МКУ Управление образования Ковдорского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Бушуева Валентина Степановна
УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИЯ РЕЛЬЕФА. ОБРАЗОВАНИЕ ВУЛКАНОВ И ПРИЧИНЫ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ»
г. Ковдор
2024
Тема урока: «Проявления внутренних и внешних процессов в образования рельефа. Образование вулканов и причины землетрясений».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать представления о проявлении внутренних и внешних процессов, создающих рельеф Земли, о движении литосферных плит, об образовании вулканов и причинах землетрясений; познакомить с профессиями сейсмолог и вулканолог.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
в части гражданского воспитания:
осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
в части патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
в части духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
в части эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
в части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности в природе; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
в части трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
в части экологического воспитания:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
в части ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия:
Базовые логические действия
• Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
• устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
• выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
• Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
• проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
• оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
• оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• систематизировать географическую информацию в разных формах.
Универсальные коммуникативные действия:
Общение
• формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
• принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация
• самос тоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
• владеть способами самоконтроля и рефлексии;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
• называть причины землетрясений и вулканических извержений;
• применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
• применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
• распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
• приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
• приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу.
Формы работы с учащимися: парная и индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, атласы.
Ход урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Начнем наш урок с эпиграфа (слайд 2)
Вода, рельеф, климат – выступают
как воспитатели рода человеческого.
К. Риттер*
*Карл Ри́ттер – немецкий географ, педагог, один из основоположников современной географической науки.
Вопросы классу:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как оно соотносится с предметом, который мы изучаем? С темой нашего урока?
Актуализация изученного ранее материала
1. Проверка домашнего задания (слайд 3):
Приём «Географическая путаница»
Работа в парах. На каждую парту раздается карточка со словами, из которых нужно составить определение и подобрать к нему географический термин, изучаемый на предыдущих уроках
1) Магмы, образуются, горные, из, магматические, породы.
2) Осаждения, образуются, разрушения, в, осадочные, горные, результате, породы.
3) И, осадочных, в, результате, пород, метаморфические, образуются, изменения, магматических.
2. Проверка (ответы на слайде 4):
1) Магматические – горные породы образуются из магмы.
2) Осадочные – горные породы образуются в результате разрушения, осаждения.
3) Метаморфические –образуются в результате изменения магматических и осадочных пород.
Одновременно с классом один ученик выполняет задание у доски. Работа с кластером. Какие ошибки допущена в классификации?
Правильный ответ
Приём «Закончи предложение»
- Земную кору составляют три слоя: …
- Строение материковой коры от океанической отличается …
Обсуждение и добавление высказываний одноклассников.
Географический приём «немая карта» (слайд 5)
Учитель называет материк, а учащиеся должны назвать и показать на карте литосферную плиту, на которой расположен материк.
1. Африка – Африканская плита
2. Антарктида – Антарктическая плита
3. Северная Америка – Североамериканская плита
4. Южная Америка – Южно-Американская плита
5. Австралия – Австралийская плита
6. Евразия – Евразийская плита
Объяснение нового материала
Прочитайте тему урока (Слайд 6). Что нового вы сегодня узнаете?
Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить?
Учащиеся формулируют цель урока – узнать о проявлении внутренних и внешних процессов, создающих рельеф Земли, о движении литосферных плит, об образовании вулканов и причинах землетрясений; познакомиться с профессиями сейсмолог и вулканолог.
Объяснение учителя. Движения земной коры
Движения земной коры бывают вертикальные и горизонтальные, как правило, они происходят одновременно (слайды 7-9).
Пример вертикальных колебаний земной коры – поднятие со скоростью 1 см в год Скандинавского полуострова (слайд 10) и опускание побережий, например, Северного моря (слайд 11).
В результате движения земной коры возникают сжатия и растяжения. (слайд 12). Пласты горных пород разрываются разломами на огромные глыбы, смещаются относительно друг друга. Например, на месте глубокого разлома земной коры образовалось озеро Байкал.
История движений земной коры отражается как в зеркале в залегании горных пород. Где мы можем это увидеть? (например, на обнажённых склонах гор или обрывистых берегах рек)
Подумайте, какой вывод мы можем сделать?
