УРОК - главная составная часть учебного процесса
Доклад заместителя директора по УВР
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А.Сухомлинский
Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем,
как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М.Н.Скаткин
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему, «имя» урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал:
- подобрать литературу по теме;
- подобрать учебные задания, которые направлены на узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям;
- упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Найти "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать оформление классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
Формальная | Содержательная | Аналитическая |
Урок N __________ Тема:____________ Цели:____________ Задачи: обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ Последовательность отдельных этапов урока | 1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. | Самоанализ урока |
Остановимся на одной из форм методической работы – это открытый урок.
Цели проведения открытых уроков. Урок всегда представляет собой время личного непосредственного общения учителя и учеников, и присутствие посторонних, незнакомых людей воспринимается детьми не иначе, как некая комиссия. Уровень комфортности, самочувствия снижается, а значит и резко падает эффективность усвоения увиденного, услышанного, пережитого. Поэтому канонические цели: развивающая, обучающая, воспитывающая – не являются главными при проведении открытых уроков. Главные цели, которые ставят пред собой организаторы и учителя, дающие открытый урок, Это:
- повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам высокого класса;
- экспертиза коллегами (руководителями школы) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;
- саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнения коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).
Для открытых уроков, проводимых с целью повышения квалификации приглашенных учителей, отбирается зрелое новшество, то есть представляется инновация, разработанная во всех тонких технологических деталях, обязательно тщательно и всесторонне научно обоснованная, сначала апробированная в режиме эксперимента и показавшая свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.
Предлагаемая технология проведения открытого урока многократно апробирована.
Разработка учителем информационного (рекламного) проспекта предстоящего открытого урока и передача этого проспекта тем, кто будет приглашен на учебу. В проспекте полезно назвать цель методического занятия, тему и обязательно «имя» урока, но главное – сформулировать те научные и методические инновации, которые будут положены в основу открытого урока. Учитель может представить здесь и методические материалы: структура, краткое письменное описание наиболее интересного из того, что гостям предстоит увидеть-услышать, опорный конспект, образцы дидактических материалов, карточек, памяток, список литературы.
Характеристика уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проводиться открытый урок. Все, кто сочтет вышеназванную информацию ненужной, должны понять , что работают в режиме внеличностной парадигмы образования, что они идут не от возможностей ребенка к программе, а наоборот – от программы к ребенку, то есть считают всех детей одинаковыми.
Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока. Форма рассказа о проекте урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем, зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; обязательно называет ценностные основы урока, его цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор; информирует гостей о о структуре урока, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на свои собственные изобретения, раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; информирует и обосновывает отобранные средства обучения; знакомит гостей с другими методическими вариантами, прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты.
Обоснование проекта открытого урока. Здесь раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие концепции, образовательные практики, на которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. Было бы желательно, чтобы учитель раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалась разработанная им методика, новшество.
Учителю необходимо определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей новшеств:
А) это модификация (совершенствование, развитие, модернизация, оптимизация) своего прежнего опыта;
Б) заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
В) использование научных разработок ученых;
Г) результат практических проб;
Д) результат научно обоснованного и методически выверенного эксперимента.
5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока.
Зачем нужна такая предварительная работа? Это позволяет гостям осознанно оценить представленный опыт, уменьшает риск последующих ошибочных оценок, вызывает интерес и мотивирует присутствующих на уроке, вызывает состояние ожидания ответа на вопрос: «Интересно, а как учителю удастся осуществить намеченный план?»
Проведение открытого урока.
Необходимо сделать все возможное, чтобы были видны, понятны та моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.
Анализ открытого урока самим учителем. Форму и содержания анализа определяет сам учитель. Самоанализ показывает способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции.
Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от проекта, объективно оценивает собственные действия и разъясняет те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей. Специальное внимание уделяется элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко ответ ребенка кажется естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка такой ответ демонстрирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии.
Уровни самоанализа урока
Эмоциональный (непроизвольный уровень), когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченным целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым материалом на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, письмо, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом?
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна ли освещенность классной комнаты? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
10. Некоторые социальные задачи.
Задачи, связанные с решением педсовета, методического объединения или продиктованы экспериментально-исследовательской деятельностью школы.
Анализ урока директором или завучем. Учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения после открытого урока, поэтому уму нужна поддержка, необходимо дополнить анализ, поддержать и скорректировать последующее обсуждение гостями посещенного урока.
Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному уроку.
Общая дискуссия предполагает краткие аналитические , оценочные выступления присутствующих на открытом уроке.
Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.
Именно учитель должен завершить дискуссию, ибо он специально готовился к мероприятию, он был учителем не только детей, но и учителем учителей, он проводил мастер-класс.
Основные ошибки:
Отсутствие логической связи между элементами технологии, что приводит к нарушению ее целостности. Проект урока оригинален, обоснован, но сам открытый урок учитель ведет произвольно, «увлекся», не учитывает реальные возможности класса.
Факты, когда учитель вставляет эффектные элементы, необходимость применения которых на данном уроке сомнительна.
Забывание об учениках. Мы видим эрудицию учителя, его желание ответить за учеников.
на открытых уроках недопустимы терминологические (научные) ошибки в любом из выступлений учителя.
Некорректно говорить только о том, что учитель использовал только современные методы обучения, ибо любой метод прогрессивный, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали.
Когда форма начинает превалировать над содержанием. (Всевозможные уроки-театры, выставки. Их целесообразность?). Эти уроки развлекают, вдохновляют, потрясают, изумляют, но необходимо отметить, что урок еще должен чему-то научить.
Источники воспитательного воздействия на уроке
Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение, мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла);
Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония;
Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
Через личность самого учителя (в наибольшей степени).
Уважаемые коллеги, готовясь к уроку, помните:
Современный образовательный процесс нацелен на обеспечение качественного образования и требует наличия в школе высококлассного учителя, мастера своего дела. Традиционно мастером принято считать того педагога, который овладел искусством урока как основной формой обучения, умеет устанавливать гуманные отношения в процессе обучения, стимулирует учебно-познавательную деятельность школьника не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые он утверждает в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.