5
УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(для учащихся 1 класса)
Секреты финансового успеха
- Здравствуйте, ребята!
- Как ваше настроение?
- Давайте знакомиться: меня зовут Елена Юрьевна
- Вы знаете, почему и зачем я к вам пришла? Вас ждет необычный урок.
- Чему он будет посвящен, я подскажу.
(слайд 1)
- Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. Что это? (показываем монетку)
- Да, у нас сейчас начался урок правильного обращения с деньгами. Мы попробуем ответить на вопрос деньги дают свободу или отнимают её.
- Сейчас проверим, что знает наш 1 класс о деньгах?
4-х самых активных участников конкурса загадок ждет роль в нашей небольшой, но интересной сказке.
ЗАГАДКИ.
Одно брюшко, 4 ушка. (кошелек)
На товаре быть должна обязательно.. ( цена)
Он финансовый факир. В банк вас ждет к себе… ( банкир)
Будут целыми как в танке сбереженья ваши в .. ( банке)
Люди ходят на базар прикупить себе … ( товар)
И врачу, и акробату выдают за труд .. ( зарплату)
Очень вкусная витрина овощного .. ( магазина)
Дыни, груши, огурцы продают нам .. ( продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет.. ( кассир)
- Просто замечательные знания мира финансов у ребят 1 класса! Молодцы!
- Наверное, все из вас держали в руках деньги и даже делали покупки. Откуда они у вас появлялись? (давали родители….).
- Ваши карманные деньги – от родителей, бабушки, тети.. А у них деньги откуда? (взрослые зарабатывают, т.е. трудятся).
- Да, деньги – это плата за труд. (на доске появляется первая табличка «ТРУД»). Когда один человеку приносит пользу другому человек или государству, ему за это платят зарплату. А он может обменять полученные деньги на что-то полезное для себя.
- Вы вот на что тратили свои карманные деньги, на что их меняли?
Да, ваши родители поработали, чтобы вы могли для себя это приобрести.
- Получается, чтобы деньги у нас появились, мы должны быть кому-то полезными? И чтобы что-то купить себе, мы должны помочь в чем- то другому. Это очень справедливо, согласны?
- Кто-то уже придумал, каким полезным занятием будет заниматься, когда вырастет ?
- Здорово! Ну а сейчас пришло время разобраться, как же научиться правильно пользоваться деньгами. И помогут нам в этом наши сказочные друзья. Встречайте!
-У Кого из ребят больше всего денег накопилось за загадки. Они будут героями нашей сказки.
Дед (конверт: пять монет, 2 груши (2 монеты), кеды (1 монета), 2 маленьких плюшевых мишек (1 монета), набор карандашей )
Баба ( конверт: 1 грушу (1 монета), пару сапожек (1 монета), одного большого мишку (2 монеты), одна монета
Курочка Ряба
Мышка
Одеваем детей ,даем им конверты- реквизит для персонажей (дед, баба, курочка Ряба, мышка)
Сказка -учитель
Собрались однажды в магазины Дед, Баба и курочка Ряба.
Каждый взял с собою 5 монет, и было им немало лет,
Знали все они, как тратить их с умом, как купить вещей полезных в дом.
Посмотрим-посмотрим, что же они купили на свои 5 монет.
(У детей в руках конверты с 5 большими бумажными монетами и карточки с изображением покупок и их стоимости. Их прикрепляем на доску напротив каждого из них):
- Дед купил 2 груши (2 монеты), кеды (1 монета), 2 маленьких плюшевых мишек (1 монета). Потом он подумал и вернулся за набором карандашей (1 монета): очень уж они ему понравились! Сколько у него осталось монет? (0).
-Баба купила 1 грушу (1 монета), пару сапожек (1 монета), одного большого мишку (2 монеты). Сколько у нее осталось? (1 монета).
- А у Курочки - по-прежнему 5 монет, она не купила ничего.
Вышли все друзья из магазина: с денежкой, с покупками – Бабка,
Деде деньги все потратил, а Курочка - наоборот - запрятала.
