Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 7 классе "Построения циркулем и линейкой"»
Т
2
ретьякова Л.В.
МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина
г. Североморска Мурманской области
ФИО учителя: Третьякова Лада Вячеславовна
ОУ: МБОУ СОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморска Мурманской области
Предмет: математика (базовый уровень)
Учебный план: 5 часов в неделю
Учебник: Геометрия, 7–9: учеб. общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 21 –е изд., доп. – М.: Просвещение, 2011. -384 с.
Класс: 7
Тема: Построения циркулем и линейкой
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
личностные: формировать умения
- работать в коллективе;
- находить согласованные решения;
- выслушивать мнение собеседника и вносить свои конструктивные предложения;
2) метапредметные: формировать умения самостоятельно
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
- ставить цели;
- выбирать и конструировать алгоритм решения учебных математических задач;
- проводить исследовательскую деятельность;
3) предметные:
- познакомить с первичными навыками математического моделирования;
- научить строить углы равные данным и биссектрисы этих углов.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- строить углы равные данным и биссектрисы этих углов;
- первичному математическому моделированию;
- применять полученные знания к решению задач;
- выделять тип задачи и способ ее решения;
- навыкам самопроверки, взаимопроверки и самооценки, адекватности понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Место урока: тема «Построения циркулем и линейкой» является заключительной в изучении раздела «Треугольники» и подводит итог изучению основных элементов данной геометрической фигуры.
Оборудование: компьютер, принтер, экран, проектор, выход в Интернет.
Этапы урока | Цель этапа | Описание учебной ситуации | Деятельность | Формируемые УУД |
| учителя | учащегося |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. | Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Начать урок я хочу с вопроса: как разделить угол на равные части, не измеряя его при этом? Собираем ответы и предполагаем, что в некоторых условиях эти способы невыполнимы. (Перегибание листа бумаги и др.) Самое малое, на сколько частей можно разделить угол? 2 | Сообщаем о необходимости проведения урока, так как эта проблема заинтересовала учеников. Рассказ сопровождается презентацией. Ситуация-иллюстрация. | Слушают учителя, участвуют в обсуждениии смотрят презентацию. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: анализ, определение основной и второстепенной информации Регулятивные: учет разных мнений |
Актуализация знаний. | Подготовка учащихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения | Устная работа проходит с сопровождением презентации. Что называется биссектрисой угла? Клик – проверка точности определения. Биссектрисой угла называется луч, который выходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам. Что называется биссектрисой треугольника? Клик – проверка точности определения. Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, который соединяет его вершину с точкой на противолежащей стороне. | Подводим учеников к осознанию системы предстоящего урока | Слушают учителя и определяют задачи на урок | Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве Познавательные: извлечение необходимой информации, установление соответствия, построение речевого высказывания, аргументация Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения |
Первичное усвоение новых знаний. | В форме коммуникативного взаимодействия решить задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма | Дан угол А. Построим окружность с центром в точке А и произвольным радиусом. Обозначим точки пересечения окружности и сторон угла В и С Построим окружности радиусом АС с центрами в точках В и С. Обозначим точку пересечения этих окружностей М. Проведем луч АМ Луч АМ – биссектриса угла А. Анимированные чертежи наглядно демонстрируют каждый этап построения. | Подводим к формированию алгоритма действий | №2 Действие по алгоритму, предваряет каждый последующий этап обсуждением действий. | Личностные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: определение основной и второстепенной информации, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, действия постановки и решения проблем, навык высказывать свое мнение и выслушивать мнение собеседника Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Первичная проверка понимания | Самостоятельное пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректировка возможных ошибок | Самостоятельное построение биссектрисы угла. 1 вариант - острый угол 2 вариант - тупой угол На этом этапе учитель может вернуться к http://fcior.edu.ru/card/7022/postroenie-bissektrisy-ugla-s-pomoshyu-cirkulya-i-lineyki-i1.html если задание у учащихся вызвало затруднение. | Корректируем алгоритм действий | №4 Ситуация-тренинг | Личностные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности Познавательные: сравнение, анализ, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: согласование общего решения, адекватное использование речевых средств при решении коммуникативных задач |
Первичное закрепление во внешней речи | В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма | Как построить с помощью только циркуля и линейки: http://fcior.edu.ru/card/1300/postroenie-ugla-ravnogo-dannomu-s-pomoshyu-cirkulya-i-lineyki-i5.html угол 60˚?(Построить равносторонний треугольник, у которого и будут все углы 60˚) угол 30˚? (Построить угол 60˚, построить биссектрису угла, половина угла 30˚) (Построить угол 90˚, отложить внутри него угол 60˚, оставшаяся часть 30˚) угол 15˚? (Построить угол 60˚, построить биссектрису угла, получить угол 30˚, построить биссектрису угла, половина угла 15˚). угол 45˚? (Построить угол 90˚, построить биссектрису угла, половина угла 45˚). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f294e6f-b780-11db-8314-0800200c9a66/i03-5.htm | Слушаем выступление ученика Смотрим видеоролик | Слушают выступление ученика, смотрят видеоролик и осмысливают ход выполнения работы | Личностные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: формирование первичных навыков математического моделирования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств при решении коммуникативных задач |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | П. 22, 23 прочитать по учебнику, вопросы для повторения 17, 18; выполнить письменно № 149. | Информируем учащихся о домашнем задании, проводим разъяснения по методике его выполнения | Записывают домашнее задание, составляют примерный алгоритм решения задачи | Регулятивные: универсальные действия общего приема решения задач, составление плана и последовательности действий |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и ее результатов, определение дальнейшей деятельности | Какими инструментами мы пользовались при выполнении задач на построение? Как отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данному? Как отложить от данного луча угол, равный данному? | Вовлекаем учащихся в процесс оценивания работы Помогаем грамотно сформулировать предложения | Подводят итоги работы на уроке, формулируют логические выводы | Личностные: Внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: формирование коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации, |