Урок географии в 8 классе: "Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны"
Цель урока: Сформировать у учащихся понимание неразрывной связи между геологическим строением Земли, формированием рельефа и распределением полезных ископаемых на территории страны.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными понятиями: тектонические структуры, рельеф, полезные ископаемые.
Раскрыть закономерности формирования рельефа в зависимости от тектонических процессов.
Объяснить, как тектоническое строение и рельеф влияют на размещение различных видов полезных ископаемых.
Изучить основные группы полезных ископаемых и их связь с конкретными геологическими условиями.
Развивающие:
Развивать умение анализировать причинно-следственные связи.
Формировать навыки работы с различными источниками информации (карты, схемы, тексты).
Стимулировать познавательный интерес к изучению географии и геологии.
Развивать логическое мышление и умение делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формировать понимание важности рационального использования полезных ископаемых.
Способствовать формированию гражданской позиции по отношению к природному богатству страны.
Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала с элементами практической работы).
Формы работы: Фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с картами, самостоятельная работа с учебником, групповая работа (по возможности).
Оборудование:
Физическая карта России (или другого изучаемого государства).
Тектоническая карта России.
Карта полезных ископаемых России.
Презентация с иллюстрациями (схемы тектонических структур, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых).
Учебник географии.
Раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы).
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся смогут объяснять взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых; называть основные группы полезных ископаемых и приводить примеры их месторождений, связанных с определенными тектоническими структурами и формами рельефа.
Метапредметные: Учащиеся научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию, анализировать и сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: У учащихся будет сформировано понимание ценности природных ресурсов, ответственное отношение к их использованию, интерес к изучению географии и своей страны.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут):
- Приветствие, проверка присутствия.
- Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний (7-10 мин)
Фронтальная беседа:
"Ребята, что такое рельеф? Какие основные формы рельефа вы знаете?" (Горы, равнины, холмы, низменности, плоскогорья).
"Как вы думаете, почему на нашей планете существуют такие разнообразные формы рельефа?" (Внутренние и внешние силы Земли).
"Какие внутренние силы Земли влияют на формирование рельефа?" (Движение литосферных плит, землетрясения, вулканизм).
"Что такое литосферные плиты и как они движутся?" (Крупные блоки земной коры, которые медленно перемещаются).
"Что такое полезные ископаемые? Где они залегают?" (Природные образования, которые человек использует в хозяйстве; в земной коре).
"Как вы думаете, связаны ли между собой тектоническое строение Земли, рельеф и полезные ископаемые?" (Подвести к теме урока).
III. Мотивация учебной деятельности и постановка цели урока (5 мин)
Учитель: "Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей стране, чтобы понять, почему в одних ее уголках мы видим величественные горы, а в других – бескрайние равнины. И самое главное – мы узнаем, почему именно в этих местах сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, которые являются основой нашей экономики и повседневной жизни. Представьте, что мы геологи, которые исследуют нашу страну. Наша задача – разгадать тайну: как 'скелет' нашей Земли – ее тектоническое строение – влияет на ее 'лицо' – рельеф, и как это, в свою очередь, определяет, где мы найдем нефть, газ, уголь, металлы и другие ценные ресурсы. Сегодня мы будем искать ответы на эти вопросы, чтобы лучше понять нашу Родину и ее природные богатства."
Формулирование темы и цели урока совместно с учащимися:
"Исходя из нашего обсуждения, как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?" (Учащиеся предлагают варианты, учитель корректирует).
"А какую главную цель мы поставим перед собой на этом уроке?" (Понять, как тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые связаны между собой).
IV. Изучение нового материала (20-25 мин)
- Тектоническое строение страны:
Тектоническое строение как основа рельефа (7-8 мин)
Рассказ учителя с использованием презентации и карт:
"Земная кора не является единым целым. Она состоит из огромных подвижных блоков – литосферных плит. Границы этих плит – это зоны повышенной геологической активности, где происходят столкновения, расхождения и скольжения плит. Именно эти процессы формируют основные структуры земной коры."
Демонстрация тектонической карты: "Посмотрите на тектоническую карту. Мы видим здесь древние платформы – это устойчивые, древние участки земной коры, которые обычно соответствуют равнинному рельефу. А также мы видим области складчатости – это молодые горные сооружения, образовавшиеся в результате столкновения плит."
Примеры: "Например, Восточно-Европейская платформа занимает значительную часть нашей страны и соответствует Восточно-Европейской равнине. А вот Уральские горы – это результат столкновения древних плит, и они являются границей между Европой и Азией."
