Класс 7
Дата 7 «А» - 13.10.2016, 7 «Б» - 18.10.2016
Тема "Масса. Плотность вещества".
Цели урока:
1. Обучающая: - ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность;
- выяснить физический смысл плотности;
- вывести формулу расчета, единицы плотности
2. Развивающая: - формирование самостоятельного мышления, умения сравнивать,
анализировать, делать выводы;
3. Воспитательная: - развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и
предмету в целом, расширение кругозора;
- бережное, аккуратное обращение с приборами;
аккуратность записей в тетрадях, наличие учебников
и письменных принадлежностей.
Ход урока.
I Организационный момент 1 минута
-дать правильную психологическую установку: «По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше»
-создать нормальное рабочее настроение : «Приступим к уроку.»
Тема сегодняшнего урока узнаем решив анаграмму:
II. Актуализация ранее усвоенных знаний
Учитель. На прошлых уроках мы изучили понятия: вещество, тело, строения вещества?
Что такое физическое тело?
Что же такое вещество?
Вещество состоит из …
Атомом называется …
Молекулой называется …
Основатель МКТ …
Агрегатные состояния вещества … (самопроверка) 5 минут
Составление кластера «Агрегатные состояния вещества» (взаимопроверка групп) 5 минут
III Восприятие и усвоение учебного материала 15 минут
Учитель - Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму параллелепипеда. Какой прибор для этого нужен?
(Линейка. Объем равен произведению размеров трех сторон V=a× b ×c).
Учитель – как можно измерить объем жидкости
- Для измерения объемов жидкостей и твердых тел используется измерительный цилиндр
( мензурка). Если налить в измерительный цилиндр жидкость и определить ее объем, а затем опустить туда твердое тело, то уровень жидкости поднимется. Разность этих двух объемов равна объему твердого тела.
Задание 1
Фамилия__________________________Имя____________________________
Определение плотности твердого тела
№
опыта
|
Длина
а, см
|
Ширина
b, см
|
Высота
с, см
|
Объем
V, cм3
|
Масса тела
m,г
|
Плотность вещества, ρ
|
г/см3
|
кг/м3
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель. Измерьте объем брусков с помощью линейки и запишите результаты на листе бумаги, который я каждому положила на парту.
Учитель - Что еще вы научились определять на прошедших уроках?
(Массу тел).
Учитель - Правильно. С помощью какого прибора?
( С помощью рычажных весов).
Учитель - Правильно. Определите массу брусков с помощью весов, стоящих на вашей парте. Запишите результат на тот же лист.
Учитель - Тела из разного материала, но одинакового объема имеют разную массу.
Для наглядности положим на одну чашечку весов цилиндр из железа, на другую - из алюминия.
Какие факты видны из наблюдения?
- Одно тело состоит из железа, другое- из алюминия. Vжел= Vалюм. Масса железа больше массы алюминия.
Учитель - Как это объяснить?
-Масса вещества , содержащегося в 1 см3 разная, т.е. плотность разная.
Учитель – Если взять два цилиндра, изготовленные один из металла, другой из дерева, то можно видеть, что объем деревянного цилиндра больше объема металлического(положить на весы). Почему весы находятся в равновесии?
- У них равные массы
Учитель Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.
Следовательно, плотность есть физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Коротко определение запишется так: плотность = масса/ объем.
Введем обозначения: ρ– плотность вещества ( греческая буква, читается «ро»), m –масса тела, V- его объем. Тогда получим формулу для вычисления плотности:
ρ =m/V
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность.
В каких единицах измеряется плотность?
Ученик, анализируя формулу, говорит: кг/ м3 или г/ см3
Учитель В системе СИ плотность измеряется в [ кг/ м3 ] . Часто плотность измеряется в
[ г/ см3 ].
Работа с таблицей – 5 минуты
5 минут
Закрепление материала
- Заполнить таблицу
Физическая величина
|
Обозначение
|
Единицы измерения
|
Прибор для измерения величины
|
Масса
|
|
|
|
Объём
|
|
|
|
Плотность
|
|
|
|
Итог урока
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе "Масса. Плотность вещества"»
1
Решив анаграмму узнаешь ключевое слово урока
Дополни определение
САМОПРОВЕРКА
- Физическое тело …
- Вещество – это …
- Вещество состоит из …
- Атомом называется …
- Молекулой называется …
- Основатель МКТ …
- Агрегатные состояния вещества …
Физическое тело – предмет определенной формы и размера, занимающий определенное место в пространстве.
Вещество – вид материи характеризующий качественную сущность тела.
Вещество состоит из атомов и молекул.
Атомом называется наименьшая частица элемента.
Молекулой называется наименьшая частица вещества.
Основатель МКТ – М. Ломоносов.
Агрегатные состояния вещества – жидкое, твердое, газообразное.
Работа в группах: «Кластер агрегатные состояния вещества» (Кейс с заданием)
Взаимопроверка групп.
Новая тема
- Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму параллелепипеда. Какой прибор для этого нужен?
- Как можно измерить объем жидкости?
- Что еще вы можете определить?
4
Определение плотности и формула
Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму
m V ρ
- масса тела - объем тела. - плотность тела
5
- Медь –
- Лед –
- Бетон –
- Наиболее плотное –
- Наименее плотное –
Запишите в тетрадь плотности твердых веществ и укажите какое вещество наиболее плотное, а какое наименее плотное
8
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ !
ПЛОТНОСТЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
ВЕЩЕСТВА В ТВЕРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ СОСТОЯНИЯХ РАЗЛИЧНА.
Например: плотность льда – 900 кг/м 3
воды – 1000 кг/м 3 водяного пара – 0,590 кг/м 3
Прибор для измерения плотности называется ареометр
- Работа с учебником «Устройство ареометра. Виды ареометра»
Закрепление материала
Самопроверка
10
- С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?
- Как определить плотность веществ?
- Формула для определения плотности?
- Единица измерения плотности?