СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок физической культуры в системе физического воспитания учащихся»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается современный урок физической культуры.

Просмотр содержимого документа
««Урок физической культуры в системе физического воспитания учащихся»»



Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Статья на тему:





«Урок физической культуры в системе физического воспитания учащихся»



























Орёл,2019

Введение 2

1.Структура современного подхода к содержанию уроков физической культуры (Мурина Н.В.) 3

2.Специфические особенности урока физической культуры 6

3.Требования к уроку физической культуры в школе 6

4.Задачи урока физической культуры 10

5.Содержание урока физической культуры в общеобразовательной школе 13

6.Структура урока физической культуры ………………………………………...17































Введение

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры.

Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.

На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.

1. Структура современного подхода к содержанию уроков физической культуры (Мурина Н.В.)

5

Специфические особенности урока физической культуры

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке (часто очень быстро), когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

Требования к уроку физической культуры в школе

В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому существует ряд требований, предъявляемых к уроку. Они могут быть дополнены, изменены в соответствии с целями и задачами деятельности школьного звена государственной системы физического воспитания. Основные требования следующие:

  • соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физическоговоспитания;

  • содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным ссоциальной практикой общества, систематичным и последовательным; - на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;

  • в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные ипрактические, репродуктивные и поисковые методы;

  • обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единствообучения, воспитания и развития школьников.

Поэтому для современного урока прежде всего характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников. Учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Частнодидактические требования к уроку физической культуры заключаются в следующих положениях.

    1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности. Это значит, что процесс формирования системы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на укрепление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.

    2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, отражающие систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. Учебно-воспитательная работа дифференцируется с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся класса: быть доступной дли выполнения, в меру индивидуализированной и требующей определенных усилий, вызывать положительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и задачи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.

    3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). Аналогичным путем решаются задачи эстетического воспитания.

    4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.

    5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся. Если учитель располагает сведениями о состоянии здоровья, физическом развитии, физической подготовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяснить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро- и макросреды и другое, т.е. все основные компоненты структуры личности школьников. Без систематического изучения учащихся невозможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.

    6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Недопустимы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.

Задачи уроков физической культуры

С каждого урока дети должны уносить новые знания, умения, должны видеть, что в процессе целенаправленных занятий физическими упражнениями улучшается их физическое развитие.

Это достигается путем постановки конкретных задач на каждый урок. Все задачи, исходя из их направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Решение образовательных задач вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками выполнять физические упражнения, а также умениями применять их в жизни.

Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм.

Решение воспитательных задач обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие моральных и волевых качеств личности учащегося.

Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, дают целенаправленную установку учебной деятельности, позволяют предположить конкретный результат урока. Но этот эффект будет достигнут только при условии их точной формулировки.

Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, не способствует их активизации.

Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. Поэтому целесообразно при постановке задач на уроках использовать следующие глаголы: научить, учить, продолжать учить, закрепить, совершенствовать. Наиболее конкретной является задача научить, и к ее постановке учителю необходимо стремиться. В связи с этим он должен на каждый урок планировать такую дозу материала, которую могли бы усвоить учащиеся. Однако это не всегда удается, и учителя прибегают к другим названным нами формулировкам.

Такие конкретные задачи записываются в конспекте н доводятся до сознания учащихся на каждом уроке.

Параллельно с решением образовательных учитель ставит и оздоровительные задачи. Для этого он осуществляет целый ряд мероприятий, способствующих благоприятному воздействию выполняемых на уроке физических упражнений на организм занимающихся. В этом плане большое значение имеют правильное дозирование физической нагрузки, надлежащие гигиенические условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание при выполнении каждого упражнения следует уделить осанке и дыханию занимающихся. Ведь от правильного положения тела, своевременного вдоха и выдоха при выполнении упражнений зависит не только оздоровительный эффект, но и успешное усвоение упражнений.

Решение оздоровительных задач требует особой организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в специальные медицинские группы, временно освобожденными от физической нагрузки, пропустившими несколько занятий по болезни, имеющими врожденные дефекты развития. Этим ученикам необходимо уделять особое внимание.

Решая оздоровительные задачи, учащихся обучают методам контроля и оценки состояния организма. Это очень важно и в плане обучения занимающихся самостоятельному использованию физических упражнений.

Уроки физической культуры имеют большие возможности влиять на становление личности учащихся. Эти возможности заложены в самом построении урока, и если учитель управляет этим процессом, ставит воспитательные цели и задачи, то достигает положительных результатов; если этот процесс идет стихийно, то можно получить даже отрицательный эффект.

Учитель не может пройти мимо небрежного отношения детей к природе, допустить неряшливость в одежде, позволить оскорбительный тон и насмешки в адрес ученика, неудачно выполнившего упражнение.

Большой воспитательный заряд имеют традиционные формы организации урока, которые учитель должен постоянно держать в поле зрения, предъявляя к ученикам определенные требования.

Как и оздоровительные, воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными на каждом уроке от его начала и до конца. В ряде случаев они могут выступать и самостоятельно с четкой формулировкой и записью в конспекте.

Поставленная задача должна соответствовать лимиту времени, и ее формулировка должна быть настолько доступна учащимся, чтобы они сами могли оценить уровень ее решения.

Уже в процессе постановки задач учитель прибегает к межпредметным связям, которые должны, с одной стороны, содействовать формированию убежденности учащихся в целесообразности требований, предъявляемых учителем физкультуры, а с другой стороны, подчеркивать практическую значимость знаний, приобретаемых по другим предметам. В наибольшей мере на уроках физической культуры используются знания учащихся по предметам, которые могут быть применены для объяснения сущности движений и их влияния на организм.

На каждом уроке учитель решает множество задач, но акцентирует внимание на основных для данного занятия. Таких задач, связанных с обучением, может быть вынесено на урок две - три. Их и объявляет учитель в начале урока. При этом должна прозвучать воспитательная и оздоровительная значимость данного урока.

Задачи урока, их постановка и доведение до сведения учащихся должны быть тесно связаны с другими формами работы по физическому воспитанию школьников и особенно с их самостоятельной работой.

Содержание урока физической культуры в общеобразовательной школе

Содержание урока физической культуры — понятие, заслуживающее специального внимания и анализа.

Основываясь на взаимосвязях процесса обучения и формы его организации (урока), содержание урока следует рассматривать как совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят:

  1. деятельность учителя и учащихся;

  2. результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся;

  3. физические упражнения и другие действия, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока.

Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать: - определение и конкретизацию цели урока;

  • обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечиваетдостижение соответствующей цели; - подготовку места проведения урока;

  • организацию учащихся для активной учебной деятельности;

  • постановку перед учащимися учебной задачи;

  • обеспечение ее восприятия;

  • осознание учебной задачи;

  • психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основнойчасти урока;

  • организацию активной учебной деятельности;

  • получение конкретной информации о качестве учебной деятельностишкольников;

  • оценку полученной информации;

  • анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;

  • коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихсякласса (группы учащихся или на отдельных из них);

  • определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;

  • помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;

  • регулирование учебной нагрузки учащихся;

  • подведение итогов урока;

  • организованное завершение урока определением групповых, общих ииндивидуальных заданий на дом.

Данный перечень элементов деятельности учителя и их последовательность могут варьироваться.

Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке целей и задач перед коллективом класса, т.е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполнению изучаемого двигательного действия).

Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, имеет следующее содержание:

  • подготовка к уроку (приобретение спортивной одежды, обуви, соблюдениенорм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке);

  • явка на место проведения урока;

  • сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных,зрительных и др.);

  • выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;

  • восприятие и осознание учебных заданий (задач);

  • проектирование собственных действий;

  • активная интеллектуальная и практическая познавательная работа;

  • само- и взаимоконтроль за результатами практической работы;

  • получение конкретной информации о качестве собственной учебнойдеятельности;

  • самооценка учебной деятельности (взаимооценка);

  • само- и взаимоанализ оценочных суждений;

  • обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися иучителем;

  • внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность идр.

В результате совместной деятельности учителя и учащихся не уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году: цели начального, базового и среднего общего физкультурного образования школьников. Здесь учитываются педагогические, физиологические и психологические закономерности процесса обучения во взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока. Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений (до 90 % общего времени).

Моторная плотность урока физической культуры тесно связана с его типом. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки повторения пройденного и смешанные, наименьшей уроки по изучению нового материала и контрольные, занимающие немного места в годичной программе. Это свидетельствует о том, что физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока физической культуры.

Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламентируемого задачами урока и его предметным содержанием, зависят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Изменения в психофизиологических процессах и в состоянии занимающихся обусловливают последующие изменения в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников.

Все перечисленные составляющие содержания урока тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, эта взаимосвязь характеризует другой значимый признак урока физической культуры — его структуру.

