Отдел культуры и межнациональных отношений Администрации Красногвардейского района Республики Крым МБУ ДО «Октябрьская детская музыкальная школа»
Открытый урок
Тема: «Музыкальная сказка-опера «Муха-Цокотуха» в младшем хоровом классе »
Класс преподавателя вокально-хоровых дисциплин Османовой Х.Ш.
Февраль. 2020 год
Пояснительная записка
Тема урока: Музыкальная сказка-опера «Муха Цокотуха».
Форма проведения: комбинированный, ознакомительно – развивающий.
Цель занятия:
-создание условий для формирования у учащихся основ музыкальной, художественной и эстетической культуры;
-развития творческого потенциала уч-ся в различных видах деятельности.
Задачи:
-формировать умение анализировать музыку и сказку, создавать музыкальный образ в вокальном исполнении;
-формировать нравственно – эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;
-развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
-развивать вокально-хоровые навыки, ритмического чувства; активизация тембрового, динамического и ладового слуха;
-формировать у детей эмоционально-целостное восприятие сказочных героев;
-знакомить с комплексом выразительных средств (музыкальных, художественных);
-развивать образное мышление, фантазию, воображение, умение передавать характеры персонажей в пении и пластике движений;
-развивать активность, силу воли, выдержку и коммуникативные способности.
Образовательные:
-формировать эмоционально-оценочное отношение к музыке
-развить образное мышление и творческое воображение
-повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности -получение первого опыта самооценки
-творческое самовыражение учащихся
-формирование качественного певческого звукообразования, строя, ансамбля хора с солистами, в комплексе с другими навыками и умениями
-выработка однородности звучания
-закрепление навыков, полученных на занятии, на примере произведения.
Развивающие:
-продолжение формирования основ правильной постановки голоса, включающих правильное дыхание и звуковедение
-контроль и осознание певческой природы своего тембра
-поиск методов и приемов, снимающих мышечную и психологическую усталость
-развитие вокальных ощущений учащегося, превращая их в определенные навыки
-расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар
Воспитательные:
-формирование художественного, музыкально-эстетического воспитания,
-осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, приоткрыть уч-ся дверь в храм искусства, называемый театром.
-воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
-воспитывать интерес к классической музыке.
-воспитать творческий подход к любому виду исполнительской деятельности;
-воспитать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
-подготовительный (организационный): знакомство с творчеством К. Чуковского;
-подбор методического материала, фонотеки. Разработка планирования работы над мюзиклом,
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
-проблемно – поисковой;
-иллюстративный, в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом, воспроизведение).
Методические приемы:
-изучение литературы, распределение ролей в спектакле;
-подбор по диапозону уч-ся сольных партий для раскрепощения ребенка, упражнения на артикуляцию;
-создание театрально-музыкальной атмосферы, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами, разработки сценария музыкальной оперы;
-выступление для зрителей открытого урока.
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-применение индивидуального подхода, наблюдение за ощущениями учащегося
-побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
-сопоставление приемов звуковедения, различных по характеру;
-вариативность заданий при повторении песенного материала;
-вокализация трудно исполняемых отрывков песенного материала;
-образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;
-юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции его интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.
Психологические условия на занятии:
-психологически – творческая атмосфера, рабочее настроение;
-раскрепощение уч-ся, уверенность в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями;
-личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
-учет индивидуальных особенностей;
-дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, папка с вокальными произведениями, костюмы, атрибуты, пюпитр.
ХОД УРОКА
Преподаватель: - Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, в какой сказке ее главная героиня праздновала свои именины: (ответ уч-ся). Вот ребята вы и сами почти угадали тему нашего занятия. Сказку "Муха-Цокотуха" сочинил замечательный детский поэт Корней Иванович Чуковский, и вы все ее хорошо знаете. Посмотрите на фотографию К. И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский сочинил много сказок. Какие вы знаете? («Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит»)
…Корней Иванович Чуковский знаменитый детский писатель.
Часто в жизни бывает, когда на литературные произведения создаются музыкальные.
Детскому композитору Михаилу Ивановичу Красеву (портрет) понравилось произведение К. Чуковского и он решил написать оперу: «Муха- Цокотуха». А еще вы знакомы с песенкой Михаила Ивановича Красева, «Маленькой елочке холодно зимой», ее поют все дети нашей страны почти 100 лет.
А что такое опера? (Это музыкальный спектакль, где все герои поют).
М. Красев хотел, чтобы дети не просто слушали оперу, а сами ее исполняли, поэтому опера называется детская.
