СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 9 классе Механические колебания

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок физики в 9 классе Механические колебания. В конспекте урока расписаны: деятельность учителя, деятельность учеников и УУД, для каждого этапа урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 9 классе Механические колебания»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ветютневская средняя школа»

Фроловского муниципального района Волгоградской области

(МОУ «Ветютневская СШ»)





КОНСПЕКТ УРОКА


ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ


Тема: «Механические колебания».



Выполнил учитель физики

Белов Виктор Николаевич




х. Ветютнев 2018г.

Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество

Белов Виктор Николаевич

Район

Фроловский

Место работы

МОУ «Ветютневская СШ»

Должность

Учитель физики и информатики

Общая информация

Предмет, класс

Физика, 9 класс.

УМК

Физика. 9 кл.: учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.

Тема урока

Механические колебания.

Место урока в теме

Урок 4 из 4 уроков, отведенных на изучение раздела «Механические колебания».

Основные понятия

 Колебания, период колебаний, частота колебаний, амплитуда колебаний, свободные колебания, вынужденные колебания, автоколебания, математический маятник, пружинный маятник, энергия колебательного движения.

Тип урока


Технология


Форма урока


Методы


Обобщение и систематизация знаний


Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко).


Работа в группах. Самостоятельная работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме.

Исследование, эксперимент, «Круглый стол», практическая работа, аудио и видеометоды, ИКТ.


Цель, задачи

Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Механические колебания».

Задачи:

  • Активизировать и систематизировать знания учащихся о колебательных процессах.

  • Способствовать развитию познавательной активности; учебно-интеллектуальных умений; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

  • Формировать интерес к физическим явлениям, происходящим вокруг и уметь применять знания, полученные на уроке, в повседневной жизни.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска, комплект оборудования «Пружинный маятник», плакат «Математический маятник», набор для изготовления модели автоколебания.

Дидактическое обеспечение

Учебник «Физика. 9 кл.» А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.

Рабочая тетрадь.

Раздаточный материал: задача, таблица «Математический маятник», описание исследовательской работы «Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза», описание экспериментальной работы, тест «Механические колебания»,

Звездочки для самооценки.


Планируемые результаты

  • личностные

Развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщение жизненного опыта. Совершенствование умения систематизировать изучаемый материал, умения общаться, строить высказывания в устной форме.

  • предметные

Учащийся имеет представление о понятии «механические колебания», умеет называть и находить механические колебания в окружающем мире, давать им характеристику.


  • метапредметные
    (регулятивные, коммуникативные)

Регулятивные: оценивает результат своего труда, планирует свою работу.


Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты деятельности, чувствует личную ответственность за результат совместной работы.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Самостоятельная работа, взаимопроверка, тест.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап
урока

Цель и характеристика этапа.

Использование ИКТ.

Деятельность
педагога

Деятельность
обучающихся.

УУД

  1. Организационный момент


Время: 2 мин

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Учитель приветствует класс.

Определяет готовность класса к учебным занятиям.


Сегодня мы работаем в группах.


Концентрация внимания.

 Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.


Регулятивные УУД:

- концентрировать внимание, включаться в учебный процесс.

  1. Актуализация знаний


Время: 5 мин

Цель этапа: Формировать интерес к физическим явлениям, происходящим вокруг и уметь применять знания, полученные на уроке, в повседневной жизни.



Работа с интерактивной доской

Слайд 1 «Портреты ученых».

- В начале нашего урока я хочу предложить следующее задание. На экране вы видите портреты выдающихся ученых. Приведите в соответствие портреты с именами ученых.

Как вы думаете, что этих ученых объединяет? (Они все физики). Эти ученые в той или иной мере занимались изучением механических колебаний. 

Рассказ учителя о Х. Гюйгенсе, изобретение механических маятниковых часов.

Выполняют работу по составлению соответствий портретов и имен ученых на интерактивной доске.


Слушают рассказ учителя.


Высказывают предположения.  


Отвечают на вопросы. Делают выводы.






Личностные УУД:

-развитие познавательного интереса.


Познавательные УУД:  

- воспитывать интерес к предмету физики.

  1. Определение темы, постановка цели, мотивация.

2 мин.


Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Демонстрация слайдов 1, 2 «Тема» и «Цель урока».

На протяжении нескольких уроков

мы с вами изучали тему «Механические колебания». Цель нашего сегодняшнего урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Механические колебания».


Определяют тему, цель урока, ставят задачи в последующей деятельности.


Регулятивные УУД:

- умение определять тему, ставить цель, планировать деятельность на уроке.


4. Повторение основных понятий, изученной темы.

5 мин.


Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по повторению и обобщению полученных знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.


Слайд 3 «Колебания вокруг нас».

Работа с интерактивной доской

Слайд 4 «Единицы измерения физических величин».

Слайд 5 «Скалярные и векторные физические величины».


Колебания – один из самых распространенных процессов в природе.

Так что же такое колебания?


Главная отличительная черта механических колебаний от других видов движения заключается в том, что движения точно или приблизительно повторяются через равные промежутки времени. Говорят, что признаком колебательного движения является его периодичность.


Давайте каждый из вас приведет пример колебательного движения, а помогут вам анимации.


Несмотря на огромное многообразие колебаний, все они имеют много общего.