Структура урока физической культуры

Школьный урок физической культуры включает следующие основные структурные элементы: организацию внимания, подготовку организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организацию условий, коррекцию нагрузки, подведение итогов урока, выполнение и обработку задания на дом. Из этих основных элементов складывается та или иная часть школьного урока физической культуры, которые отражают особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой учебно-воспитательного процесса, т.е. постепенного вовлечения учащихся в познавательную деятельность, достижение требуемого уровня психофизического состояния занимающихся; поддержание уровня достижений учащихся на протяжении времени урока; сочетание коллективных видов работы класса в соответствии с режимом учебного дня школы. Требуются четкая структура и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

В дидактике средней школы выделяют элементы — структурные компоненты урока, которые приемлемы для школьного урока физической культуры. Ниже приводятся основные элементы урока:

  • организация подготовки учащихся к уроку;

  • постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

  • психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока иих активная познавательная деятельность занимающихся:

  • обучение двигательным действиям;

  • развитие двигательных качеств;

  • воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

  • контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности обучающихся:

  • коррекция учебно-воспитательных воздействий;

  • коррекция физической нагрузки учащихся;

  • подведение итогов урока;

  • задание на дом;

  • организованное завершение.

Эти элементы составляют подготовительную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач.

6.1. Подготовительная часть урока создает предпосылки для основной учебно-воспитательной работы. Цель этой части урока физической культуры — обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач:

  • организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;

  • дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;

  • создать благоприятные психические и эмоциональные условиявзаимодействия деятельностей преподавания и учения;

  • организовать постепенное включение в работу органов и систем, общееразогревание опорно-двигательного аппарата учащихся;

  • сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной частиурока.

По мере необходимости можно решать некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу.

Средства — разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или же поддается быстрому усвоению:

  • различные построения и перестроения;

  • варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенноповышающихся, но относительно умеренных нагрузок;

  • хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением илидлительными паузами в деятельности отдельных учеников).

6.2. Основная часть урока призвана достигнуть результатов, предусмотренных учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих мероприятий.

Цель — обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся.

Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических задач:

  • общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма;

  • вооружение учащихся общими и специальными знаниями;

  • формирование и совершенствование двигательных умений и навыковобщеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

  • развитие основных и специальных двигательных (физических) качеств;

  • воспитание проявляемых в двигательной деятельности моральных,интеллектуальных и волевых качеств.

Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.

Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач.

В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность и т. п.

6.3. Заключительная часть урока. Цель — приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность.

Наиболее характерные задачи этой части:

  • снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системдо нормы;

  • снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;

  • подкрепление навыка правильной осанки;

  • регулирование эмоционального состояния;

  • подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо,отдельных моментов поведения учащихся; - задания на дом.

Средства:

  • варианты ходьбы и других естественных движений, направленные напостепенное снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • упражнения на расслабление и осанку;

  • специальные упражнения на внимание;

  • танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера; - художественные формы передвижений под музыку, песню.

Приложение 1 Комплекс ОРУ без предмета.

1) Круговые вращения головой. И.П. – О. С., руки на пояс.1–4 – вращение головой вправо,5–8 – то же влево(6-8 раз)

2)Рывки руками. И.П. – ноги вместе, руки перед грудью.1-2 – рывки согнутыми в локтях руками,3-4 – то же прямыми (6-8 раз)

    1. Круговые вращения плечами. И.П. –О.С., руки к плечам.1-4 – круговые вращения вперёд,5-8 – то же назад (7-8 раз)

    2. Наклоны туловища вперёд. И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон к правой ноге, 2 – то же вперёд, 3 – то же к левойноге, 4 – И.П. (6-9 раз)

    3. Наклоны туловища в стороны. И.П. — ноги врозь, правая рука на поясе, левая – вверху. 1– 2 – наклон туловища вправо, 3 – 4 – то же в лево

(6-9 раз)

  1. Махи ногами. И.П. –ноги вместе, руки вперёд. 1- мах правой ногой, хлопок под ней, 2 – И.П., 3 – тоже левой ногой, хлопок, 4 – И.П.(8-10 раз).

  2. Приседания. И.П. – ноги скрест, правая впереди, руки на пояс.1 –присед, руки вперёд, 2 – И.П.(10 раз)

  3. Прыжки на месте. И.П – ноги вместе, руки за спину1 – прыжок вверх, ноги врозь, руки вверх, хлопок над головой, 2 – И.П.(15 раз)

Приложение 2 Комплекс упражнений на формирование правильной осанки с гимнастическими палками.

1)И.п – О.С, палка прижата за спиной на сгибах локтевых суставов. 1-3 – наклон назад, 4- И.п.

2)И.п. – широкая стойка, палка внизу. 1-палку вперёд, 2-стойка на носках палку вверх, 3- стойка на полную стопу, палку вперёд, 4-и.п.