Вдруг навстречу вышла Мышка (она у нас сегодня почтальонка):
«У меня есть новость для Бабы, для нее письмо в моей корзине».
В том письме Баба прочитала, что к ним скоро гости приезжают,
Нужно стол собрать и нарядиться:
- 5-я монетка пригодится!!)))))
И Баба снова в магазин: угощенье сможет взять гостям.
Обсуждение: Какое неожиданное приятное событие произошло с Бабой? Оказалась она к нему готова?
Что ей помогло?
Как думаете, нужно Бабе и дальше следовать такой привычке? Почему?
Мышка принесла Бабе радостную весть))).
И для Деда телеграмма есть.
Только… Дед что-то погрустнел, оказалось: друг у деда заболел.
Пишет, что лежит с температурой, что нужны ему пилюли и микстуры,
Просит мед купить и витамины. Только …. денег больше нет у деда!….
Как же трудно всем бывает жить, если денежку не отложить.
Обсуждение: Какое неожиданное и неприятное событие пришло к Деда?
Он оказался к нему готовым? Почему?
А что он мог бы сделать раньше, чтобы у него были нужные ему сейчас деньги? Что ему нужно поменять в своих привычках?
Если бы он всего одну монету не потратил, а сохранил, ему не пришлось бы огорчаться и занимать монету у Курочки, так ведь? Что помешало ему сохранить эту монету? (не устоял перед красивыми карандашами, хотя ему в общем-то было чем рисовать).
И в приятной ситуации, и в совсем неприятной нам могут быть необходимы деньги. И появятся они у нас только, если мы их все не потратим, а немного сохраним, отложим для будущего, верно?)
А Курочка -умница монеты сберегла: хочет она пойти учиться.
Много будет нужно тех монет ровно через 10 зим и лет.
Но товарищу Курочка помочь решила и монетку Деду одолжила:
«Впереди так много зим и лет, подкоплю еще себе монет!»
Поспешил в аптеку Дед: Другу нужно помогать!
Только долг теперь у Деда, а долги, конечно, нужно возвращать.
Обсуждение: Как получилось, что у Курочки осталось так много денег? Наверное, в магазине не было ничего, в чем Курочка нуждалась, а просто так она деньги тратить не будет. Почему?
Для чего она их копит?
А вы будете учиться через 10 зим и лет?
Чтобы стать кому-то полезным и зарабатывать, нужно будет вам учиться, как собирается Курочка? Вы бы на месте кого не хотели в жизни оказаться?
А на месте кого – хотели бы?
А у вас есть их полезные привычки? Вы тоже на что-то копите? Мы знаем, что вы не будете брать примера с Деда и безоглядно тратить все деньги без остатка? А на что будете собирать?
- Мы желаем, чтобы все ваши желания исполнялись, и финансовая математика вам в этом всегда поможет.
- Давайте подведем итог (с записью на доске). Что же можно делать с деньгами? Вначале – их зарабатывают.
Это называется ДОХОД.
Еще их можно все потратить (это РАСХОД).
Можно расходовать грамотно (т.е. тратить на действительно нужное) и экономить, сберегать (СБЕРЕЖЕНИЯ).
Ну а если не очень грамотно расходовать и чересчур увлекаться покупками, ничего не откладывая для себя, то можно оказаться в долгах (ДОЛГ).
- Какие же правила правильного обращения с деньгами мы узнали сегодня?
- Когда же деньги дают свободу?
Не покупать лишнего, а лучше сберегать немного для себя (платить себе - в копилку): (вывешивается картинка с изображением копилки-хрюшки или сама копилка)
- Ведь деньги могут понадобиться на что-то непредвиденное.
Грамотно экономить приятнее и полезнее, чем оказываться в должниках.
-Это даёт человеку экономическую свободу.
- Ребята, вы большие молодцы. У каждого человека есть финансовая цель. Попробуйте сделать к ней первый шаг. А помогут вам в этом памятки.
- У нас в классе выросло денежное дерево. У вас на партах листочки, напишите на них. Совет обращения с деньгами.
Откладывай деньги
Заведи копилку
НЕ ПОКУПАЙ ЛИШНЕГО