СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики по теме "Электризация тел. Два рода электрических зарядов".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики 

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме "Электризация тел. Два рода электрических зарядов".»

«Урок физики по ФГОС»


Технологическая карта урока физики Учитель: Спицына Л. И.

Общие сведения об уроке


Класс _8_

Урок № _1 ( по теме)

№ 26 (по курсу)

Дата: _9.12.2019_

Тема урока:

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Автор УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тип урока:

Урок первичного предъявления и освоения новых знаний.


Цель урока:

Образовательная (содержательная) -

Расширение понятийной базы естественнонаучной направленности в результате включения в процесс познания новых элементов знаний;

Деятельностная -

Проверка способностей учеников к творческому мышлению и новым способам учебных действий

Задачи урока:

Воспитательные:

- создать условия для реальной самооценки учащихся;

- совершенствование навыков самообразования и общения в рамках школьного урока;

Развивающие:

- развивать умения объяснять закономерности физических процессов на основе результатов опытов;

- формирование прикладной значимости физики в жизни и деательности людей.

Проектируемые

(планируемые) результаты

Предметные:

- понимание и умение объяснить сущность явления электризации тел,

- умение давать краткие и точные ответы на вопросы по теме;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к предмету через активизацию творческих способностей ученика;

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, умения представить результаты собственной учебной деятельности.

Формы деятельности на уроке:

- индивидуальная, - парная; -фронтальная.

Формы обучения:

- поиск новой информации в предложенных источниках;

Межпредметные связи:

- химия (строение атома),

- технология (практическое применение электризации как технологического процесса).

Технология (и) урока:

- педагогика сотрудничества;

-интерактивные технологии.

Образовательные ресурсы:


Основные -

ПК учителя, документ-камера, мультимедийная система+экран.

Дополнительные -

- демонстрационное оборудование к уроку ( палочка стеклянная и эбонитовая, воздушный шарик, шерстяная ткань, полиэтиленовые пакеты)

ХОД УРОКА, его этапы, деятельность участников образовательного процесса:

Структурный элемент (этап)

урока

Время реали-зации,

мин

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД элемента (этапа):

Л – личностные,

Р- регулятивные,

П – познавательные,

К – коммуникативные,

Организа-

ционный

2


Приветствие. Настрой на урок.

Определение временных и содержательных рамок урока

Принимают предлагаемые временные рамки для работы над ошибками и освоения новой темы.

Л: самоопределение значимости учебной деятельности

Анализ результатов контроль-ной работы по теме «Изменение агрегатного состояния в тепловых процессах»*


10


Развитие умения оперировать собственным учебным потенциалом для преодоления ошибок в К.Р.

Общая информация о результатах контрольной работы.

Тьюторское сопровождение процесса ликвидации ошибок и недочетов в ранее выполненной контрольной работе.

Возможно – организация парной работы учащихся для решения возникающих учебных проблем.

Проводят анализ допущенных в контрольной работе ошибок. Самостоятельно исправляют их.

При необходимости – обращаются за помощью к учителю или получают помощь ученика, получившего отличную оценку за контрольную работу



П: самопроверка результативности учебной деятельности

Погружение в

тему урока

2

Мотивация

к учебной деятельнос-ти

Начнем урок сегодня с представленья

Физических явлений, всем привычных,

Процессы эти вам давно знакомы,

Но все они вопросы вызывают:

Что происходит? Почему так, не иначе?

Сообщает детям, что на этом уроке главным рабочим «инструментом» станет… палочка. Как думаете, палочка волшебная?

Знакомит учеников с палочками одинаковых размеров, но различных по цвету.

Задает вопрос «Одинаковым ли будет их действие?»


Настраиваются на новый вид деятельности на уроке





Реакция и ответы детей



Высказывают предположения о том, что действие неизвестных палочек должно быть разным уже потому, что

они имеют разный цвет (состав вещества).


П: выдвижение гипотез и их обоснование


Р: умение правильно оценивать собственные действия


К: понимание возможности существования различных точек зрения по данному вопросу

Формулиро-вание целей и задач урока

6

Формулиров-ка учебной цели и задач урока на основе опытов, выполненных одноклассни-ками.


Приглашает пройти к демонстрацион- ному столу учеников, желающих в начале урока самостоятельно выполнить задание «Внимательно читай и точно выполняй!»

Задания (индивидуальные) для учеников изложены на листках, которые находятся на демонстрационном столе, так же как и все оборудование, необходимое для выполнения опытов по электризации и взаимодействию наэлектризованных тел. Приложение 1.



