Урок геометрии в 7 классе
Тема: «Высота, биссектриса и медиана треугольника»

Учитель: А.Х. Муратбакиева
Урок геометрии в 7 классе
Тема: Медиана, биссектриса и высота треугольника.
Цель: ввести новые понятия высоты, медианы и биссектрисы треугольника, показать их построение.
Задачи:
Ввести новые понятия высоты, медианы и биссектрисы треугольника.
Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению геометрии.
Развивать логическое мышление учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая
Оборудование и наглядность урока: модели треугольников, изготовленные из плотного цветного картона; презентация к уроку «Медиана, биссектриса и высота треугольника»; компьютер с мультимедийным проектором; тесты
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока и постановка задач урока.
Тему нашего урока вы узнаете разгадав ребусы.
Итак, тема урока «Высота, биссектриса и медиана треугольника»

Рисунок 1
А что называется треугольником? (Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых попарно отрезками).
Сколько у него элементов? (6)
Назовите элементы треугольника. (Три стороны и три угла).
Какие виды треугольника вы знаете? (прямоугольный, равнобедренный, равносторонний)
Кто из вас не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? {Он находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто – Рико и полуостровом Флорида}.
А ведь знакомый всем нам треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.
III. Объяснение нового материала.
1. Медиана.
Начертите треугольник АВС и найдите середину стороны ВС – точку К.рис 2
Что называется серединой отрезка? (Серединой отрезка называется точка отрезка, которая делит его пополам, то есть на два равных отрезка).

Рисунок 2
Определение. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.
Сколько вершин у треугольника? (3).
Сколько у него сторон? (3).
Сколько медиан можно провести в треугольнике?(3).
“Проведите” три медианы в треугольнике.
Какое свойство медиан вы заметили? (В любом треугольнике все медианы пересекаются в одной точке).
Эта точка называется центром тяжести треугольника. Запишите в тетрадях:
АК – медиана, ВК = КС
ВТ– медиана, АТ = ТС
СР– медиана, АР = РВ
О – точка пересечения медиан
2. Высота.
Запись на доске: ВН АС, Н АС. Рис. 4.

Рисунок 3
Определение. Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.
Сколько высот имеет треугольник? (3).
“Постройте” все три высоты в треугольнике.
Обладают ли высоты аналогичным свойством, что и медианы? (Да).
А если треугольник тупоугольный, то как построить высоты? (Провести дополнительные полупрямые)
Как вы думаете, что является высотой в прямоугольном треугольнике? (катеты)
Релаксация
А сейчас давайте немного отдохнем.( Упражнения для глаз). Следите за движением мячей.
3. Биссектриса.
Определение. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Запись на доске:
AF- биссектриса, ‹ CАF = ‹ FАB
BK - биссектриса, ‹ CBK = ‹ АBK
CS - биссектриса, ‹ АCS = ‹ BCS
О - точка пересечения биссектрис.
Рис. 10.
Определение. Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину угла треугольника с точкой противоположной стороны треугольника.
Постройте все три биссектрисы в вашем треугольнике.

Рисунок 10
Сформулируйте свойство биссектрис треугольника. (В любом треугольнике биссектрисы пересекаются в одной точке).
Конечно, геометрия – наука серьёзная, и учить её надо серьёзно и вдумчиво. Но и забавные стихи и весёлые “геометрические” зверята помогают учению.

Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом. Рис. 7.
Рисунок 7
(Стихи иллюстрируются весёлым рисунком).
Медиана-обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас. Рис. 8.

Рисунок 8
Биссектриса – это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам. Рис. 9
Рисунок 9
IV. Контроль усвоения учащимися нового материала.
1. Заполните пропуски в формулировках элементов треугольника и свойств геометрических фигур.
а) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой ______________, называется ___________ треугольника.
(Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника).
б) Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом _____________.
(Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом единственный).
2. Верны ли следующие утверждения?
а) В любом треугольнике можно провести три медианы. (Да).
б) Точка пересечения высот любого треугольника лежит внутри треугольника. (Не всегда).
в) Все биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. (Да).
Работа в парах. На каждой парте лежат три треугольника, разносторонние, разных цветов. На одном из них изображены три медианы, на другом – высоты, на третьем – биссектрисы.
Покажите треугольник с изображением высот. (Фиолетовые и красные).
Поднимите треугольник, на котором изображены медианы. (Синие, жёлтые и оранжевые).
Покажите треугольник с изображением биссектрис. (Зелёные, чёрные).
(Учащиеся поднимают треугольники).
Три девицы, три сестрицы В треугольнике живут. Речь такую там ведут: — Всех главнее высота! Говорю вам неспроста. Видят все, как сторонам Нужен перпендикуляр. Тогда они, сменив названья, Зовутся гордо — основанья! — Нет, — сказала медиана, — Спорить я не перестану. И на это есть причина: Я треугольника вершину Соединяю с серединой Стороны. К тому же я Делю всю площадь пополам! В спор вступила биссектриса: — Спорить не имеет смысла! Если трое соберемся, В точке мы пересечемся. Эта точка непростая. Серединка золотая; | Если циркулем владеешь, Окружность ты списать сумеешь! Значит, всех я вас главнее! В спор вмешался треугольник: — Что вы, знает каждый школьник, Что для меня вы все равны. Будьте же всегда дружны! Но вас предупреждаю я: У каждой миссия своя! Знает каждый школьник, Как меня построить. К чему не проведут меня, Всем перпендикулярна я. Отгадай, вопрос простой, Как зовусь я? (Высотой). Вначале вы найти должны Середину стороны. Ее соединишь с вершиной, И меня уж получил ты. Просто все и без обмана. Как зовусь я? (Медиана). |
V. Подведение итогов урока.
1. Домашнее задание: п.25 стр.33, выучить определения, к/в 1-10 стр.37 устно придумать стихотворения о биссектрисе, медиане и высоте
2. Выставление оценок и их комментирование.