СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Формирование певческих навыков в классе сольного пения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с ученицей класса сольное пение. Формирование певческих навыков

Просмотр содержимого документа
«Урок "Формирование певческих навыков в классе сольного пения"»

Отдел культуры и межнациональных отношений Администрации Красногвардейского района Республики Крым МБУ ДО «Октябрьская детская музыкальная школа»










Открытый урок


Тема: «Музыкальная сказка-опера «Муха-Цокотуха» в младшем хоровом классе »


Класс преподавателя вокально-хоровых дисциплин Османовой Х.Ш.























Февраль. 2020 год

Пояснительная записка


Тема урока: Музыкальная сказка-опера «Муха Цокотуха».

Форма проведения: комбинированный, ознакомительно – развивающий.

Цель занятия:

-создание условий для формирования у учащихся основ музыкальной, художественной и эстетической культуры;

-развития творческого потенциала уч-ся в различных видах деятельности.

Задачи:

-формировать умение анализировать музыку и сказку, создавать музыкальный образ в вокальном исполнении;

-формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;

-развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;

-развивать вокально-хоровые навыки, ритмического чувства; активизация тембрового, динамического и ладового слуха;

-формировать у детей эмоционально-целостное восприятие сказочных героев;

-знакомить с комплексом выразительных средств (музыкальных, художественных);

-развивать образное мышление, фантазию, воображение, умение передавать характеры персонажей в пении и пластике движений;

-развивать активность, силу воли, выдержку и коммуникативные способности.

Образовательные:

-формировать эмоционально-оценочное отношение к музыке

-развить образное мышление и творческое воображение

-повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности -получение первого опыта самооценки

-творческое самовыражение учащихся

-формирование качественного певческого звукообразования, строя, ансамбля хора с солистами, в комплексе с другими навыками и  умениями 

-выработка однородности звучания

-закрепление навыков, полученных на занятии, на примере произведения. 

Развивающие:

-продолжение формирования основ правильной постановки голоса, включающих правильное дыхание и звуковедение 

-контроль и осознание певческой природы своего тембра

-поиск методов и приемов, снимающих мышечную и психологическую усталость

-развитие вокальных ощущений учащегося, превращая их в определенные навыки 

 -расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар 

Воспитательные:

-формирование художественного, музыкально-эстетического воспитания,

-осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, приоткрыть уч-ся дверь в храм искусства, называемый театром.

 -воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

 -воспитывать интерес к классической музыке.

 -воспитать творческий подход к любому виду исполнительской деятельности;

 -воспитать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

-подготовительный (организационный): знакомство с творчеством К. Чуковского;

-подбор методического материала, фонотеки. Разработка планирования работы над мюзиклом,

-наглядный (слуховой и зрительный);

-словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

 -проблемно – поисковой;

 -иллюстративный, в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом, воспроизведение).

Методические приемы:

-изучение литературы, распределение ролей в спектакле;

-подбор по диапозону уч-ся сольных партий для раскрепощения ребенка, упражнения на артикуляцию;

-создание театрально-музыкальной атмосферы, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами, разработки сценария музыкальной оперы;

-выступление для зрителей открытого урока.

 -творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

 -применение индивидуального подхода, наблюдение за ощущениями учащегося

 -побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

 -сопоставление приемов звуковедения, различных по характеру;

 -вариативность заданий при повторении песенного материала;

 -вокализация трудно исполняемых отрывков песенного материала;

 -образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;

 -юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции его интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.

Психологические условия на занятии:

-психологически – творческая атмосфера, рабочее настроение;

-раскрепощение уч-ся, уверенность в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями;

-личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

 -учет индивидуальных особенностей;

 -дифференцированный подход.


Оборудование: фортепиано, папка с вокальными произведениями, костюмы, атрибуты, пюпитр.



ХОД УРОКА

Преподаватель: - Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, в какой сказке ее главная героиня праздновала свои именины: (ответ уч-ся). Вот ребята вы и сами почти угадали тему нашего занятия. Сказку "Муха-Цокотуха" сочинил замечательный детский поэт Корней Иванович Чуковский, и вы все ее хорошо знаете. Посмотрите на фотографию К. И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский сочинил много сказок. Какие вы знаете? («Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит»)

…Корней Иванович Чуковский знаменитый детский писатель.

Часто в жизни бывает, когда на литературные произведения создаются музыкальные.

Детскому композитору Михаилу Ивановичу Красеву (портрет) понравилось произведение К. Чуковского и он решил написать оперу: «Муха- Цокотуха».  А еще вы знакомы с песенкой Михаила Ивановича Красева, «Маленькой елочке холодно зимой», ее поют все дети нашей страны почти 100 лет.

А что такое опера? (Это музыкальный спектакль, где все герои поют). 