Все они подчиняются одним и тем же законам и описываются одними и теми же характеристиками. Давайте вспомним физические величины, описывающие колебания.


Активные действия учащихся с объемом изученного материала,

использование информации, полученной на других уроках.

Объясняют физический смысл наблюдаемых явлений.



Находят соответствие. Классифицируют данные.




.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с одноклассниками, учителями.


Познавательные УУД: Умение анализировать и обобщать.


5. Решение задачи практико-ориентированного, характера.

5 мин.

Цель этапа:

закрепление ранее изученного материала при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного характера.


Практическое применение полученных знаний при решении физических задач.

Видеофрагмент «Работа отбойного молотка».


Слайд 6 «Практическая задача»

Часто в работе при строительстве или ремонте используется такой инструмент, как перфоратор. Дословно слово перфоратор обозначает «бурильный молоток». В основе принципа работы перфоратора, отличающего его от другого подобного инструмента, лежит ударный механизм.

Предлагаю решить задачу, с которой столкнулся строитель.

Смотрят видеофрагмент.

Решают практическую задачу с применением полученных знаний в новых условиях.


Выполняют проверку решения задачи с использованием интерактивной доски.

Познавательные УУД:

-установление аналогий

Использование известных приёмов решения.

Регулятивные УУД:

-анализировать свою работу, находить ошибки, исправлять.

Оценивать свою работу, сравнивая с эталоном.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Цель этапа: научиться описывать характер движения маятника, используя предложенный рисунок.


Плакат «Математический маятник»

Слайд 7 «Таблица Математический маятник».





Используя рисунок «Математический маятник», описать характер движения маятника, заполнив предложенную таблицу.


А теперь, обменяйтесь заполненными таблицами и осуществите взаимопроверку. На доске вы видите правильные ответы.

Рассматривают рисунок, анализируют направление, действующих сил. Заполняют таблицу.

Осуществляют взаимопроверку в соответствии с предложенным образцом.

Регулятивные УУД:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

- формулировать высказывание, используя физические термины, в рамках учебного диалога.


7. Исследовательская работа


8 мин.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний,

научиться самостоятельно проводить исследовательскую работу.


Исследовательская работа «Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза».

Слайд 8 «Система координат зависимость Т от m»

Организует работу в группах, выдает необходимое оборудование.

- Следующий этап нашего урока – исследовательская работа. С помощью лабораторного оборудования, вам предстоит выяснить, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.

--Давайте вынесем полученные результаты на доску и сделаем вывод о зависимости Т от массы груза …

-- Постройте точки на координатной плоскости и соедините их плавной кривой.

-- Какая математическая зависимость существует между периодом свободных колебаний пружинного маятника от массы груза?


Учащиеся получают оборудование, собирают установку. Производят необходимые измерения и вычисления.

Каждая группа выполняет свое задание.

С помощью интерактивной доски строят график зависимости Т от m.

Делают вывод.

Коммуникативные УУД: - работа в группе, умение договариваться, понимать позицию другого.

Личностные УУД:

- Деловое сотрудничество:

Сравнить разные точки зрения.

Выражать положительное отношение к процессу познания.


8. Экспериментальная работа


 8 мин.

Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.



















Слайд 9 «Классификация механических колебаний»

 -- Эксперимент – один из главных научных методов физики. Без него эта наука была бы не возможна. Сейчас вы попробуете самостоятельно провести эксперимент – собрать прибор, с помощью которого можно будет наблюдать колебательные движения.

Ваша задача – собрать такой прибор, добиться, чтобы он работал, и ответить на предлагаемые вопросы.

Что вы наблюдаете? (Если ничего не происходит, то слегка нажмите на верхнюю бутылку).

К какому виду колебаний относится данное устройство? (См. определения в конце текста).

Почему вы так считаете?

В чем заключается физическая суть наблюдаемого явления?

А сейчас разнесите различные колебания по видам в таблице на доске.



- Человек не может изменить законы природы, но может их познать и учитывать в жизни и практике.


 Учащиеся самостоятельно собирают автоколебательную систему, выполняют задание с применением нового материала


Работают в группах.

Проводят физический опыт.

Анализируют текстовый материал, классифицируют факты.

Каждая группа отчитывается о выполненной работе:



Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



9. Рефлексия 

2 мин

Цель этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.



Обсуждение урока, подведение итогов.


Слайд 10 «Рефлексия»



Задает вопросы:

Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Что понравилось?

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?



Учитель подводит итоги работы учащихся в группах, выставляет оценки, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации).


-- На столе у вас стоят «Букеты» из разноцветных звезд. А у меня на столе пустая ваза. Пусть каждый из вас поставит в мою вазу одну звездочку. Если вы считаете, что знания, полученные на сегодняшнем уроке усвоили «хорошо», то красную, удовлетворительно – «зеленую», «плохо» -- синюю.



 Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Дают оценку своей деятельности на уроке.


Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулятивные УУД: оценивают и анализируют результат своего труда.

Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

10. Домашнее задание

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.


Слайд 11 «Домашнее задание».

Сообщает домашнее задание.

Общее: Решение тестовых заданий

Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

Индивидуально: подготовка к следующему уроку сообщения по выбору: «Научные открытия Г. Галилея, И. Ньютона».





 

  Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.


Регулятивные УУД: развитие познавательной активности; учебно-интеллектуальных умений; формировать навыки самоконтроля и самооценки