СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 6 класс по теме:"Атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    Примерный план разработки проекта  

« Путешествие на воздушном шаре»

1 этап. Индивидуальные задания

  • строение атмосферы;
  • состав и свойства атмосферы;
  • атмосферные явления;
  • погода и климат;
  • законы воздухоплавания;
  • конструирование воздушного шара;
  • история создания летательных аппаратов;
  • «дневник путешествия».

  Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 6 класс по теме:"Атмосфера"»

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ. ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ» Обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Задачу личностно ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.

Проект может быть индивидуальным, но чаще всего является результатом скоординированных совместных действий группы учащихся.

При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

  • помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

  • является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом;

  • поощряет учеников.

Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося,а не обучаемого.

Работа по методу проектов строится в несколько этапов.

1 этап. Проектирование

  • Сообщение детям предварительной информации – « вводный текст».

  • Формулировка учителем и учащимися исследовательской проблемы («коллективного проекта»), для решения которой необходимы объединенные усилия всего коллектива.

  • Предложение « индивидуальных проектов» мини-группам (2-3 чел.),проработка которых поможет всему классу приблизится к решению общей проблемы.

Вопросы могут быть двух уровней.

1 – Информативный (сбор информации, пересказ).

2 – Аналитический .После того как учащиеся сделают сообщения по информативным вопросам, им предлагаются вопросы второго уровня, ответы на которые можно найти в результате анализа представленной информации по вопросам первого уровня, а также из других источников.

Вопросы записываются на карточках, рядом с вопросами указана литература, необходимая для поиска ответов.

2 этап. Подготовка к мастерской

Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы «индивидуальных проектов».

3 этап. Мастерская

Это семинар, на котором сначала заслушиваются информационные сообщения (вопросы 1 уровня). На основании этих сообщений составляется опорная схема, содержащая информацию, необходимую для запоминания и перехода к вопросам 2 уровня. Далее заслушиваются сообщения аналитического плана.

Вывод, который делается на завершающем этапе мастерской, становится результатом синтеза отдельных сообщений.

4 этап. Игра

При подготовке к игре ученики изучают дополнительную литературу и готовят текст сообщения по заданной проблеме. Игра – это выполнение задачи, поставленной на этапе проектирования: каждый ученик (или представитель мини-группы) делает сообщение, после чего следует дискуссия и выносится коллективное решение. Затем результаты работы оформляются в виде отчета.

5 этап. Оценка результатов и процесса

«Жанры» проектов:

  1. Путевые записки, письма, дневники, написанные либо от лица исторического персонажа, либо от самого себя – после путешествия в другую эпоху.

  2. «Ситуация решения», когда ученик должен сыграть роль определенного исторического персонажа и сообразно собственным убеждениям принять решение, имеющее значение для хода истории.

  3. «Диалоги»: ситуация, когда ученики имеют возможность вступить в диалог по важным мировоззренческим вопросам с кем-либо из реальных лиц истории.

Примерный план разработки проекта

« Путешествие на воздушном шаре»

1 этап. Индивидуальные задания

  • строение атмосферы;

  • состав и свойства атмосферы;

  • атмосферные явления;

  • погода и климат;

  • законы воздухоплавания;

  • конструирование воздушного шара;

  • история создания летательных аппаратов;

  • «дневник путешествия».

Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения.

2 этап. Работа с литературой по заданиям

3 этап. Семинар, на котором заслушиваются подготовленные материалы.

При подготовке к последнему этапу специально выбранная группа пишет дневник ( с участием представителей других групп ).

4 этап. Игра-путешествие по дневнику

Проект «Путешествие на воздушном шаре»

Паспорт проекта

Данный проект адресован учащимся 6 класса в курсе географии при изучении темы «Атмосфера» (уроки: атмосфера и ее строение, атмосферное давление, температура воздуха, годовой ход температуры воздуха, ветер, водяной пар и облака, атмосферные осадки).

Цель данного проекта – усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение коллективной деятельности.

Последовательность действий учителя и учащихся.

1 этап. Вводный.

  1. Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включаться в работу над проектом.

