2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним» Вспомните, что такое географическое положение? (Это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, к морям, к горам и другим природным объектам.) - Каково физико-географическое положение России, т. е. ее положение по отношению к природным объектам? (Россия распложена в Северном полушарии, на севере ее пересекает северный полярный круг. Россия распложена в восточном полушарии, кроме крайней восточной части (п-ва Чукотки), Россия омывается водами трех океанов (на западе моря Атлантического океана; на севере Россию омывают моря Северного Ледовитого океана; на востоке ее омывают моря Тихого океана. Крайние северные точки России - м. Флигели на острове Рудольфа в Архипелаге Зелия Франца-Иосифа и мыс Челюскин на полуострове Таймыр - крайняя северная материковая точка расположена на 78° с. ш. (за северным полярным кругом). Крайняя южная точка г. Базардюзю на Кавказе (-41° с.ш.); Россия не пересекается Северным тропиком. Она распложена большей частью в умеренных широтах, а север России расположен в субарктических и арктических широтах.) | - из курса 8 класса, вспоминают определение - Отвечают на вопросы, используя атласы | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий | - Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала В 9 классе мы будем оценивать не только физико-географическое положение России, но и экономико-географическое положение. Этот термин введен Н.Н. Баранским, который определил его как положение на экономической карте. - Сообщает тему урока - Подводит учащихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете» - Определение понятия ЭГП -Особенности ЭГП России -Определение понятия ПГП - Особенности ПГП России - Ставит проблемный вопрос: Каковы выгоды географического положения России? | - Слушают учителя - Записывают тему урока - Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания | Личностные: самоопределение Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | - Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию - Предлагает найти в тексте учебника (стр. 17) определение понятия «Экономико-географическое положение» (экономико-географическое положение страны - это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение; транспортным путям, государствам, сырьевым базам и т. д.) Далее рассматривают экономико-географическое положение России. По ходу рассказа учителя задаются вопросы, на которые ученики отвечают, пользуясь картой России. Для этого можно использовать следующий план: Экономико-географическое положение: 1. границы России; 2. транспортные пути; Политико-географическое положение: 3. отношения с соседями; 4. территориальные проблемы России; - Давайте, рассмотрим ЭГП нашей страны: - Назовите соседей России. (Россия имеет сухопутную границу с 14 странами - это Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР; и с 2 странами морскую границу - это США и Япония.) -С каким государством у России самая протяженная граница? {Самая протяженная граница у России с Казахстаном - 7200 км); -Назовите незамерзающие порты России. (На севере - Мурманск, на Дальнем Востоке - Владивосток и Находка, на Черном море - Новороссийск и Туапсе, а также Санкт-Петербург (в зимнее время суда проводят ледоколы))', -Куда проходят основные транспортные пути России, покажите их на карте? (Основные дороги проходят через западную границу России в страны зарубежной Европы. На юге России дорог гораздо меньше, т. к. Кавказские горы являются природным барьером, и железные дороги, ведущие в Грузию и Азербайджан, проходят по побережью Черного и Каспийского морей.); -Какое событие ухудшило экономико-географическое положение России (Распад СССР) - Предлагает найти в тексте определение понятия "Политико-географическое положение" (Положение страны на политической карте, которое зависит от отношений с соседними странами и уровня их развития.) -Какое значение имеют отношения между граничащими друг с другом странами? (Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между странами.); - Что японцы называют «наши северные территории»? (Так называется южная гряда Курильских островов, которые перешли к Советскому Союзу после Второй мировой войны и являются частью Сахалинской области России.) Дайте свою оценку этой проблемы. -Какое событие ухудшило экономико-географическое положение России (Распад СССР) - Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география? - Организует физминутку | - Слушают учителя, просматривают слайды - Находят определение понятия, записывают в тетрадь - Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадь - Находят определение понятия, записывают в тетрадь -Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадь -Используя другие источники информации, дают оценку данной проблеме - Отвечают на проблемный вопрос | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
5. Первичная проверка понимания Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | - Организует практическое задание - стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение 1. Нанесение на контурную карту сопредельных государств. 2. Построение столбчатой диаграммы места России по площади территории в мире 3.Описание экономико- и политико-географического положения России по типовому плану - Следит за самостоятельностью выполнения - Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления | - Слушают учителя, ищут информацию в учебнике - Систематизируют учебный материал - В заключение работы формулируется вывод - Проговаривают алгоритм действий - Выполняют ПЗ | Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля |
6. Первичное закрепление Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | - Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний 1. Протяженность береговой линии России составляет почти 40 тыс. км. Почему же при оценке ЭГП говорят, что наша страна имеет ограниченный выход к морю? 2. Почему географическое положение не всегда определяет экономические успехи стран? 3. Какие факторы влияют на улучшение или ухудшение экономико- и политико-географического положения России? Кто быстрей?-Самостоятельное применение знаний Найти определения: Великий шелковый путь Путь Из варяг в греки | - Осуществляют учебные действия по намеченному плану - Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки. - Работа с дополнительной литературой | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | -Задает и комментирует дифференцированное задание &3, выявите положительные и отрицательные черты в географическом положении России. | Преимущества | Недостатки | Физико-географическое положение | | | Экономико-географическое положение | | | Политико-географическое положение | | | | - Записывают домашнее задание. - Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: выделение существенной информации Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Организует рефлексию учебной деятельности на уроке Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? - Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему) Я знаю, что такое Я могу Я научился - Выставляет оценки за работу на уроке | - Анализируют свою деятельность на уроке. - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |