Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11
357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Кирова 83. Тел./Факс: (8793) 33-52-80, 33-79-06
E-mail: [email protected]
Конспект урока-игры по русскому языку
в 5 классе
«Путешествие по миру синтаксиса»
Старикова Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №11
Тема: Предложение
Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного материала
Цели:
Повторить и закрепить пройденный материал по теме «Предложение».
Повторить виды предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре, повторить пунктуацию в простом предложении.
Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение составлять связный текст по данной теме.
Формировать у учащихся навыки самостоятельной и групповой работы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать у учащихся умение чувствовать и понимать музыку.
В результате работы над темой ученики должны:
1) Знать:
характеристику и особенности строения простого и сложного предложения.
2) Уметь:
- характеризовать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном педложении;
- применять полученные знания при создании собственного речевого высказывания.
Используемые формы и методы:
- фронтальный опрос;
- работа в творческих группах;
творческое задание;
игровые моменты.
Оборудование: таблицы, карточки с дидактическим материалом для творческих групп, «Времена года. Осенняя песня» П.И.Чайковского, сочинения учащихся.
Подготовка к уроку: опережающее домашнее задание (написать творческую работу о предложении), деление класса на творческие группы, выбор капитанов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Итак, ребята, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие по миру Синтаксиса. И первая наша остановка будет в городе предложений.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, Предложение попросило вас написать рассказ о нем, используя то, что вы уже знаете о предложениях. Я думаю, что Предложению будет очень приятно услышать лучшие ваш работы. Я знаю, что вы в своих творческих группах успели это обсудить, и поэтому я предоставляю слово нашим уважаемым капитанам.
(Капитаны называют ребят, у которых получились лучшие сочинения, и ребята читают свои работы.)
- А теперь, ребята, давайте сделаем вывод, что же такое предложение?
- Спасибо. Итак, мы выяснили, что в речи нам без предложений не обойтись. Ведь с помощью одного только предложения мы можем передать очень важные сведения. И можем судить о многом с его помощью.
III. Работа по ассоциации. (Развитие речи)
А) – А теперь, ребята, давайте послушаем музыку. Это П.И.Чайковский, «Времена года». Осень – «Осенняя песня. Октябрь».
Послушайте, пожалуйста, представьте себе это время года и напишите несколько предложений об осени. Определите в каждом предложении его грамматическую основу.
Б) «На чем держится предложение?». Работа с таблицей «Главные члены предложения».
- Скажите, ребята, вы в каждом предложении нашли грамматическую основу? Так на чем же держится предложение? Без чего оно не может существовать?
IV. Работа в творческих группах.
- А теперь, ребята, я хочу, чтобы ваши творческие группы помогли мне не заблудиться на улицах Предложения. А для этого вам нужно хорошо справиться с заданием.
1 группа.
Задание. Прочитайте предложения и определите, чем они отличаются друг от друга. Выделите в предложениях грамматические основы. Сделайте вывод.
(Ребята получают карточки с текстом, работают с ним в течение 5 минут, затем отвечают. В это время учитель открывает следующую часть таблицы «Мир синтаксиса» - простые и сложные предложения.)
Толя сел на велосипед, оттолкнулся ногой и покатился вниз. Он хорошо катался, и езда на велосипеде не затрудняла его. Ребята гурьбой побежали за ним. Они испугались, как бы он не удрал от них вместе с велосипедом.
2 группа.
Задание. Определите виды предложений по цели высказывания. Дайте определение повествовательного, вопросительного и побудительного предложения. Приведите свои примеры.
(По мере ответов открывается соответствующая часть таблицы.)
1) Лиловые, золотые, багряные листья кружатся в воздухе и устилают лесные тропинки.
2) Ты был вчера в березовой роще?
3) Люби и береги свою землю.
3 группа.
Задание. Перед вами текст Выразительно прочитайте его. Почему в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак? Подумай. Выпиши восклицательные предложения.
(После ответов учащихся открывается вся таблица «Мир синтаксиса».)
Как быстро пролетело лето! Многие из нас провели его весело и интересно. Некоторые ребята побывали в летнем оздоровительном лагере на берегу моря. Сколько замечательных и интересных дел было у ребят! Особенно запомнился ребятам поход. Сколько новых впечатлений привезли с собой ребята из лагеря! Это лето они запомнят надолго.
Учитель. – Ой, посмотрите, ребята, к нам, кажется, заглянул житель соседнего города Пунктуация. Он хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем.
Стихотворение о восклицательном знаке (читает ученик).
Высокий, стройный, обаятельный,
Неукротимый и лихой,
Я знак важнейший – Восклицательный,
Один в грамматике такой.
Когда от счастья вы воскликните,
Когда изменитесь в лице,
Я встану гордым повелителем
У предложенья на конце.
Когда от боли вы заплачете,
Когда найдут вас и спасут,
То сразу так или иначе я,
Бесспорно, буду тут как тут.
Но я, великий Восклицательный,
Могу взорвать свой грозный пыл,
Узнав, что школьник невнимательный
Меня поставить позабыл!
Учитель. – Ну, что же, вы хорошо справились с заданием. Но я все-таки не могу сориентироваться. Куда же мне идти дальше? Что это за улица? Какая-то «Нитка для бус». А, теперь я поняла: это еще одно задание вам, ребята.
V. «Нитка для бус»
- Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки, между ними нет связи. Начинаем выбирать бусинки-слова, и ставить их в определенной форме, последовательно нанизывая на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложение. Попробуйте и вы собрать свое ожерелье и описать его.
(Ребята получают карточки, работают с ними на месте, затем представитель каждой группы записывает свое предложение на доске, дает ему характеристику.)
1. Чудесная солнечная погода стоит в сентябре.
2. Какую книгу ты взял вчера в библиотеке?
3. Выясните значение непонятных слов и выражений в тексте.
Учитель. – Вот теперь, ребята я ясно вижу дорогу в соседний город Пунктуация. Давайте зайдем туда и посмотрим, что же в этом городе интересного.
VI. Сценка «Как пошел ельник с песком, или что такое пунктуация»
Учитель. – Как вы видели, знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь существуют правила постановки знаков препинания. Их совокупность называется пунктуацией.
А теперь давайте в таблице «Знаки препинания» найдем спрятавшиеся знаки.
(Работа с таблицей.)
VII. Работа в творческих группах.
Учитель. – Нам пора возвращаться в наш класс. И чтобы мы с вами благополучно вернулись из путешествия по миру Синтаксиса, вам предстоит справиться с последним заданием. Перед вами текст, в котором нет ни одного знака препинания. Разбейте текст на предложения и вставьте недостающие знаки препинания.
(После окончания работы один учащийся, быстрее всех справившийся с заданием, читает получившийся текст. Остальные работы ребята сдают учителю на проверку. Результаты работы учитель сообщает на следующем уроке.)
Осенью Гриша и Катя часто ходили в лес и всегда приносили домой полную корзину грибов вот и сегодня они долго собирали белые грибы дети шли медленно и громко разговаривали пол ногами у них тихо шуршали листья неожиданно ребята услышали над головой треск сучьев посмотрели вверх и увидели белку в зубах она держала гриб белка на зиму запасает себе еду сушит грибы
VIII. Домашнее задание.
Составить небольшой текст на тему «Осень в лесу», используя разные виды предложений.
IX. Итоги.
Учитель. – Итак, ребята, вам понравилось наше путешествие? Что же вы запомнили, путешествуя по городу Предложений и Пунктуации?
(Ответы ребят.)
- Молодцы! Вы хорошо потрудились и наградой вам будут ваши хорошие оценки. Спасибо за работу.