Стафеева Л.Н., учитель физики и информатики. МАОУ «СОШ №7», г.Краснокаменск
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» 10 класс
КВН (длительность 1,5 часа)
Цель: Проконтролировать, обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме: «Электростатическое поле». Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Эпиграф:
Не стыдно е знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
Образовательная: Проконтролировать усвоение основных понятий и формул, а также обобщить и систематизировать полученные знания.
Воспитательная: Формирование научного мировоззрения: материальность мира и его познаваемость. Выяснение причинно-следственных связей явлений.
Развивающая: Содействовать развитию воли и настойчивости, посредством решения проблемных задач.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
Ученики учатся творчески мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться, находить правильный ответ, воспитывает чувство коллективизма (успех зависит от слаженности в работе не только членов команды, но и её болельщиков).
СЦЕНАРИЙ:
РАЗМИНКА КОМАНД.
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ КОНКУРСЫ.
КОНКУРС, ТРЕБУЮЩИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЗАДАНИЕ ПО ИУП
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ КВН.
РАЗМИНКА – начало соревнования, проба сил. 30 секунд на обдумывание ответа, метроном, гонг.
ВОПРОСЫ:
Каким прибором можно измерить электрический заряд?
(электрометром).
Как найти поверхностную плотность заряда?
( σ = Q/ S )
Как называется единица электрического заряда?
(Кулон)
С какой силой взаимодействуют электрические заряды? ( F= (k * q1* q2 ) / R*R )
Как называется вещество непроводящее электричество?
(Диэлектрик).
Как называется процесс сообщения телу электрического заряда?
(
Электризация).
Как найти напряженность электрического поля? ( E = F/ q )
Назовите единицы измерения напряженности?
(Н / Кл)
Куда направлены линии напряженности точечного положительного и отрицательного заряда?
Нарисовать и объяснить почему так.
Как называется энергетическая характеристика электрического поля?
(Напряжение)
По какой формуле определяется напряжение?
( U= φ 1 - φ 2 = A/ q )
Назовите единицы измерения напряжения?
(Дж / Кл = В)
Чему равна напряженность электростатического поля внутри проводника?
(Нулю)
Что собой представляет конденсатор?
(Два проводника разделенные слоем диэлектрика).
Назвать единицу измерения электрической емкости.
(Кл / В = Ф)
Назвать формулу для расчета электрической емкости?
( C = Q/ U ; C = (E* E 0 * S) / d )
Назвать виды конденсаторов.
(Воздушные, керамические, слюдяные, бумажные, стеклянные, электролитические)
ПРИВЕТСТВИЕ – сочиняют и готовят сами команды. Название, эмблема и девиз команды. «Игроки выигравшей команды заряжены положительно. Проигравшей – отрицательно. Жюри – электронейтрально».
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ КОНКУРСЫ
КОНКУРС ПОРТРЕТОВ:
Команде показывают портрет ученого – физика. Требуется назвать его фамилию, область деятельности. (Ньютон, Ом, Ампер, Вольта)
КОНКУРС ЭРУДИТОВ
Член одной команды называет фамилию ученого – физика, а другая команда называет ученого, фамилия которого начинается на букву, которой заканчивалась фамилия первого ученого. (Вольта, Архимед, Джоуль, Ленц и т. д.).
КОНКУРС ПРИБОРОВ.
Команде выдают два прибора. Участники конкурса должны рассказать о применении каждого из этих приборов. (Амперметр и вольтметр)
КОНКУРС ВСЕЗНАЕК.
Привести примеры использования законов физики в биологии, географии, химии и т. д.
КОНКУРС, ТРЕБУЮЩИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Конкурс учителей – методистов. Двум – трём ученикам предлагают продемонстрировать, как бы они объяснили в первом классе одно из понятий «электрический ток», «электроемкость конденсатора» (это задание творческого характера, дается заранее, учащимся, обучающимся по ИУП)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Решить кроссворд и представить его. Дано одно из ключевых слов (цепь), отгадать второе – критерий правильности решения кроссворда.
Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
Часть электрической цепи, служащая для соединения стальных её частей.
Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
Часть электрической цепи, служащая для её замыкания и размыкания.
Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
Источник тока, требующий предварительной зарядки.
.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Участвует весь зал. Конкурс должен быть простым, очень быстрым.
Капитанам болельщиков выдают по конверту, в котором находятся буквы. Из них надо составить слово, обозначающее физическое явление (кто быстрее, сколько букв использовано)
Учитель показывает плакаты с условными графическими обозначениями в электрических схемах и поочерёдно предлагает болельщикам их назвать.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Представьте, что вы – учитель физики. Необходимо чтобы все ваши ученики полюбили физику. Как вы этого добьетесь?
По портретам ученых прочтите, что здесь написано. (Фамилии закрыты).
Закон Ома для участка цепи:
Ом = В/А
R= U/ I
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.
Каждый участник команды – оценка в журнал, болельщики – тоже.