Можно продемонстрировать картину В.М. Васнецова «Ковер – самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах; о полете на воздушном шаре А.И. Куприна, который он совершил в 1911 г.

Перу А. И. Куприна принадлежат слова: « Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки-самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли…»

  1. Формулировка исследовательской проблемы.

Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку...

У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем, все что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать.

Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в 1862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, -250С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.

Наша задача- подготовить рекомендации путешественникам на воздушном шаре.

  1. Предложение заданий мини-группам.

Задание 1.

  1. Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю.

А вы знаете, что такое атмосфера?

Найдите ответ на вопрос в указанной ниже литературе.

  1. Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу.

Изучите ее и вы:

А) начертите схему строения атмосферы;

Б) охарактеризуйте особенности разных слоев атмосферы;

В) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».

  1. Расскажите одноклассникам, какие знания из изученного вами материала будут необходимы при подготовке к путешествию на воздушном шаре.

Для выполнения задания обратитесь к следующей литературе.

  1. Герасимов Т.Г. и др. География, 6 кл.-М.: 1994.

  2. Плешаков А.А. Природоведение, 5 кл.-М.: 1995.

  3. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. Сост. Г.В. Карпов.-М.: 1981.

Задание 2.

  1. Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 15000 м над уровнем моря. Чему равна температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 170С, а давление 760 мм рт. ст.?

Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать:

А) что такое атмосферное давление;

Б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.

  1. Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой?

  2. Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?

Задание 3.

  1. В полете нам будет необходим барометр. Выясните предназначение этого прибора, его устройство и принцип действия.

  2. При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Это можно сделать с помощью барометра.

Попробуйте решить задачу.

На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм? Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст.

  1. Выясните, как называется прибор, с помощью которого можно определять высоту без математических расчетов. Расскажите одноклассникам, как работает этот прибор, его возможности, покажите его.

Задание 4.

  1. Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в свою очередь, определяется изменением температуры воздуха тропосферы. Во время подготовки к полету проведите наблюдения за изменением температуры воздуха в течение суток ( 8 ч., 12 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.).

Почему температура меняется в течение суток?

По результатам наблюдений постройте график суточного хода температуры. Используйте прием построения графика температуры, с которым вы познакомились на уроках математики.

Проанализируйте построенный график. В какое время температура была самой высокой? Самой низкой?

Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха. Определите амплитуду температур.

  1. Узнайте у учителя данные средних суточных температур воздуха за месяц.

  2. А теперь познакомьтесь с приведенными в таблице значениями средних месячных температур воздуха для посёлка Московский Почепского района.

Постройте по данным таблицы график годового хода температуры. Объясните изменение температуры воздуха в течение года. Запомните, в каком месяце температура самая высокая, а в каком – самая низкая.


Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ср. месячные

Т0С

-12

-11,9

-6

4,4

13

17,2

19,1

17,3

11,1

3,8

-3,1

-8,9




Задание 5.

  1. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении.

Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком атмосферном явлении написал

С. Маршак: Сегодня старый ясень сам не свой -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему – никто сказать не может

А что вы ответите на это «почему»? Найдите и запомните, как называется горизонтальное перемещение воздуха. Выясните причину возникновения ветра.

2. Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь воздушный шар, если он поднимается из точки А , где давление равно 750 мм?

В 755 мм . С 765 мм

. А 750 мм .

Покажите стрелками направление ветра между пунктами. В каком случае сила ветра будет больше? Почему?

Узнайте, как называется прибор для определения направления ветра.

  1. Познакомьтесь с приемом построения графика, который называется розой ветров и постройте такой график для п. Московский по следующим данным.

Повторяемость направления ветра за год ( в процентах)

С. – 10% Ю. – 23%

С-З. –12% Ю-В.-10%

З. – 13% В.- 4%

Ю-З.- 17% С-В.-11%

В каких направлениях вероятнее всего полетит воздушный шар, поднимающийся в п. Московский?

Задание 6.

  1. Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их воображение. Очень красиво написал об облаках замечательный русский поэт В. Брюсов:

Облака опять поставили

Паруса свои.

В зыбь небес свой бег направили

Белые ладьи.

Тихо, плавно, без усилия

В даль без берегов

Вышла дружная флотилия

Сказочных пловцов.