Выполняют индивидуальные задания - демонстрации:

  • Взаимодействие листочков бумаги и воздушного шарика небольших размеров, потертого предварительно о кусочек шерсти или о волосы;

  • Взаимодействие двух лент из полиэтилена;

  • Взаимодействие полоски бумаги и полиэтиленовой ленты.

После выполнения опыта каждый ученик представляет его результаты, формулирует свой комментарий.


Л:

Нравственно-этическое оценивание собственной деятельности;


К: согласование усилий для достижения общей учебной цели;


Р: умение соотносить собственные действия с планируемыми результатами;

Систематиза-ция результатов опытов.

2


Ребята, нам предстоит объяснить необычное и различное «поведение» физических тел, с которыми работали ваши одноклассники.

Все наблюдаемые вами явления объединяет общее название.

Многие физические тела, окружающие нас, проявляют такие свойства, но при определенных условиях.

Что же это за условия? О них нам предстоит узнать.


Формируют название темы «Электрические явления», к изучению которой приступают школьники.

Записывают название темы урока в тетради.


П: формулирование познавательной цели урока


Р: умение самостоятельно ставить для себя новые образовательные задачи

Актуализация знаний по теме

6



Задача наша – объяснение процессов,

Тех, что с различными телами происходят.

Названье дали им давным-давно!

Первоисточник – слово чтоб назвать,

Ребята, этот ребус разгадайте!


Предлагает учащимся:

- вспомнить, из каких частиц состоят все окружающие нас физические тела.

- назвать частицы, входящие в состав любого атома, которые заряжены;

- назвать знак заряда электрона.

Разгадывают ребус, называют одно из ключевых слов урока: ЯНТАРЬ.


Отвечают на вопросы, реализуя метапредметные знания.

П: использование логической цепи рассуждений


К: владение монологической и диалогической формами речи при ответах на вопросы;

Углубление знаний по теме: работа с текстом в учебнике.





















Рефлексия учебного этапа:

10


Предлагает, работая с текстом [1, с. 75-77], найти ответы на вопросы:

  • Всегда ли палочки – сегодняшние «рабочие инструменты» ведут себя так, как при выполнении опытов?

  • Назвать условие (я) проявления необычных свойств телами.

  • Каким способом (ами) может передаваться электрический заряд от одного тела к другому?

  • Взаимодействуют ли наэлектризован-ные тела друг с другом? Если «да», то как?

  • Почему одни наэлектризованные тела притягиваются, другие – отталкиваются?

  • Имеет ли процесс электризации практическое значение?


Возвращаясь к опытам в начале урока, прошу пояснить различное поведение тел.


Дополнительное задание:

Найти в тексте информацию о «физическом» значении термина ЯНТАРЬ

Подведение итога этой части урока:


Собираем пазл учебный, чтоб новый термин не забыть: [2]

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3bfc8ac277c8

Работая индивидуально (в паре) находят в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы


Для оптимизации работы и сокращения времени для нахождения ответов на вопросы их текст представлен на экране классной доски или на слайде презентации.


Ответы на вопросы по мере нахождения в тексте озвучиваются. Формулировка ответов должна быть полноценной, грамотной.


Формулируют причину различного поведения тел: недостаток или избыток электронов на поверхности.



ЯНТАРЬ – это слово, что в переводе с греческого обозначает «электрон» - ключ к названию группы физических процессов, которые с 17 века называют электрическими.


Работа желающих учащихся (2 чел.) у доски – «сборка» интерактивного пазла с главным термином урока.

П: поиск и выделение главной информации для освоения новой темы;



Р: самооценка; осознание себя как активного субъекта учебной деятельности.


К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации






К: учет деятельности партнера для достижения цели на данном этапе урока



Итоги урока

2

Выставление оценок за урок

Подводим итоги работы на уроке. Кратко комментирует оценки учащихся.


Принимают информацию к сведению. Планируют собственную деятельность по улучшению качества самообразования.


Домашнее задание

2

Инструктаж по выполнению

Записать домашнее задание:

обязательная часть: § 25 (конспект), задание (стр. 78)

творческая часть: подготовить свой опыт по демонстрации электризации и взаимодействия тел (выполняется по желанию учащихся)


Записывают домашнее задание, принимают решение о выполнении творческой его части.

Р: принятие решения – выбор уровня выполнения домашнего задания

Рефлексия

3

Закрепляем полученные знания

Предлагает с помощью интерактивного слайда (слайд 7) закрепить полученные знания учащихся об электризации тел. [3]

Файл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf


Выполняют задание, работая у доски-экрана.

К: умение договариваться, принимать совместное решение


Источники информации

  1. Перыщкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник. М., Дрофа, 2016, 237 с.

  2. Авторская коллекция «Физика» интерактивных пазлов: https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3bfc8ac277c8

  3. Коллекция ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf