Тема урока: Многообразие карт.
Эпиграф: «Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно».
Ю.М.Шокальский.
Предмет география Класс 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА.
Цели урока : познание на конкретных примерах многообразия современных географических карт, углубление знаний о географической карте и способах работы с ней.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
• формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, стране • формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание того, что карта – продукт долгого и кропотливого труда многих географов на протяжении многих лет
Метапредметные связи
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе • умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения
Предметные результаты
• владение географическими знаниями (основными понятиями) • умение работать с разными источниками географической информации • картографическая грамотность • владение практическими умениями для определения характеристики компонентов карты
Тип урока: урок формирования новых знаний.
КАРТА УРОКА «МНОГООБРАЗИЕ КАРТ. (6 класс)
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1 | Орг. момент Эмоциональный настрой | Песня о пестром атласе. Создаёт у детей положительный эмоциональный настрой на урок. - «Улыбнитесь друг другу!» Начнём урок с улыбки и пожелания удачи друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения, интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, уверенность в своих знаниях и отличное настроение. | Настраиваются на урок. |
2 | Мотивация | Мотивирует детей на участие в уроке. А какие способы изображения земной поверхности вы еще знаете? Слайд 1. Загадки У меня в столе хранится Шар земной на ста страницах! (Атлас.) Дорога есть-ехать нельзя, Земля есть-пахать нельзя, Луга есть-косить нельзя, А в реках воды нет (план местности) Шар не велик, лениться не велит, Если знаешь предмет, то покажет весь свет. (Глобус) Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. (Географическая карта) В географии чертёж На ковёр большой похож. И на нём моя страна Из конца в конец видна (Географическая карта) | Определяют тему урока. Географическая карта. Слайд 1 Тема: Многообразие карт |
3 | Актуализация ЗУН. | 1.Задание: Помоги богатырю отыскать избушку бабы Яги. Составь план местности по описанию. (Слайд 2) Чтобы найти избушку, нужно пойти от метки 100м. на юг, где находится смешанный лес, потом свернуть и идти 50м. на восток, там будет луг, а на лугу дорога на северо-восток, пройти по лугу по проселочной дороге и выйти к озеру, возле которого находится болото. К северу от болота фруктовый сад с волшебными яблоками, а с юга хвойный лес. Нужно пройти через лес и выйти к реке, которая течет на запад. Между лугом и рекой находится избушка Бабы-Яги. Остальную местность занимают пашни. . 2.Перед вами план местности и географическая карта. Давайте их сравним. Слайд 3 План и карта. (по окончанию работы) Слайд 4 Таблица. Элементы сравнения | Географическая карта | План местности | Территория | Большая | Небольшие участки | Есть градусная сетка | + | | С помощью чего изображают местность | Условные знаки | Условные знаки | Условные знаки похожи на настоящие объекты | | + | Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке | | + | Населённые пункты | Кружок | Отдельные дома, кварталы | Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах | + | | Изображение при помощи масштаба | + | + | Прочитайте словами данную символическую информацию -Какими признаками карта отличается от плана местности? Какие признаки у них общие? Давайте попробуем составить определение, что же такое географическая карта? Слайд 5: Географическая карта – это: уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков. - Ребята, кто- то стучится. Входит ученик, одетый в древнегреческую одежду . Слайд 6. Анаксимандр: Я Анаксимандр. Родился в 610 году умер в 547 году до нашей эры. Жил я в Древней Греции, занимался математикой и философией. Первое философское сочинение на греческом «О природе» было написано мной. Я представлял себе Землю в виде цилиндра, окружённого небесной сферой. Я составил первую карту Земли и первую географическую карту Греции. Я изобразил Землю в форме плоского круга, окружённого водой. Вы, наверное, до сих пор занимаетесь по моим картам? Или что- то изменилось, расскажите мне. Ребята, только после изучения новой темы мы сможем дать ответ Анаксимандру .Ну что, приступим? | Составляют план по описанию Заполняют таблицу. Проверяют по шаблону. Составляют определение. Сравнивают собственную формулировку понятия «географическая карта» с формулировкой, предложенной учителем. |
4 | Постановка учебных задач | Задание. • Проанализировав содержание §38 учебника, выскажите своё мнение о том, какие вопросы, касающиеся географической карты, мы будем сегодня рассматривать. • Составьте небольшой план работы на уроке. • Какие источники информации нам могут понадобиться? В ходе фронтальной беседы -подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока Итак, старинные карты очень отличаются от современных, а разные современные - между собой. Сколько разновидностей карт существует в науке о картах – картографии? Да, их так много, что мы не можем изучать каждую карту по отдельности. Удобнее изучать их, разделив на группы. У каждой из них – свои особенности, от которых зависит, что и как именно мы можем из неё узнать. | Высказывают своё мнение. Формулируют Формулируют учебную задачу: Познакомиться с классификацией карт, т.е. научиться делить их на группы и объяснять отличия групп между собой |
С помощью чего (кого) вы будете сегодня получать новую информацию? Какие источники знаний для этого вы можете использовать? | Называют возможные для использования на уроке источники знаний. Называют способы усвоения информации: прослушивание, просмотр видео, работа с картами, участие в беседе и т.п. |
5 | Открытие нового знания . | Многообразие карт. 1. Работа с текстом и заполнение схемы: «Многообразие карт» Текст: Как правило, географические карты подразделяют на мелкомасштабные (построенные в масштабах мельче 1:1 000 000); среднемасштабные (имеющие масштаб от 1:200 000 – 1:1 000 000 включительно) и крупномасштабные (построенные в масштабах начиная с 1:200 000).Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней) , можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого. По содержанию карты подразделяют на общегеографические и тематические. Тематические карты делят на физико-географические и социально-экономические. Физико-географические карты используют для того, чтобы показать, например, характер рельефа земной поверхности или климатические условия на определённой территории. Социально-экономические карты показывают границы стран, расположение дорог, промышленных объектов и т. д. По охвату территории географические карты делят на мировые, карты материков и частей света, регионов мира, отдельных стран и частей стран (областей, городов, районов и т. п.) . 2.Перекодируйте словесную информацию в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. (Раздаточный материал). 3.Сравните результат своей работы с эталоном на доске. Какие ошибки вы допустили? Какова, на ваш взгляд, причина этих ошибок? | Заполняют схему «Многообразие карт» в тетрадях. Комментируют работу устно. Проверяют по слайду. Комментируют свои высказывания. |
6 | Первичное закрепление | Демонстрирует учащимся карты Брянской области, физическую карту России, карту полушарий и предлагает ответить на вопросы: Слайд 7 по охвату территории; по масштабу; содержанию. | |
7 | Самостоятельная работа | 1.Фронтальная беседа: - Вспомните, что называется масштабом? - Какие виды масштаба вы знаете? - Что нужно сделать, чтобы поместить на карту какую-то территорию? Какое математическое действие нужно для этого произвести? - Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы определить настоящее расстояние, если известно измеренное по карте и масштаб карты? Что означает запись: 1:300000? Переведите этот численный масштаб в именованный. 2. Задания на проверку умений (математическая грамотность): выбрать по два задания. (Слайд 8) А) Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см – 5 км. Б). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10 см. В). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75мм . Каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625 км, Минск-651 км, Харьков-675 км, Казань-750 км. Г)Решите задачу, используя карту полушарий. Судно, расположенное в координатах 200 С.Ш. и 1550 в. д., получило сигнал о штормовом предупреждении, вызванном подводным землетрясением и возможном цунами. У берегов, какого материка и в каком океане находится судно? В каком направлении необходимо двигаться судну, чтобы как можно быстрее достичь берега? | Выполняют тренировочные упражнения. |
8 | Включение нового знания в систему, | Задание1.: «Узнай объект по описанию» Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. 1.Материк, расположенный только в южном полушарии и пересекаемыми всеми меридианоми. (Антарктида) 2.Самый большой материк. (Евразия) 3.Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка) 4.Самый большой по площади океан. (Тихий) 5.Самый холодный материк.(Антарктида) Задание 2.Расположить горы с севера на юг: Анды, Аппалачи, Атласские. Задание 3.Прочитай текст: Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь. Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист? Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта? Свой ответ обоснуйте Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде? Задание 4. Выберите один вариант ответа В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя: А. На юго-запад Б. На север В. На восток Г. На запад (задание можно выполнить дома) | Выполняют задания. |
9 | Рефлексия, самооценивание | Подводит итоги урока Предлагает учащимся вспомнить тему урока и оценить значимость полученных в ходе урока знаний, отметив самые трудные и самые интересные моменты урока, определить результаты урока - «До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот Неизвестное, мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Жюль Верн Выставляет отметки за работу на уроке. | Участвуют в этапе рефлексии |
10 | Д/з | Д/З - параграф 38 – учить | Записывают Д/з |
Рабочий лист ученика 6 класса________________________
1.Задание: Помоги богатырю отыскать избушку бабы Яги. Составь план местности по описанию. (Слайд 2)
Чтобы найти избушку, нужно пойти от метки на юг, где находится смешанный лес, потом свернуть и идти на восток, там будет луг, а на лугу дорога на северо-восток, пройти по лугу по проселочной дороге и выйти к озеру, возле которого находится болото. К северу от болота фруктовый сад с волшебными яблоками, а с юга хвойный лес. Нужно пройти через лес и выйти к реке, которая течет на запад. Между лугом и рекой находится избушка Бабы-Яги. Остальную местность занимают пашни.
2.Сравнить план местности и географическую карту.
Элементы сравнения | Географическая карта | План местности |
Территория | | |
Есть градусная сетка | | |
С помощью чего изображаются местность | | |
Условные знаки похожи на настоящие объекты | | |
Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке | | |
Населённые пункты | | |
Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах | | |
Изображение при помощи масштаба | | |
3. Составьте небольшой план работы на уроке.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Работа с текстом и Составление схемы: «Многообразие карт» (читательская грамотность) Текст: Многообразие карт.
Все географические карты принято разделять по охвату территории, по масштабу, по содержанию и по назначению.
По охвату территории различают карты мира, отдельных материков и океанов, частей материков и океанов, стран и их частей.
По масштабу географические карты подразделяют на мелкомасштабные (построенные в масштабах мельче 1:1 000 000); среднемасштабные (имеющие масштаб от 1:200 000 – 1:1 000 000 включительно) и крупномасштабные (построенные в масштабах начиная с 1:200 000).
Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней) , можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого.
Карты по содержанию делятся на общегеографические и тематические.
На общегеографических картах отображены формы рельефа, водные объекты, города, автомагистрали и железные дороги, государственные границы. Физическая карта (в переводе с греч. — «природная») — карта, на которой изображены только природные объекты (материки и океаны, острова и моря, горы и равнины, реки и озёра).
Тематические карты посвящены определённым темам. На них более подробно показывают какие-либо географические объекты или явления. Это может быть:
карта почв;
карта природных зон;
карта человеческих рас;
карта народов мира;
карта строения земной коры;
климатическая карта и др.
По назначению выделяют карты учебные, туристические, дорожные, научно-справочные и другие.
Классификация карт |
По масштабу _________________ По охвату территории _____________ |
| | | |
? | Общегеографические | ? | Учебные |
? | ? | ? | ? |
? | ? | ? |
Стран и их частей | ? |
5.Сравнить карты:
Признак | Карта Брянской области | Физическая карта России | Карта полушарий |
по охвату территории | | | |
По масштабу | | | |
По содержанию | | | |
6 Задания на проверку умений (математическая грамотность):
А) Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см – 5 км.
Б). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10 см
__________________________________________________________________
В). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург,
Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75мм . Каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625 км, Минск-651 км, Харьков-675 км, Казань-750 км.
6. Решите задачу.
Судно, расположенное в координатах 200 С.Ш. и 1550 в.д., получило сигнал о штормовом предупреждении, вызванном подводным землетрясением и возможном цунами. У берегов, какого материка и в каком океане находится судно?
В каком направлении необходимо двигаться судну, чтобы как можно быстрее достичь берега?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Прочитай текст:
Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести уму шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения
Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта?
Свой ответ обоснуйте
Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?
Задание 4. Выберите один вариант ответа
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:
А. На юго-запад
Б. На север
В. На восток
Г. На запад