Сегодня мы познакомим наших гостей с этой детской музыкальной оперой «Муха Цокотуха», которую подготовили учащиеся младшего хора. Солисты будут исполнять роли героев и петь небольшие арии, где музыка отражает портреты разных гостей мухи. Например, Стрекоза-щеголиха танцует и поет изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко топал сапогами: «Топ! Топ!».
Ребята, представьте, что мы сейчас в музыкальном театре, а на сцене выступает наш хор.
Итак, начинаем показ музыкальной оперы «Муха Цокотуха».
Действующие лица:
Ведущая – Серая Настя; Муха-Цокотуха: - Шевченко Вероника; Комар: - Карасанов Арслан; Блошка – Чередова Ева; Пчелка – Османова Эмине; Бабочка – Демкина Вероника; Таракан – Балык Алеша; Стрекоза – Асанова Эмилия; Божья коровка – Касымова Амина; Клоп – Волкова Вероника; Паук – Христиченко Лука; Хор младших классов
Исполняется No 1- "Вступление"
(Прилетает Муҳа-Цокотуха)
Исполняется No 2- "Песенка Мухи-Цокотухи"
(Муха-Цокотуха накрывает на стол, ставит угощение)
(Первыми прилетели Блошқа с Пчелкой, они целуют и обнимают Муху)
Исполняется No 3 — "Выход Блошки с Пчелкой".
(Передает Мухе-Цокотухе банку с медом)
(Муха-Цокотуха усаживает Блошку и Пчелку за стол)
(Прилетает Бабочка)
Исполняется No 4 – “Прилет и песня Бабочки".
(Осторожно, на цыпочках, входит Тарақан).
Исполняется No 5 — "Песня Таракана".
(Таракан вручает Мухе-Цокотухе букет цветов)
(Входят Клоп, муравей, Стрекоза, кузнечики, жуки, букашки)
Исполняется No 6 — "Песня Стрекозы".
Исполняется No 7 — "Песня Божьей коровки".
Исполняется No 8 — "Песня Клопа".
Исполняется No 9 — "Хор гостей".
(поют и танцуют, появляется Паук,гости застывают
Исполняется No 10 "Появление и первая песенка Паука".
(Паук набрасывает на Муху-Цокотуху веревочную петлю и постепенно подтягивает ее к себе)
Исполняется No 11 — "Сцена".
Исполняется No 12- "Вторая песня Паука". (Прилетает Комар)
Исполняется № 13. "Прилет Комара, песня и борьба с Пауком”. (Комар борется с Пауком и бросает его на пол. Паук уползает)
Исполняется No 14— "Заключительный хор"
Подведем итоги нашего урока. Ребята, ответьте на следующие вопросы:
-Кто является главным героем сказки?
-Почему Муха-Цокотуха пригласила гостей?
-Какое настроение у Мухи-Цокотухи в начале сказки?
- Какая музыка может характеризовать муху в начале оперы?
-В начале оперы муха поет свою первую сольную песню.
- Как называется сольный номер героя? (Ария)
- Как звучит ария мухи?
- Всегда ли одинаково? (Есть замедление)
-С появлением какого героя настроение сказки меняется? (Паука)
-Что происходит?
- Какую музыку вы бы подобрали для характеристики образа паука?
- Почему?
-Как называться сольная песня Паука? (Ария)
- Какое настроение?
- Какой темп? Почему?
-Совпадает ли музыкальный образ паука с художественным образом?
-Какими качествами наделён этот персонаж?
Есть в этой опере момент, когда все гости собрались за столом и одновременно поют.
- Как этот номер называется в опере? (Хор гостей)
- Какое настроение?
-Почему?
-Что происходит в финале оперы? (Муха выходит замуж за комара, все гости веселятся).
- Поет хор: 1. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром, а за нею Клоп, Клоп, сапогами топ, топ.
-Как называется этот музыкальный номер из оперы? (Заключительный хор)
-Почему? (Поет много героев)
- В какой момент оперы он звучит? (В конце)
- Какое настроение? Характер? Темп?
-Ребята, как чаще всего заканчиваются сказки? Какой конец у нашей сказки?
-Какой будет музыка в финале? (гордой, громкой, ликующей, торжественной).
-Верно, это окончание всей сказки, которая завершается хорошо - злодей наказан, а хорошие герои побеждают.
Спасибо за внимание. До новой встречи.
Домашнее задание: Нарисовать героев оперы.
Используемая методическая литература:
1. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по музыке. 4класс./ М. А. Давыдова ‑ М.: ВАКО, 2013. - 320 с. - (В помощь школьному учителю).
2. Медушевский, В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта / В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.