СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7-м классе "Плавание судов. Воздухоплавание"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7-м классе "Плавание судов. Воздухоплавание"»

Урок физики в 7-м классе

по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»

Цели урока:

образовательная:  продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов и физические основы воздухоплавания. Познакомить учащихся с творчеством французского писателя фантаста Жюля Верна.

развивающая: развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы; поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; развитие интереса к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, литературой и историей; развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения заданий;

воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание чувства сотрудничества в парах. Привлечение к чтению классической литературы учащихся 7-х классов.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Мотивация.

(опыт: возьмем 2 кусочка фольги (одинаковых) один сложим в виде коробочки, а другой плотно) и поместим их в сосуд с водой.

? «Чем схожи и чем различны два кусочка фольги? На что похож 2-й кусочек? Где в технике применяется закон Архимеда?» (высказ. предположения)


У: Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю, вам отправится в путешествие, где нам предстоит опуститься на дно морское, подняться высоко в небо и посетить литературную гостиную. У каждого из вас есть маршрутный лист, с которым вы будете работать в течении урока.

Тема нашего урока «Плавание судов. Воздухоплавание»

(определим цели и задачи)

Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел, судов, воздухоплавания.

Задачи: продолжим изучение условий плавания тел, рассмотрим устройство судов, узнаем физические основы воздухоплавания. Познакомимся с творчеством французского писателя фантаста Жюля Верна.



2.Актуализация знаний.

У:Когда люди отправляются в путешествие берут с собой…(багаж).В нашем багаже будут знания, которыми мы уже обладаем.

Итак, 1 задание: « составить формулы нахождения известных нам величин из предложенных букв» F m P v g ρ (1 мин)

  • Плотность тела

  • Сила тяжести

  • Вес тела

  • Сила Архимеда


Проверим себя.

В нашем багаже оказался свиток со следующим текстом. (текст на листочках).Но есть информация, что в тексте ошибки. Давайте их найдем.

2 задание Найди в тексте ошибки. (2 мин)

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Проверяем себя. (две ошибки) =========================================

3 задание Работая с таблицей плотностей на с. 50 учебника, найди ответ на вопрос: «Будет ли лед плавать в бензине? (1 ряд), в молоке? (2 ряд) (2 мин)

(Дают ответы. Подводим итог)

ОБЩИЙ ВЫВОД: Если плотность жидкости больше плотности тела то – тело плавает, если меньше – тонет.

(Увеличивая объем – увеличиваем силу Архимеда)

3. . Формирование новых знаний.

У: Где в жизни применяются архимедова сила и условия плавания тел?  (при постройке кораблей)

Судостроение существовало еще в Древнем Китае, Древнем Египте и Финикии. В России судостроение зародилось на рубеже 17 – 18 веков. Сооружались главным образом военные корабли, но именно в России были созданы первый ледокол, суда с двигателями внутреннего сгорания, атоммный ледокол «Арктика».

? Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же эти корабли не тонут?

Ответ на этот вопрос, а также основные характеристики судов вы узнаете поработав с текстом учебника на стр.124.


4 Задание «Найти ответ на вопрос: Выполнение какого главного условия необходимо для того, чтобы корабль держался на плаву?» (2 мин)


(вес воды, вытесненной частью судна, находящейся в воде, должен равняться силе тяжести, действующей на судно вместе с пассажирами, топливом и грузом)

5 задание «Решение задач» (5мин)


  1. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?

Чтобы решить эту задачу мы должны узнать что такое «ОСАДКА корабля»

(отвечают)

(осадка уменьшится, т.к. плотность воды в море больше)

  1. Сейчас для перевозки нефти строят суда водоизмещением 5000 000 000Н.

Чему равна масса судна вместе с грузом?

Чтобы ответить на вопрос , узнаем что такое «ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна»

(водоизмещ=весу судна. 5000 000 000 : 10 = 500 000 000 кг=500 000 т)


С надводными судами разобрались, опустимся на дно.

?. Как погружается и всплывает подводная лодка?

У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает. 

