СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе: "Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понимание неразрывной связи между геологическим строением Земли, формированием рельефа и распределением полезных ископаемых на территории страны.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе: "Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны"»

Урок географии в 8 классе: "Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны"

Цель урока: Сформировать у учащихся понимание неразрывной связи между геологическим строением Земли, формированием рельефа и распределением полезных ископаемых на территории страны.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с основными понятиями: тектонические структуры, рельеф, полезные ископаемые.

    • Раскрыть закономерности формирования рельефа в зависимости от тектонических процессов.

    • Объяснить, как тектоническое строение и рельеф влияют на размещение различных видов полезных ископаемых.

    • Изучить основные группы полезных ископаемых и их связь с конкретными геологическими условиями.

  • Развивающие:

    • Развивать умение анализировать причинно-следственные связи.

    • Формировать навыки работы с различными источниками информации (карты, схемы, тексты).

    • Стимулировать познавательный интерес к изучению географии и геологии.

    • Развивать логическое мышление и умение делать выводы.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

    • Формировать понимание важности рационального использования полезных ископаемых.

    • Способствовать формированию гражданской позиции по отношению к природному богатству страны.

Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала с элементами практической работы).

Формы работы: Фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с картами, самостоятельная работа с учебником, групповая работа (по возможности).

Оборудование:

  • Физическая карта России (или другого изучаемого государства).

  • Тектоническая карта России.

  • Карта полезных ископаемых России.

  • Презентация с иллюстрациями (схемы тектонических структур, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых).

  • Учебник географии.

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы).

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учащиеся смогут объяснять взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых; называть основные группы полезных ископаемых и приводить примеры их месторождений, связанных с определенными тектоническими структурами и формами рельефа.

  • Метапредметные: Учащиеся научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию, анализировать и сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные: У учащихся будет сформировано понимание ценности природных ресурсов, ответственное отношение к их использованию, интерес к изучению географии и своей страны.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 минут):
- Приветствие, проверка присутствия.
- Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний (7-10 мин)

  • Фронтальная беседа:

    • "Ребята, что такое рельеф? Какие основные формы рельефа вы знаете?" (Горы, равнины, холмы, низменности, плоскогорья).

    • "Как вы думаете, почему на нашей планете существуют такие разнообразные формы рельефа?" (Внутренние и внешние силы Земли).

    • "Какие внутренние силы Земли влияют на формирование рельефа?" (Движение литосферных плит, землетрясения, вулканизм).

    • "Что такое литосферные плиты и как они движутся?" (Крупные блоки земной коры, которые медленно перемещаются).

    • "Что такое полезные ископаемые? Где они залегают?" (Природные образования, которые человек использует в хозяйстве; в земной коре).

    • "Как вы думаете, связаны ли между собой тектоническое строение Земли, рельеф и полезные ископаемые?" (Подвести к теме урока).

III. Мотивация учебной деятельности и постановка цели урока (5 мин)

  • Учитель: "Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей стране, чтобы понять, почему в одних ее уголках мы видим величественные горы, а в других – бескрайние равнины. И самое главное – мы узнаем, почему именно в этих местах сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, которые являются основой нашей экономики и повседневной жизни. Представьте, что мы геологи, которые исследуют нашу страну. Наша задача – разгадать тайну: как 'скелет' нашей Земли – ее тектоническое строение – влияет на ее 'лицо' – рельеф, и как это, в свою очередь, определяет, где мы найдем нефть, газ, уголь, металлы и другие ценные ресурсы. Сегодня мы будем искать ответы на эти вопросы, чтобы лучше понять нашу Родину и ее природные богатства."

  • Формулирование темы и цели урока совместно с учащимися:

    • "Исходя из нашего обсуждения, как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?" (Учащиеся предлагают варианты, учитель корректирует).

    • "А какую главную цель мы поставим перед собой на этом уроке?" (Понять, как тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые связаны между собой).



  1. IV. Изучение нового материала (20-25 мин)
    - Тектоническое строение страны:
    Тектоническое строение как основа рельефа (7-8 мин)

    • Рассказ учителя с использованием презентации и карт:

      • "Земная кора не является единым целым. Она состоит из огромных подвижных блоков – литосферных плит. Границы этих плит – это зоны повышенной геологической активности, где происходят столкновения, расхождения и скольжения плит. Именно эти процессы формируют основные структуры земной коры."

      • Демонстрация тектонической карты: "Посмотрите на тектоническую карту. Мы видим здесь древние платформы – это устойчивые, древние участки земной коры, которые обычно соответствуют равнинному рельефу. А также мы видим области складчатости – это молодые горные сооружения, образовавшиеся в результате столкновения плит."