Вертикальные движения вызывают поднятия и опускания, горизонтальные – движения литосферных плит и более мелких блоков земной коры (слайд 13).
Движения литосферных плит в природе могут вызвать наиболее опасные природные явления (слайд 14). Как вы думаете, что может произойти? (землетрясения, вулканы)
Мы уже сказали, что одно из самых опасных проявлений движений
земной коры – землетрясение. Попробуйте самостоятельно дать понятие этому явлению (ответы учащихся).
Найдите на странице 79 учебника определение понятия «землетрясение», сравните со своим предположением.
Работа с рисунком на странице 57 (слайд 15). Расскажите, пользуясь рисунком, о том, как происходит землетрясение.
В земной коре или в верхнем слое мантии на глубине внезапно происходит разрыв и смещение горных пород. Возникает очаг землетрясения, откуда сотрясая толщи горных пород, во все стороны распространяются колебания. Чем глубже очаг, тем на большую площадь распространяется землетрясение. Над очагом на земной поверхности располагается эпицентр. Там возникают наиболее сильные разрушения.
А теперь рассмотрим шкалу землетрясений. Сила землетрясений оценивается по тем повреждениям, которые они причиняют. В России принята 12-бальная шкала.
Определите, используя рисунки, как человек по внешним признакам может предположить, что происходит землетрясение (слайд 16).
В мире созданы сотни сейсмических станций, которые регистрируют даже незначительные колебания земной коры. Однако до сих пор не могут предсказать момент землетрясения заранее. В шахтах стоят приборы, которые фиксируют колебания – это сейсмографы (слайд 17).
Как вы думаете, а есть специалисты, которые изучают колебания земной поверхности, землетрясения? Как их называют? (ответы учащихся)
Действительно, есть специалисты, которые следят за колебаниями земли и изучают землетрясения. Их называют сейсмологами (слайд 18).
У вас на партах есть информация о профессии сейсмолога. Работа в парах. Познакомьтесь с этой информацией, найдите и подчеркните самую важную, характеризующую эту профессию.
В природе землетрясение могут спровоцировать процессы вулканизации.
Рассмотрите рисунок 59 на странице 81 учебника (слайд 19). Чем
землетрясения отличаются от вулканов?
Сравните рисунок 58 на странице 80 и карту в атласе. Какой вывод мы можем сделать?
Географическое распространение вулканов (слайд 20). Какой вывод можно сделать, проанализировав карту?
Рассмотрите схему на слайде 21 «Типы вулканов». Подготовьте ответ о типах вулканов. Найдите на карте атласа вулканы на каждом материке. На каком материке их нет? Почему?
Может быть кто-нибудь знает самые известные вулканы и их местонахождение? Давайте познакомимся с некоторыми вулканами (слайды 22-24).
А кто, по-вашему, изучает вулканы? Как бы вы назвали этого специалиста? (слайды 25-27).
У вас на партах есть информация о профессии вулканолога. Работа в парах. Познакомьтесь с этой информацией, найдите и подчеркните самую важную, характеризующую эту профессию.
Кто знает, что такое гейзер? Рассмотрите информацию о гейзерах
(слайды 28-29). Как гейзеры связаны с вулканами? Как правило, где активная вулканическая деятельность на поздней стадии там действуют гейзеры.
Облик земной поверхности формируется не только под влиянием
внутренних сил. Есть внешние силы, которые разрушают рельеф и создают его формы.
Самостоятельно познакомьтесь с ними на странице 73 вашего учебника, в помощь информация на слайдах 30-31. Учащиеся рассказывают о выветривании.
Вывод по теме урока
Какие вопросы задали в начале урока? Как на них ответим?
Узнали о проявлении внутренних и внешних процессов, создающих рельеф Земли, о движении литосферных плит, об образовании вулканов и причинах землетрясений; познакомились с профессиями сейсмолог и вулканолог.
Рефлексия
Что нового ты узнал на уроке?
Где могут пригодиться тебе новые знания?
Какие задания были интересными?
Какие задания были трудными?
Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание
Изучить §§23-24, письменно выполнить задание 6 на странице 83.
Дополнительное задание (по желанию) мини-сообщения «Живые сейсмографы» (растения и животные, предсказывающие землетрясения.