Тема «Мировой океан»
Класс: 6
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Задачи урока:
Образовательные
Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”
Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
Сформировать представление о типах морей
Развивающие
Продолжить развитие умений работать с картой, учебником
развивать географическое мышление и устную речь;
Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
Воспитательные
Продолжить воспитание любви к Родине
показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человечества.
Ход урока
Организационный этап.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
2.Мотивация. Целеполагание
У меня на столе лежат ракушки. (включаю шум моря) Что вы услышите? Как вы думаете, а почему я вам сегодня на урок принесла ракушки? (Дети выдвигают гипотезы, обосновывают их).
Изучение нового материала.
Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось.
М
ировой океан – самое большое скопление воды на земной поверхности, основная часть гидросферы. Его водная поверхность, или «акватория» (от греческого слова – вода») занимает около 361 млн км². В 1928 году Международное гидрографическое бюро (МГБ) «разделило» Мировой океан на 4 океана:
Тихий;
Атлантический;
Индийский;
Северный Ледовитый.
Южный океан пока считается условным.
Все они сообщаются между собой.
Средняя глубина Мирового океана равна 3,7 км. Максимальная – 11022 м (Марианская впадина в Тихом океане).
Мировой океан един, но он условно делится на части:
О какой части Мирового океана говорится в загадке
Обманывать не стану,
Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.__________________
Море - часть океана, отделённая от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями». Всего насчитывается 54 моря .
Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы.
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- Найдите их на карте. Попробуйте определить в чем их отличие ?
_______________________________________________
по местоположению
Внутренние Окраинные
Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)
Найдите в учебнике определение залива (Залив - часть мирового океана, глубоко вдающаяся в сушу).
-Он ведет из моря в море,
Не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике определение пролива. (Пролив - это узкие вытянутые участки водной поверхности, разделяющие участки суши)
В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив
1. Найдите его на карте.
2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий океаны.)
3. А какие части суши он разделяет? (Материк Южная Америка и остров Огненная Земля
В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки.
Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.(показывают на карте)
Пробовали ли вы на вкус морскую воду? Какая она?
Проблема: Океаническая вода из-за большого содержания солей непригодна для питья. Так зачем нам ее изучать?
__________________________________________________________________________
Более 85 % -это натрий и хлор, образующие поваренную соль. Горький вкус воде придают соли магния. В воде присутствуют растворенные газы, в том числе –кислород. Он необходим для жизни морских организмов. Другими элементами, необходимыми для жизни, являются кальций, кремний и фосфор. Из них состоят раковины и скелеты морских животных.
Записываем в тетради 1-ое свойство – соленость. Что такое соленость?
_________________________________________ (Учебник стр. 153-154)
Если все соли распределить ровным слоем на поверхности земли, получится слой в 45 м.
Единицы измерения солености? ______________________
Средняя соленость Мирового океана -35 %. Она означает, что в 1 л. воды содержится 35 грамм веществ.
2-ое свойство – температура
Закрепление знаний.
«Найди лишнее» в каждой группе объектов
А)Море Б)Залив В) Архипелаг _ Г) Пролив
А)Тихий Б)Берингово В) Индийский Г)Атлантический
А)Средиземное Б)Балтийское В) Желтое Г) Амазонка
А)Гренландия Б)Мадагаскар В)Австралия Г)Новая .Гвинея
*Найдите на карте «Цветные моря».
«Объект на карте»
1-Самый большой океан_______________________
2- самый холодный океан______________________
3- самый широкий пролив____________________
4-Самый большой остров _____________________
5- материк, на котором мы живем_______________________
Итоги урока.
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями
6. Домашнее задание
Учебник стр. 154-155. Прочитать и заполнить пропуски
Вода …… нагревается. Температура поверхностных вод зависит от ………. Самая высокая температура воды вблизи … . С глубиной температура … .