      • Примеры: "Например, Восточно-Европейская платформа занимает значительную часть нашей страны и соответствует Восточно-Европейской равнине. А вот Уральские горы – это результат столкновения древних плит, и они являются границей между Европой и Азией."

      • Связь с рельефом: "Когда плиты сталкиваются, земная кора сминается в складки, образуя горы. Когда плиты расходятся, происходит разрыв коры, и могут возникать рифтовые долины или вулканическая активность. На платформах, где кора более устойчива, рельеф обычно более спокойный – равнины, плато."

  2. Рельеф и его связь с полезными ископаемыми (10-12 мин)

    • Рассказ учителя с использованием карт и презентации:

      • "Теперь давайте посмотрим, как эти тектонические структуры и формы рельефа влияют на размещение полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это результат длительных геологических процессов."

      • Группы полезных ископаемых и их связь с геологическими условиями:

        • Руды металлов (железные, медные, никелевые и др.): "Чаще всего рудные месторождения связаны с областями складчатости и вулканической активностью. В древних горных сооружениях, где происходили интенсивные магматические процессы, образуются месторождения черных и цветных металлов. Например, на Урале, который является древней складчатой областью, сосредоточены богатые месторождения железных и медных руд." (Демонстрация на карте).

        • Горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, природный газ): "Эти полезные ископаемые образуются из остатков древних организмов, которые накапливались в осадочных бассейнах. Осадочные бассейны часто располагаются на платформах или в межгорных впадинах. Например, Западно-Сибирская равнина, расположенная на Западно-Сибирской плите, богата нефтью и газом, так как здесь в течение миллионов лет накапливались остатки древних растений и животных, которые под воздействием давления и температуры превратились в эти ценные ресурсы." (Демонстрация на карте).

  • Нерудные полезные ископаемые (соль, строительные материалы, апатиты): "Нерудные полезные ископаемые могут быть связаны как с магматическими, так и с осадочными процессами. Например, месторождения каменной соли часто образуются в древних озерах и морях, которые со временем высохли. Строительные материалы, такие как гранит и мрамор, связаны с магматическими породами, которые выходят на поверхность в горных районах."

  • Примеры: "Например, Курская магнитная аномалия (КМА) – это крупнейшее в мире месторождение железной руды, расположенное на Восточно-Европейской платформе. А вот Якутская алмазоносная провинция связана с древними кимберлитовыми трубками, которые образовались в результате вулканической активности на Сибирской платформе."

  1. Влияние рельефа на добычу полезных ископаемых (3-5 мин)

    • Обсуждение: "Рельеф местности также влияет на способы добычи полезных ископаемых. В горах добыча может быть затруднена из-за сложного доступа и крутых склонов. На равнинах, наоборот, добыча обычно более простая и экономичная. Например, добыча нефти и газа на Западно-Сибирской равнине осуществляется с помощью буровых установок, а добыча угля в Кузбассе – как открытым, так и шахтным способом, в зависимости от глубины залегания пластов и рельефа местности."

V. Первичное закрепление материала (7-10 мин)

  • Работа с картами и раздаточным материалом:

    • Задание 1: "Используя физическую карту и карту полезных ископаемых, определите, какие полезные ископаемые добываются в районе Уральских гор. Объясните, почему именно в этом районе сосредоточены эти ресурсы." (Учащиеся работают с картами, анализируют информацию и делают выводы).

    • Задание 2: "На карточках даны названия тектонических структур и полезных ископаемых. Соедините их стрелками, чтобы показать связь между ними." (Например: Восточно-Европейская платформа – нефть, газ; Уральская складчатость – железная руда, медная руда).

    • Задание 3 (групповая работа, если позволяет время): "Разделитесь на группы и представьте, что вы геологи, которые ищут новое месторождение полезных ископаемых. Выберите один из регионов нашей страны и обоснуйте, какие полезные ископаемые там можно найти, исходя из его геологического строения и рельефа."

VI. Подведение итогов урока (3-5 мин)

  • Фронтальная беседа:

    • "Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?" (Учащиеся делятся своими впечатлениями и знаниями).

    • "Какова главная связь между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых?" (Тектоническое строение определяет основные формы рельефа, а рельеф, в свою очередь, влияет на условия образования и залегания полезных ископаемых).

    • "Почему важно знать о взаимосвязи между геологическими процессами и размещением полезных ископаемых?" (Для рационального использования природных ресурсов, планирования добычи и охраны окружающей среды).

  • Оценивание работы учащихся.

VII. Домашнее задание (2 мин)

  • Прочитать соответствующий параграф в учебнике.

  • Найти информацию о конкретном месторождении полезных ископаемых в вашем регионе (если есть) и рассказать о его связи с геологическим строением местности.

  • (Дополнительно) Подготовить презентацию о каком-либо полезном ископаемом и его использовании в хозяйстве.