(Проводим аналогию с виноградинкой)


Наше с вами путешествие продолжается. Дальше нам предстоит подняться в воздух с помощью воздушного шара.

Посмотрите видеосюжет (о воздухоплавании) и ответьте на следующие вопросы:

  • Действует ли архимедова сила в воздухе?

  • Каковы условия воздухоплавания?

  • Как регулируют высоту полета воздушных шаров?

(ИТОГИ – ответы на вопросы)

--------------------------------------------------------------------------------------------------







А сейчас я приглашаю вас в литературную гостиную.

- Я хочу вас познакомить с творчеством французского писателя -фантаста Жюля Верна. Его произведения как нельзя лучше перекликаются с темой урока.

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, в котором расположен крупный порт, посещаемый множеством торговых парусников.

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Его книги были напечатаны на 148 языках.

«Двадцать тысяч лье под водой».

«Двадцать тысяч лье под водой». История профессора Пьера Аронакса и его друзей, волей случая оказавшихся на подводной корабле таинственного капитана Немо…

«Пять недель на воздушном шаре

«Пять недель на воздушном шаре» – яркий и увлекательный фантастический роман.

Некий доктор Самуэль Фергюсон, член Географического общества Лондона, вместе со слугой и другом отправляется в путешествие по Африке на воздушном шаре, наполненном водородом.


Домашнее задание: составить кроссворд по теме.

Рефлексия (работа с маршрутным листом)

Подчеркнуть вариант из скобок:

Своей работой на уроке я…… (доволен / не доволен);

Урок для меня показался …….. (коротким / длинным);

За урок я ……………(не устал / устал);

Мое настроение стало…………. (лучше / хуже);

Материал урока мне был ……(понятен / не понятен),……. (полезен / бесполезен),…… (интересен / скучен), ……(легким / трудным);

Домашнее задание мне кажется……… (интересным/ не интересным).


Дополнительные задачи:

1.В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат?

2.Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей?





Рабочий лист по физике

Фамилия, имя обучающегося ________________________________

№ зад.

На какой вопрос нужно найти ответ

Результаты деятельности обучающегося

  1. Составьте формулы нахождения известных нам величин из предложенных букв

F m P v g ρ



Плотность тела……………………


Сила тяжести …………………...


Вес тела……………………….....


Сила Архимеда………………….



...............................................


……………………………..


……………………………………………


…………………………………………….

Прочитайте текст и найдите ошибки

2.


Ошибки:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Работая с таблицей плотностей на с. 50 учебника, найди ответ на вопрос:

3.


Плотность льда……………………………………

Плотность жидкости……………………………….

«Будет ли кусок льда плавать в бензине? молоке Почему?»



Лед……………………..плавать в_____________ потому, что ……………………………………………………………………………………

Работая с текстом учебника с.124, найдите ответ на следующий вопрос:

4.


Для того чтобы корабль держался на плаву необходимо выполнение основного условия плавания:








________________________________________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


5.Решить задачу:


Как изменится осадка судна при переходе из реки в море?


Осадка судна_________________потому,что___________


__________________________________________




Сейчас для перевозки нефти строят суда водоизмещением 5000 000 000Н.

Чему равна масса судна вместе с грузом?




6.Посмотрите видеосюжет и ответьте на следующие вопросы:



1)Действует ли архимедова сила в воздухе?




2)Каковы условия воздухоплавания?





3)Как регулируют высоту полета воздушных шаров?




1)_________________________________________


_________________________________________



2)_________________________________________


__________________________________________



3)_________________________________________


__________________________________________

Подведем итоги

Подчеркнуть нужный вариант из скобок:

Своей работой на уроке я…… (доволен / не доволен);

Урок для меня показался …….. (коротким / длинным);

За урок я ……………(не устал / устал);

Мое настроение стало…………. (лучше / хуже);

Материал урока мне был ……(понятен / не понятен),……. (полезен / бесполезен),…… (интересен / скучен), ……(легким / трудным);

Домашнее задание мне кажется……… (интересным/ не интересным).




6