

- Ребята, подумайте, где ранее вы могли встречаться с географией? Правильно! Не такой уж он и новый для вас, так как многие темы вы уже изучали на других предметах раньше, на таких, как «Природоведение», «Окружающий мир». Давайте познакомимся с оглавлением и узнаем темы, которые будем изучать. Заниматься мы будем по учебнику Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского, называется он «География. 6 класс». Возьмите в руки учебник, внимательно рассмотрите его. По нему мы будем заниматься весь 6 класс. Так же нам потребуется атлас для 6 класса.

- С чем вы познакомились и изучили на уроках Окружающего мира и природоведения?

- А как вы думаете, что мы знаем о географии? Что хотели бы узнать, изучая географию?

На уроках «Природоведения»














- С живой и неживой природой, планетами, Землей, звездами, Вселенной, охрана природы.

- Мы знаем пока очень мало, но хотим узнать о нашей планете, о ее воздушном, водном пространствах, почве, про людей, населяющей ее и в каких странах они живут.


1.3. Создание проблемной ситуации

Да, ребята, вы совершенно правы, мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле.

-Итак, откроем учебник на стр. 230-231 и ознакомимся с его содержанием. Что вы будете изучать на уроках географии?

- Где в жизни нам встречаются географические знания?

- Как вы думаете, а что же такое география? Что означает это слово? Ответ стройте так: география – это наука. … О чём эта наука?

- В каких источниках информации можно найти географические знания?












- Землю, ее описание, ее строение, воздух, воду, почву и др.

- Повсеместно в окружающем нам мире.


- География – это наука о нашей планете.



- Интернете, газетах, журналах, книгах и в учебнике.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова цель нашего урока?

- Тема урока «Что такое география?»

- Мы познакомимся с географией как наукой, источниками географической информации, будем развивать интерес к изучению этого предмета и научимся понимать зачем нам все это нужно.

- Что и как мы будем изучать на уроках географии, что такое «география»

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Откройте учебник на стр. 6, и прочитав первый абзац первого параграфа скажите, как переводится с греческого «география»?

- Кто написал первую книгу «География»?

- От каких греческих слов произошло слово «география» и что они означают?

- Т.о. слово «география» буквально означает «описание Земли».

- География – ода из древнейших наук. И долгое время она действительно была простым землеописанием. А как описывали Землю в далекие времена? И почему карта мира отличается от карты из книги Эратосфена (посмотрит рис. 1 стр. 7)

- Совершенно верно, но к концу 19 века вся наша планета оказалась описанной и не осталось ни единого места на земле, куда не ступала нога человека. А как вы думаете, чем на сегодняшний день занимается наука география?

- В настоящее время география подразделяяется на две основные ветви: физическую географию, которая изучает природу, и которую мы и будем изучать на протяжении 6,7 и 8 классов, и социально-экономическую, которая изучает население и его деятельность. Изучается в 10-11 классах школьной программы. Давайте запишем в тетради определение физической географии.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1.  Описание природы.

2.  Разъяснение особенностей природы.

3.  Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

Итак, скажите мне, что же такое современная физическая география? Ведь это не простое землеописание…

- Землеописание





- ученый Эратосфен


- «Гео» - Земля, «Графио» - описываю



- Древние ученые много путешествовали, описывали новые земли, а карта мира отличается, потому что уже к сегодняшнему моменту все земли уже являются исследованными





- Изучает изменения в природе, причины изменений, страны, города, их население.









Записывают определение












- Это наука о законах, по которым живет природа нашей планеты.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

- Полистайте атлас, как вы думаете, зачем он нам на уроках географии?

- Атлас – это сборник карт, и он будет для нас одним из главных источников географической информации.

- Перечислите источники информации, где мы можем взять географические знания.

- Будем изучать карты, учиться ими пользоваться для работы на уроке и в жизни.




Учебник, атлас (карты), Интернет, энциклопедии, журналы, газеты и даже произведения художественной литературы.

В тетради записывают: Основные источники географической информации:

  1. Карты

  2. Справочники, учебники, научная литература

  3. Сеть Интернет

  4. Космические фотоснимки

  5. Географические журналы и газеты

Художественная литература, документальные фильмы и др.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Молодцы! А теперь выполним интересное задание. Для его выполнения нам понадобиться открыть учебник на странице 7 и посмотреть на рисунок № 1, который называется «карта мира из книги Эратосфена». Вам необходимо заполнить таблицу, ответив на вопрос, как теперь называются географические объекты, обозначенные на этой древней карте? Откроем наши атласы на стр. 14-15 и сопоставим древнюю карту и современную карту полушарий для поиска верного ответа

Древнее название

Современное название

Эфиопский океан


Эритрейское море


Остров Альбион


Понт Эвксинский


Внутреннее море














Выполняют задание в тетрадях

Древнее название

Современное название

Эфиопский океан

Атлантический океан

Эритрейское море

Красное море

Остров Альбион

Британские острова

Понт Эвксинский

Черное море

Внутреннее море

Средиземное море



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

- Подведем итоги урока. Повторим главное. Прочитаем в учебнике стр. 9 рубрику «повторим главное.

- Что нового вы узнали на уроке?

Ученики читают.



Что называется географией, чем мы будем заниматься на уроках географии, что нам для этого потребуется и где можно найти географическую информацию.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

- Что означает слово «География»?

- Кто первым применил это слово?

- Какую географию мы будем изучать?

- Что изучает физическая география?

- Перечислите основные источники географических знаний.

- Для чего нужно изучать географию?


Запишите домашнее задание:

- Параграф 1, пересказ, ответить на вопросы после параграфа на стр. 10


Дети отвечают








Записывают домашнее задание


ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»