Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
.
Понимать смысл закона Ома, зависимость силы тока от напряжения на концах проводника и его сопротивления. Уметь описывать и объяснять физические явления.
Представлять результаты измерений силы тока с помощью таблиц и графиков.
Делать выводы на основе экспериментальных данных.
Приводить примеры практического применения закона Ома, способов его уменьшения и увеличения силы тока.
Решать задачи на применение закона Ома.
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления проводника.
Тема | Закон Ома для участка цепи |
Цель темы | Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Развивающая: развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, воспитывать умение организовать свою работу в паре для достижения цели. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать представлений о законе Ома для участка цепи; Изучить зависимость сила тока от напряжения и сопротивления участка цепи
Экспериментально установить, от чего зависит сила тока . Применять полученные знания в новых условиях. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление | Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. |
Основные понятия | Сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика | Парная
Фронтальная | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: учебные амперметры и вольтметры, источники тока, ключи, соединительные провода, три сопротивления (1,2,4 Ом), |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. 1 мин | Создать благоприятный психологический настрой на совместную работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Что мы изучали на прошлых нескольких уроках? Какое значение имеет электричество в современном мире? А много ли знаем об электрическом токе? Достаточно ли этих знаний, чтобы создавать «блага цивилизации»? | Включаются в деловой ритм урока. Изучали электрический ток. Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 5-6 мин | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Повторим пройденный материал: заполнить таблицы, два ученика решают задачи доски.(приложение 1) Слайд 2,3 | Заполняют таблицу, меняются карточками для взаимопроверки, оценивают. Самопроверка. Задача№2 вызывает затруднения | Коммуникативные: умение кратко и точно отвечать на вопросы. Умение сотрудничать Познавательные: Выстраивать поиск решения заданий Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях Фиксирование индивидуальных затруднений с восполнением недостающих компонентов |
3.Целеполагание и мотивация. 6-7 мин | Обеспечение мотивации учения у учащихся, принятие ими целей урока. | Организовывает обсуждение неудачи при решении задачи №2 Проблема: недостаточно знаний для решения задачи. Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением
Какова цель нашего урока? (слайд 6) Организовывает обсуждение эксперимента для исследования зависимости силы тока от напряжении и сопротивления участка цепи, напоминает о Т.Б. (слайд7) Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления вывел немецкий физик Георг Ом. Закон носит его имя. Объявляет тему урока (слайд 8) | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Выдвигают гипотезы, предлагают способы проверки гипотезы Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Предлагают схему электрической цепи, необходимое оборудование. Предлагают и согласовывают тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: убежденность в возможности познания природы. Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью. Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации. |
4. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний. 10-12 мин | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Организует работу по исследованию зависимости силы тока от напряжения и сопротивления участка электрической цепи. Работа в парах. Контролирует выполнение работы. Корректирует выводы. (слайд 9,10) (Координирует работу учащихся во время выполнения виртуальной лабораторной работы. Акцентирует главное.) Проверяет и корректирует знания учащихся. (слайд11,12,13,14) | По инструкции (приложение2) Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I(U) и I(R), делают выводы. Строят графики . готовят отчет. Гипотеза подтвердилась. (Или виртуальная работа ((http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/?interface=pupil&subject=30)) Вывод: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению I=U/R. | Личностные: убежденность в возможности познания природы. Коммуникативные: взаимосотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника. Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование, управление своей деятельностью. |
5. Закрепление изученного (первичное и последующее). 12-15 мин | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 1. Применить закон Ома для решения проблемной задачи. Возвращаемся к задаче , которая создала проблему Решение тренировочных задач (слайд 15,16,17,18)
2. Контроль полученных знаний Самостоятельная работа Упр 19 (1,2,3)
| Доделывают задачу, которая создала проблему Работают в парах Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, выполняют (Приложение 3) Самостоятельную работу выполняют, проверяют (самооценка) | Личностные: оценивание усваеваемого содержания. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция. Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по получению, преобразованию и применению нового знания Коммуникативные: умение работать в паре, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Подведение итога урока. 3 мин | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. | Задает вопросы: 1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАКОН ОМА. 2. КАК ИЗМЕНИТСЯ СИЛА ТОКА НА УЧАСТКЕ ЦЕПИ, ЕСЛИ ПРИ НЕИЗМЕННОМ СОПРОТИВЛЕНИИ УВЕЛИЧИВАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ЕГО КОНЦАХ? 3 КАК ИЗМЕНИТСЯ СИЛА ТОКА, ЕСЛИ ПРИ НЕИЗМЕННОМ НАПРЯЖЕНИИ УВЕЛИЧИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ УЧАСТКА ЦЕПИ? 4. КАК С ПОМОЩЬЮ АМПЕРМЕТРА И ВОЛЬТМЕТРА МОЖНО ИЗМЕРИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОВОДНИКА?
| Подводят итоги, отвечают на вопросы, | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Информация о домашнем задании. 2 мин | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | § § 42,44. упр. 17(2),19 (4,6) Подготовить сообщение с презентацией «Георг Ом», «Роль электричества в современной жизни», составить кроссворд, Задача 1: на резисторе стерлась надпись. Предложите способ, как узнать сопротивление резистора? | Записывают в дневники д/з | Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
8. Рефлексия. 1 мин. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Выберите соответствующее высказывание: Знания, полученные на уроке, пригодятся мне для объяснения некоторых явлений, происходящих в повседневной жизни и природе. Да (поднимите руку) Нет (не поднимайте руку) Молодцы! СПАСИБО за урок. | Выполняют желаемые действия. | Познавательные: рефлексия. |