М. Красев хотел, чтобы дети не просто слушали оперу, а сами ее исполняли, поэтому опера называется детская.

Сегодня мы познакомим наших гостей с этой детской музыкальной оперой «Муха Цокотуха», которую подготовили учащиеся младшего хора. Солисты будут исполнять роли героев и петь небольшие арии, где музыка отражает портреты разных гостей мухи. Например, Стрекоза-щеголиха танцует и поет изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко топал сапогами: «Топ! Топ!».

Ребята, представьте, что мы сейчас в музыкальном театре, а на сцене выступает наш хор.

Итак, начинаем показ музыкальной оперы «Муха Цокотуха».



Действующие лица:

Ведущая – Серая Настя; Муха-Цокотуха: - Шевченко Вероника; Комар: - Карасанов Арслан; Блошка – Чередова Ева; Пчелка – Османова Эмине; Бабочка – Демкина Вероника; Таракан – Балык Алеша; Стрекоза – Асанова Эмилия; Божья коровка – Касымова Амина; Клоп – Волкова Вероника; Паук – Христиченко Лука; Хор младших классов

Исполняется No 1- "Вступление" 

(Прилетает Муҳа-Цокотуха) 

Исполняется No 2- "Песенка Мухи-Цокотухи" 

(Муха-Цокотуха накрывает на стол, ставит угощение) 

(Первыми прилетели Блошқа с Пчелкой, они целуют и обнимают Муху)

Исполняется No 3 — "Выход Блошки с Пчелкой". 

(Передает Мухе-Цокотухе банку с медом)

(Муха-Цокотуха усаживает Блошку и Пчелку за стол)

(Прилетает Бабочка) 

Исполняется No 4 – “Прилет и песня Бабочки".

(Осторожно, на цыпочках, входит Тарақан).

Исполняется No 5 — "Песня Таракана". 

(Таракан вручает Мухе-Цокотухе букет цветов)

(Входят Клоп, муравей, Стрекоза, кузнечики, жуки, букашки) 

Исполняется No 6 — "Песня Стрекозы". 

Исполняется No 7 — "Песня Божьей коровки". 

Исполняется No 8 — "Песня Клопа".

Исполняется No 9 — "Хор гостей".

(поют и танцуют, появляется Паук,гости застывают

Исполняется No 10 "Появление и первая песенка Паука".

 (Паук набрасывает на Муху-Цокотуху веревочную петлю и постепенно подтягивает ее к себе) 

Исполняется No 11 — "Сцена". 

Исполняется No 12- "Вторая песня Паука".  (Прилетает Комар)

Исполняется № 13. "Прилет Комара, песня и борьба с Пауком”.  (Комар борется с Пауком и бросает его на пол. Паук уползает) 

Исполняется No 14— "Заключительный хор



 Подведем итоги нашего урока.  Ребята, ответьте на следующие вопросы:

-Кто является главным героем сказки?

-Почему Муха-Цокотуха пригласила гостей?

-Какое настроение у Мухи-Цокотухи в начале сказки?

- Какая музыка может характеризовать муху в начале оперы?

-В начале оперы муха поет свою первую сольную песню.

- Как называется сольный номер героя? (Ария)

- Как звучит ария мухи?

- Всегда ли одинаково? (Есть замедление)

-С появлением какого героя настроение сказки меняется? (Паука)

-Что происходит?

- Какую музыку вы бы подобрали для характеристики образа паука?

- Почему?

-Как называться сольная песня Паука? (Ария)

- Какое настроение?

- Какой темп? Почему?

-Совпадает ли музыкальный образ паука с художественным образом? 

-Какими качествами наделён этот персонаж?

Есть в этой опере момент, когда все гости собрались за столом и одновременно поют.

- Как этот номер называется в опере? (Хор гостей)

- Какое настроение?

-Почему?

-Что происходит в финале оперы? (Муха выходит замуж за комара, все гости веселятся).

- Поет хор: 1. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром, а за нею Клоп, Клоп, сапогами топ, топ.

-Как называется этот музыкальный номер из оперы? (Заключительный хор)

-Почему? (Поет много героев)

- В какой момент оперы он звучит? (В конце)

- Какое настроение? Характер? Темп?

-Ребята, как чаще всего заканчиваются сказки? Какой конец у нашей сказки?

-Какой будет музыка в финале? (гордой, громкой, ликующей, торжественной).

-Верно, это окончание всей сказки, которая завершается хорошо - злодей наказан, а хорошие герои побеждают.

Спасибо за внимание. До новой встречи.

Домашнее задание: Нарисовать героев оперы.

Используемая методическая литература:
1. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по музыке. 4класс./ М. А. Давыдова ‑ М.: ВАКО, 2013. - 320 с. - (В помощь школьному учителю).
2. Медушевский, В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта / В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.