  1. Почему В.И. Даль в своем толковом словаре дал такое определение облаку: «Облако – туман в высоте»?

  2. Составьте схему разнообразия видов облаков, запомните их особенности.

  3. Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с кучево-дождевыми облаками?

Какие меры предосторожности следует соблюдать?

Задание 7.

1. С этими атмосферными явлениями мы встречаемся в течение всей жизни. Отгадай загадку: Шёл долговяз, в сыру землю увяз. Что это? Догадались?

А теперь найдите другие загадки, пословицы, поговорки об осадках.

2. Ученые говорят: « Дождь идет от того, что солнце светит!» - что чистая правда. Найдите объяснение данному утверждению.

Какие виды осадков в вашей местности характерны для теплого и холодного времени года?

  1. Познакомьтесь с приемом построения диаграммы количества осадков по многолетним данным. Постройте такую диаграмму для п. Московский по данным таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Год

47мм

41мм

36мм

37мм

50мм

59

70мм

60мм

56

55мм

47мм

62мм

620мм


Объясните распределение осадков в течение года.

Почему в народе говорят: « Много снега – много хлеба»? Как влияют осадки на урожайность наших полей и садов?

2 этап. Самостоятельная работа мини – групп.

3 этап. Творческая лаборатория.

Подготовка к полету

Для проведения заседания творческой лаборатории целесообразно проводить сдвоенные уроки в течение трех дней одной недели.

В процессе ответов мини – групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде

«Полётной инструкции» включающей:

а) записи б)схемы (« Строение атмосферы», « Виды облаков» и т. п.);

в) таблицы (« Характеристика слоев атмосферы»);

г) графики («Суточный ход температуры», «Повторяемость направления ветра» и т. п. )

д) диаграммы (« Состав воздуха», « Распределение осадков в течении года»).

4 этап. Путешествие

В 1783году братья Монгольфье впервые поднялись в воздух на шаре. С тех пор прошло много времени и сейчас воздухоплавание стало массовым. Зарождалось это движение в Англии г. Бристоль. А было это так.

Молодой инженер-авиастроитель Дон Кэмерон зашел в магазинчик на окраине Бристоля и робко попросил продать ему швейную машинку.

  • Жене в подарок, или сами себя обшивать будете?- шутя, интересовалась продавщица.

  • Да нет, попробую сшить воздушный шар, - смущенно ответил клиент.

Женщина удивилась, пожала плечами: «Чего только не придумает эта молодёжь!». В отличие от молодого человека она-то точно знала,

что шары не шьют, а делают из резины, а потом надувают.

Прошло 23 года, и на свой день рождения она пролетела над родным Бристолем на воздушном шаре.

Теперь в Бристоле крупнейшая фабрика по производству воздушных шаров. За время её существования создано более 3 тысяч шаров. Сейчас четыре шара делаются за три дня. Людей на фабрике немного, проектируют шары на компьютере, но некоторые работы выполняются вручную- плетение корзин. Некоторые корзины имеют по два отсека- для пассажиров и для пилотов.

Своё путешествие мы осуществим по маршруту город Бристоль (Великобритания) – посёлок Московский (Россия).

Класс делится на 3 группы – экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам:

  1. Совершая воображаемое путешествие, оформите свои впечатления о полете в дневнике. Нанесите маршрут путешествия на карту, определите географические координаты г. Бристоль и п. Московский, измерьте по карте расстояние.

  2. Проанализировав трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.

  3. Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.

Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный, захватывающий рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершите полет на воздушном шаре.

5 этап. Игра – соревнование на лучшее описание путешествия

Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить родителей, старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомится с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей.

Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание: яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого члена экипажа. Завершается игра награждением победителей.




Литература

1.Л.М. Грачева, Т.Н. Оноприенко Организационная деятельность учащихся при работе над проектом. «География в школе», № 6,2002.

2.В.В Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. «Директор школы», № 6, 1995.

3.Р. Курбатов. Педагогика ковчега. «Частная школа», №3-5,1995.

4.И.Д.Чечель . Исследовательские проекты в практике обучения. «Практика административной работы в школе», № 6, 2003.