Действия учителя | Действия учащихся |
I. Организационный момент |
– Ребята, на предыдущих уроках мы применяли векторы к решению различных задач, а сегодня при помощи векторов докажем теорему. В течение всего урока вы работаете со своей рабочей картой, в ней будут отражены результаты вашей работы на уроке. Карты лежат у вас на столах, подпишите их. | |
II. Проверка домашнего задания | |
1. Открывает заранее написанное на доске решение домашней задачи (№ 805) | Сверяют свое решение с записанным на доске. |
2. Дает инструкцию по самооценке домашней работы: а) те, кто выполнил домашнюю задачу самостоятельно, во всем разобрался, ставят “5”; б) кто разобрался, но при этом испытывал затруднения, обращался к кому-либо за помощью, выставляет “4”; в) если есть ошибкио – “3”; г) если работа не выполнена – “2”. | Выставляют в рабочей карте в графе “Домашнее задание” самооценку. |
III. Актуализация опорных знаний |
1) Диктант (Приложение 1) а) проводит диктант в одном варианте; б) просит обменяться тетрадями; в) открывает на доске ответы к диктанту, сообщает критерии оценок: 4 верных – “5”, 3 верных – “4”, 2 верных – “3”. | а) пишут диктант, полуотвернувшись друг от друга; б) обмениваются тетрадями с соседом по парте; в) проверяют диктанты, выставляют оценку товарищу в его рабочей карте. |
2) Тест (Приложение 2) а) раздает тесты. Объявляет время написания теста (5 минут); б) по истечении времени написания теста представляет на плакате критерии оценки работы и верные ответы: 1 вариант: 1 – В, 2 – Б, 3 – А, 4 – В; 2 вариант: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В; Критерии оценки: 4 верных – “5”, 3 верных – “4”, 2 верных – “3”. | а) выполняют тесты; б) проверяют ответы, проводят самооценку тестов, заполняют рабочую карту (графа “Тест”). |
IV. Изучение нового материала | |
1) Обращается к ученикам: – Вспомните определение средней линии треугольника. – Каким свойством она обладает? – Сколько средних линий можно построить в треугольнике? | Отвечают на вопросы учителя |
2) Попробуйте дать определение средней линии трапеции. (Учитель направляет ответы учащихся в нужное русло.) – Сколько их можно построить? – Постройте трапецию и ее среднюю линию. | Пытаются сформулировать определение. Выполняют чертеж в тетради. |
3) Какими свойствами, на ваш взгляд, обладает средняя линия трапеции? | Предполагают, что она параллельна основаниям |
4) Это одно из свойств, его нужно доказать. Это мы сделаем, доказывая теорему о средней линии трапеции. Одновременно выясним еще одно ее свойство. | Слушают учителя. |
5) Дает задание классу по вариантам – выразить вектор как сумму векторов через четырехугольники MBCN (I в.) и AMND (II в.) | Выполняют задание. |
6) Запишите на доске результаты. Полученные равенства сложите. | Записывают на доске и в тетради: . |
7) Просит выразить вектор , сделать соответствующие выводы. | Выполняют задание. В итоге сами формулируют теорему о средней линии трапеции. По своему усмотрению оценивают усвоение теоремы. |
V. Формирование умений и навыков |
1. Устное решение задачи по готовым чертежам 1) Предлагает найти неизвестные элементы трапеции, обозначенные буквами. | Устно решают предложенные задачи, объясняя решение. В задаче (в) применяют теорему Фалеса для доказательства того, что отрезки длиной 3 и 7 являются средними линиями треугольников. |
2) Просит оценить первичное применение знаний: если сами решили, то – “5”, если поняли решение с чужих слов – “4”, в остальных случаях – прочерк. | 2) Ставят оценки за устное решение задач в рабочей карте (графа “Первичное применение знаний”). |
2. Самостоятельная работа в тетрадях (Приложние 3) Контролирует, чтобы каждый решал самостоятельно. Тем, кто испытывает затруднения, предлагает более легкую работу. | Решают самостоятельную работу. Сдают тетради на проверку. |
VI. Подведение итогов урока |
Вопросы: – Что изучили на уроке? – В чем испытывали затруднения? Объявляет оценки наиболее активным учащимся. Собирает рабочие карты. | Высказываются по предложенным вопросам. |
Высказывания | Ответ |
Верно ли, что трапеция – это четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны? | Нет |
Верно ли, что у равнобедренной трапеции углы при основании равны? | Да |
Верно ли, что трапеция является прямоугольной, если у нее три прямых угла? | Нет |
Верно ли, что сумма векторов - и равна 2 ? | Нет |
Верно ли, что средняя линия треугольника соединяет середины двух его сторон? | Да |
Верно ли, что средняя линия треугольника параллельна третьей стороне и равна ее четвертой части? | Нет |
Верно ли, что коллинеарные векторы всегда сонаправлены? | Нет |
Верно ли, что высоты равнобедренной трапеции, проведенные из вершин тупых углов, отсекают равные прямоугольные треугольники? | Да |
Верно ли, что векторы и k∙ сонаправлены? | Нет |
5-6 «+» - «3».
Высота, проведенная из вершины тупого угла равнобедренной трапеции, делит большее основание трапеции на два отрезка, меньший из которых равен 2 см. Найдите большее основание трапеции, если ее средняя линия равна 8 см.
Высота, проведенная из вершины тупого угла равнобедренной трапеции, делит среднюю линию трапеции на отрезки, равные 2 см и 6 см. Найдите основание трапеции.
Большее основание трапеции равно 16 см, а средняя линия – 13 см. Вычислите меньшее основание.