Связь с рельефом: "Когда плиты сталкиваются, земная кора сминается в складки, образуя горы. Когда плиты расходятся, происходит разрыв коры, и могут возникать рифтовые долины или вулканическая активность. На платформах, где кора более устойчива, рельеф обычно более спокойный – равнины, плато."
Рельеф и его связь с полезными ископаемыми (10-12 мин)
Рассказ учителя с использованием карт и презентации:
"Теперь давайте посмотрим, как эти тектонические структуры и формы рельефа влияют на размещение полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это результат длительных геологических процессов."
Группы полезных ископаемых и их связь с геологическими условиями:
Руды металлов (железные, медные, никелевые и др.): "Чаще всего рудные месторождения связаны с областями складчатости и вулканической активностью. В древних горных сооружениях, где происходили интенсивные магматические процессы, образуются месторождения черных и цветных металлов. Например, на Урале, который является древней складчатой областью, сосредоточены богатые месторождения железных и медных руд." (Демонстрация на карте).
Горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, природный газ): "Эти полезные ископаемые образуются из остатков древних организмов, которые накапливались в осадочных бассейнах. Осадочные бассейны часто располагаются на платформах или в межгорных впадинах. Например, Западно-Сибирская равнина, расположенная на Западно-Сибирской плите, богата нефтью и газом, так как здесь в течение миллионов лет накапливались остатки древних растений и животных, которые под воздействием давления и температуры превратились в эти ценные ресурсы." (Демонстрация на карте).
Нерудные полезные ископаемые (соль, строительные материалы, апатиты): "Нерудные полезные ископаемые могут быть связаны как с магматическими, так и с осадочными процессами. Например, месторождения каменной соли часто образуются в древних озерах и морях, которые со временем высохли. Строительные материалы, такие как гранит и мрамор, связаны с магматическими породами, которые выходят на поверхность в горных районах."
Примеры: "Например, Курская магнитная аномалия (КМА) – это крупнейшее в мире месторождение железной руды, расположенное на Восточно-Европейской платформе. А вот Якутская алмазоносная провинция связана с древними кимберлитовыми трубками, которые образовались в результате вулканической активности на Сибирской платформе."
Влияние рельефа на добычу полезных ископаемых (3-5 мин)
Обсуждение: "Рельеф местности также влияет на способы добычи полезных ископаемых. В горах добыча может быть затруднена из-за сложного доступа и крутых склонов. На равнинах, наоборот, добыча обычно более простая и экономичная. Например, добыча нефти и газа на Западно-Сибирской равнине осуществляется с помощью буровых установок, а добыча угля в Кузбассе – как открытым, так и шахтным способом, в зависимости от глубины залегания пластов и рельефа местности."
V. Первичное закрепление материала (7-10 мин)
Работа с картами и раздаточным материалом:
Задание 1: "Используя физическую карту и карту полезных ископаемых, определите, какие полезные ископаемые добываются в районе Уральских гор. Объясните, почему именно в этом районе сосредоточены эти ресурсы." (Учащиеся работают с картами, анализируют информацию и делают выводы).
Задание 2: "На карточках даны названия тектонических структур и полезных ископаемых. Соедините их стрелками, чтобы показать связь между ними." (Например: Восточно-Европейская платформа – нефть, газ; Уральская складчатость – железная руда, медная руда).
Задание 3 (групповая работа, если позволяет время): "Разделитесь на группы и представьте, что вы геологи, которые ищут новое месторождение полезных ископаемых. Выберите один из регионов нашей страны и обоснуйте, какие полезные ископаемые там можно найти, исходя из его геологического строения и рельефа."
VI. Подведение итогов урока (3-5 мин)
Фронтальная беседа:
"Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?" (Учащиеся делятся своими впечатлениями и знаниями).
"Какова главная связь между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых?" (Тектоническое строение определяет основные формы рельефа, а рельеф, в свою очередь, влияет на условия образования и залегания полезных ископаемых).
"Почему важно знать о взаимосвязи между геологическими процессами и размещением полезных ископаемых?" (Для рационального использования природных ресурсов, планирования добычи и охраны окружающей среды).
Оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание (2 мин)
Прочитать соответствующий параграф в учебнике.
Найти информацию о конкретном месторождении полезных ископаемых в вашем регионе (если есть) и рассказать о его связи с геологическим строением местности.
(Дополнительно) Подготовить презентацию о каком-либо полезном ископаемом и его использовании в хозяйстве.