Конспект урока геометрии: «Площади четырёхугольников»
Класс: 8
Тип урока: урок закрепления материала.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point таблицы, набор для игры «Дизайнер».
Цели и задачи урока:
Учебные:
Развивающие:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование навыка исследовательской деятельности;
повышение уровня математической культуры учащихся.
Воспитательные:
Планируемые результаты:
личностные:
умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;
опыт смыслообразования;
самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;
умение работать в команде;
ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;
представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности;
метапредметные:
умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач;
осознанное чтение текста;
способность к интерпретации;
представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира;
предметные:
понятие площади фигур;
умение использовать формул для вычисления площадей плоских фигур и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии;
умение устанавливать закономерность в применении формул;
умение изображать геометрические фигуры;
использовать различные языки математики (словесный – символический – графический).
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Устная работа с классом.
3. Письменное решение заданий из ГИА и ЕГЭ-2019.
4. Решение задач прикладного характера (игра «Дизайнер», «Мозаика»)
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
Ребята, сегодняшний урок мы посвятим решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Но задачи, которые мы будем решать на уроке отличаются от ранее рассмотренных, так как они встречаются в окружающей нас действительности, решать их нас «заставляет» сама жизнь. Они встречаются в различных областях человеческой деятельности, их решают люди разных профессий.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Н. Колмогорова «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему» (слайд 1).
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Данный урок – это урок систематизации и обобщения полученных знаний и применения этих знаний на практике. Разнообразные задания разного уровня позволят активизировать вашу мыслительную деятельность, развивать логику и мышление, способствовать воспитанию интереса к предмету, научат анализировать, обобщать и рассуждать, а также они направлены на развитие творческих способностей (слайд 2).
II. Проверка знаний учащихся.
1. Проведем самостоятельную работу по проверке теории. У каждого на столе есть таблицы с названием, изображением фигур и формулами для вычисления их площадей. Задание: составить соответствие и заполнить таблицу.
Фигуры | Составьте соответствие | Формулы для вычисления площади | Плоские фигуры Составьте соответствие |
|
Квадрат
Прямоугольник
Параллелограмм
Трапеция
Прямоугольный треугольник
Произвольный треугольник
Ромб | | 
S = ah
S = a²   
S=ab  | |
По таблице ответов проведите взаимоконтроль в парах (слайд 3)
2. Устно решим задачи по готовым чертежам (слайды 4,5,6)
3. Письменно решим задачи из ГИА и ЕГЭ (слайды 7,8.9)
Физминутка.
Мы немного отвлечёмся
и гимнастикой займемся –
глазками вращая
за движением фигур
дружно наблюдаем. (слайд 10)
IӀI. Практическая работа «Геометрия в профессии дизайнера»
Ребята, знание геометрии необходимо в различных областях человеческой деятельности. Формулы площадей плоских фигур нам приходится повторять на протяжении всей жизни. И сегодня мы рассмотрим значение геометрии в профессии дизайнера.
Дизайнер. Это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer – проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров.
Как вы думаете, кто такой дизайнер? (слайд 11)
- Дизайнер – это специалист, имеющий художественное образование.
Что входит в сферу деятельности дизайнера?
- В сферу деятельности дизайнера входит дизайн одежды, обуви, мебели, ткани, дизайн рекламы, ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн (слайд 12)
1). Полиграфический дизайн (Красочное и яркое оформление визиток, открыток, буклетов)
2) Ландшафтный дизайн (оформление садов, парков, клумб)
3). Дизайн интерьера (оформление помещения, комнаты).
4). Стилист (оформление внешнего облика человека, формирование стиля).
В настоящее время наиболее востребованы дизайнеры, работающие в области полиграфии, а также дизайнеры по интерьеру.
А сейчас мы поиграем в игру «Дизайнер».
1. Представьте, что вы дизайнер интерьера. Поступил заказ «Подсчитать сколько краски потребуется для покраски стен комнаты, если её размеры 6 х 8 х 3 м, при этом учтите, что есть дверь размером 2 х 0,8, три окна размерами 2 м х 2 м и шкаф размером 1,5х2м (на 1кв.м. расходуется 200 г краски)?
Сколько плиток паркета 0,5м х 0,5м нужно купить для пола?» (слайд 14)
2. Игра «Мозаика» (слайд 15)
Сколько стекла потребуется для создания такой мозаики? Размеры стекла в двери 2×1 м.
1 группа - зелёного цвета
2 группа - красного цвета
3 группа - желтого цвета
3. Индивидуальная работа. Письменное задание всем, два человека у доски: «Рассчитай количество необходимых денежных средств для покупки линолеума»
(слайд 16)
7. У каждого ученика имеется конструктор из 8 равнобедренных прямоугольных треугольников, катет которых равен 4 см (слайд 17).
Построить, найти площадь и рассказать о применении фигур:
1) Квадрат, площадь которого 16 см2
2) Ромб, площадь которого 32 см2
3) Прямоугольник, площадь которого 32 см2
IV. Итог урока
Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему».
Сегодня на уроке мы с вами создали производственную ситуацию, в которой вы поставили себя на место дизайнера, я думаю, что вы смогли увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, научились самостоятельно применять полученные знания на практике.
Оценка знаний: Оценки за выполненную работу выставляются с учетом вклада каждого ученика и количества допущенных ошибок.
V. Домашнее задание. Творческая работа. (слайд 18)
(данные для расчетов взять в магазине, Интернете, спросить у родителей и т.д.).
Придумать и нарисовать в тетради свой рисунок мозаики для стеклянной двери. Рассчитать количество необходимого материала.
Написать мини-сочинение «Для чего изучаем геометрию мы?» Предлагаю начать со слов: «Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки». (слайд 19)
VI. Рефлексия (слайд 20). Продолжи предложение
Я узнал …
Я задумался …
Меня заинтересовало …
Мне хотелось бы узнать …