3) И.п. – широкая стойка, руки с палкой вниз. 1-наклон вперёд, палкой коснуться пола, 2- и.п, 3- то же, 4-и.п 4) И.п.- О.С., палка на лопатках. 1- поворот туловища влево, палку вверх, 2- и.п, 3-4-то же вправо.

  1. И.п.- ноги вместе, палка за спиной но сгибах локтевых суставов. 1-наклон туловища влево, 2-И.п., 3-тоже вправо, 4-и.п.

  2. И.п.-ноги на ширине плеч, палку на лопатки. 1- присед на носки, колени в стороны, 2-и.п, 3- присед, колени в стороны, 4-и.п.

7)И.п. – ноги на ширине плеч, палка на лопатках. 1-присед, 2-и.п, 3- присед, 4- и.п.

Приложение 3 Комплекс упражнений на формирование правильной осанки на гимнастических матах.

  1. И.п - лёжа на животе, подбородок — на кистях рук. 1-2 медленно поднять голову и плечи, прогнуться в пояснице, 3-4 — и.п.

  2. И.п. - лёжа на животе, 1-2 оторвать руки и ноги от пола, прогнуться, 3-4 — и.п.

3). И.п. - лёжа на спине, руки прямые вдоль туловища. 1-2 оторвать лопатки от пола, прогнуться в пояснице, 3-4 — и.п.

  1. И.п. - лёжа на спине, руки прямые в замок. 1-2 перекатиться на живот, 3-4 — на спину.

  2. И.п. – сидя на мате, руки в упоре сзади.1 – прогнуться, поворот налево, правую руку вверх, 2 – и.п., 3-4 – то же в другую сторону.

  3. И.п. – сидя на мате.1 – перекатом назад стойка на лопатках, 2 – опустить ноги за голову, коснуться пола, 3 – стойка на лопатках, 4 – и.п. 7) И.п. - лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руками держать ноги за голени, 1 – приподнять голени и грудь вверх, стараясь коснуться головой пяток ног, 2 – держать на четыре счета, расслабиться.

8) И.п. – сед на мате. 1-4- пружинистые наклоны вперед.

Приложение 5

Упражнения лежа на спине.

  1. И.п. – руки с мячом вверху (проверка осанки). 1- поднять голову, мяч вперед вниз, посмотреть вперед между рук с мячом; 2 – и.п.

  2. И.п. – мяч в руках вверху. 1-4 – тянуться; 5-6 – вернуться в и.п.

  3. И.п. – руки с мячом вверху. 1 – согнуть правую ногу, руки с мячом к колену; 2 – и.п. – согнуть левую ногу, руки с мячом к колену; 3 – и.п.

  4. И.п. – руки с мячом вверху. 1-4 – поднять ноги вместе под углом к олу, руки с мячом к коленям; 5-8 – отпустить в и.п. (повторить 3 раза)

  5. И.п. – руки с мячом вверху. 1- сесть, руки с мячом вверх; 2- сидеть№ 3- положить мяч на голеностоп: 4- лечь на предплечья; 5 – поднять ноги под углом к полу, мяч скатить вперед; 6- поймать мяч; 7- лечь; 8- проверить осанку (повторить 3 раза)

  6. И.п. – руки с мячом вверху. 1 – сесть, руки вверх с мячом; 2 – сидеть; 3 – ноги сложить в позу «Лотос» («по-турецки»); 4-6 – сидеть; 7-8 – аккуратно лечь в и.п.

  7. И.п. – руки с мячом вверх. 1 – сесть, мяч вверх; 2 – ноги скрепить «по-турецки»; 3 – встать без помощи рук; 4- повернуться лицом к простыне.

Упражнения лежа на боку

  1. И.п. – лежа на животе, мяч вверху. 1- лечь на правый бок; 2 – лечь на спину; 3- лечь на левый бок; 4 – лечь на живот; 5 – лечь на левый бок; 6- лечь на спину; 7 – лечь на правый бок; 8 – лечь на живот.

  2. 1-8 – выполнить то же самое через левый бок.

Упражнения стоя

  1. И.п. – пятки вместе, носки врозь, 1-4 – присесть, мяч вперед; 5-8 – встать в и.п. (повторить 3 раза)

  2. И.п. – руки на пояс, мяч на полу, правая нога на мяче. 1-16 – перекат с носка на пятку стопой правой ноги по мячу; 1-16 – то же левой ногой.

Литература

  1. В.М. Качашкин. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.

  2. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник. М.:

Физкультура и спорт, 1991.

  1. Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. Основы методики физического воспитания школьников. М.: «Просвещение» 1989.

  2. Г.С. Туманян. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. М.:

Академия, 2006.

  1. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2012.

1