СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики "Закон Ома" (8 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики "Закон Ома" (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Урок физики "Закон Ома" (8 класс)»

Урок №36.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Расчет со­противления проводника. Цели урока: В ходе эксперимента установить связь между силой тока и напряжением; вве­сти новую физическую величину - электрическое сопротивление; дать объяснение приро­ды электрического сопротивления на основе молекулярно-кинетической теории вещества; продолжить формирование научного мировоззрения посредством изучения нового материала; способствовать воспитанию эстетических качеств личности посредством четких записей и чертежей;

развивать логическое и абстрактное мышление учащихся; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельной работы учащихся, решения проблемных ситуаций.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1.Орг момент.

2. Повторение

Индивидуальные карточки с задачами на повторение,

Устный блиц-опрос:

  • Электрический ток – это

  • Условия существования тока?

  • Сила тока – это…

  • Прибор для измерения силы тока и правила его включения в цепь?

  • Напряжение – это…

  • Прибор для измерения напряжения и правила его включения в цепь?

  • Электрическая цепь – это…

  • Роль источника тока в цепи?

2.Организация урока – целеполагание

Если свободные заряды начинают направленно двигаться под действие электрического поля, а работа поля характеризуется напряжением. То сила тока и напряжение должны быть взаимосвязаны. Установим эту связь.

Цель урока: экспериментально исследовать зависимость силы тока от напряжения и от сопротивления участка цепи.


3. Демонстрационный эксперимент – исследование

1)Для получения зависимости I от U исследуем цепь, состоящую из источника тока, резистора, ключа, амперметра, вольтметра.

Условия данного эксперимента обсуждаются с учениками: R=const

Из оборудования собирается цепь:

Результаты записывают в таблицу:

Напряжение U





Сила тока I





Учащиеся анализируют результаты, строят график зависимости I(U)



2)Кроме напряжения на значение силы тока влияет сопротивление участка R.

Сопротивление – это физическая величина, характеризующая противодействие проводника направленному движению зарядов. R не зависит ни от I, ни от U, это свойство проводника.

Что бы установить зависимость силы тока от сопротивления исследуем туже схему, теперь будем менять R.

Условие эксперимента: U=const

Результаты записывают в таблицу:

Сопротивление R





Сила тока I





Учащиеся анализируют результата, строят график зависимости I(R)

4.Обощение (слайд №8)

С помощью учеников учитель делает выводы и формулирует закон Ома для участка цепи, вводит математическую запись закона

На основе закона объясняет, какое сопротивление равно 1Ом.

Причины возникновения сопротивления:

  • Ионы в узлах кристаллической решетки действуют на электро­ны, уменьшая их скорость;

Электрическое поле электронов действует на соседние элек­троны.

Обозначается сопротивление буквой R и измеряется в Омах (в честь немецкого физика Георга Ома (1787-1845).

Запишем, что же берется за единицу в 1 Ом:

За единицу сопротивления в 1 Ом принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах в 1 В протекает сила тока 1 А.

10м=1В/1А

Попытаемся теперь выяснить, от чего же зависит сопротивление!

Оказывается, проводники, сделанные из разных метал­лов, имеют разное сопротивление. Величина, которая характеризует эту зависимость, называется удельным сопротивлением:

р-удельное сопротивление. Для каждого проводника оно свое - см. в таблице на стр. 105.

Сопротивление проводника прямо пропорционально его длине. Сопротивление проводника обратно пропорционально его площади поперечного сечения!

R=р1/S

Электрическое сопротивление проводника зависит от удельного сопротивления металла (чем больше р, те больше R ), прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально пло­щади его поперечного сечения

5.Закрепление

Решение качественных и расчетных задач:

1) Как изменится сила тока на участке цепи, если при неизменном сопротивлении напряжение на концах этого участка увеличить в 2 раза?

2) Как изменится сила тока, если при постоянном напряжении сопротивление участка уменьшить в 4 раза?

3) Чему равно Напряжение, если сила тока на участке цепи 0,2А, а сопротивление этого участка 10Ом?

4) Как изменится сопротивление участка, если напряжение на нем уменьшить в 3 раза?

5) По графику зависимости I(U) определите сопротивление проводника R (рис 1)

6) Решим задачу по схеме (рис 2):

Рис.1 рис.2

7) Решим на закрепление задачку: Рассчитайте сопротивление

медного провода длинной 2 м и площадью поперечного сечения

0,5 мм".


R-?


решение: R=рL/S


S=0,5 мм2

L=2м

R=0,5 мм2 *2м*0,017Оммм2/м=0,017Ом


Р=0,017Оммм2


Ответ: 0,017 Ом.


6.Проверка знаний - Тест –




ТЕСТ

I вариант

1.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются

А) сила тока 1) q · t

Б) эл.напряжение 2) q/t

3) A·t

4) A/t

5) A/q

A

Б




2. Сила тока в цепи электрического фонарика равна 0,3А. Какой заряд проходит при работе фонарика в течение 5мин.?

А) 0,001Кл Б) 0,06Кл В) 1,5Кл Г) 90Кл


3. Сила тока в электрической цепи 2А, сопротивление лампы накаливания 14 Ом. Каково напряжение на лампе?

А) 0,125В Б) 7В В) 16В Г) 28В


4. Учитывая показания приборов, определите, чему равно сопротивление лампы.


А) 10.Ом Б) 1,6.Ом В) 0,1.Ом Г) 5.Ом


5. На графике приведена зависимость силы тока на участке цепи от приложенного напряжения. Чему равно сопротивление участка А?


А) 2.Ом Б) 0,5.Ом В) 8.Ом Г) 0,25.Ом









ТЕСТ

II вариант

1.Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу.

А) электрометр 1) электрический заряд

Б) амперметр 2) сопротивление

В) вольтметр 3) сила тока

4) электрическое напряжение

5) мощность электрического тока


А

Б

В





2.Какую работу совершает электрическое поле, если при напряжении 12В, через сечение проводника проходит заряд 0,1Кл

А) 120Дж Б) 12Дж В) 1,2Дж Г) 0,12Дж


3.Какова сила тока на участке цепи, если сопротивление участка 6 Ом, а напряжение, приложенное к нему 24В.

А) 144А Б) 4А В) 0,25А Г) 0,4А


4. Учитывая показания приборов, определите, чему равно сопротивление лампы.


А) 8.Ом Б) 0,32.Ом В) 3,25.Ом Г) 0,125.Ом


5. На графике приведена зависимость силы тока на участке цепи от приложенного напряжения. Чему равно сопротивление участка В?

А) 2.Ом Б) 4.Ом В) 8.Ом Г) 0,25.



6. Д/з: параграф 43, 45, вопросы устно.