Внеклассное мероприятие по биологии
Интеллектуальная игра
« В МИРЕ РАСТЕНИЙ »
6 класс
Учитель биологии
Блинова С.И.
Сценарий
1.Участникам(ученики 6 кл.) сообщаем о мероприятии за неделю-для подготовки.
2.Для оформления класса(др.помещения) используем рисунки детей,которые они за неделю нарисуют.
3.За день до мероприятия пишем объявление о проведении игры,закупаем небольшие призы(на ваше усмотрение).
4.Начинаем игру с отборочного тура.Нам нужно 2 команды по 5-6 человек.
Предлагаем вопросы всем присутствующим,принимаем ответ по первой поднятой руке-если ребенок отвечает правильно –он становится членом команды,садится за первый игровой стол.Задаем следующий вопрос-получаем второго игрока-он садится за второй игровой стол.И т.д. пока не образуется две команды.
5.Каждая команда выбирает капитана и название команды.
Вопросы для отборочного тура:
1.Как называется наука о растениях? (ботаника)
2.Какой орган растения в основном отвечает за фотосинтез?(лист)
3.Какой газ используют растения для дыхания?(кислород)
4.Кто из ученых доказал выделение кислорода растениями на свету?(Пристли)
5.Почему во времена Петра первого в России случались «картофельные бунты»?(крестьяне отказывались сажать картофель,т.к.были случаи отравления,в пищу употребляли не клубни ,а настоящие ядовитые плоды)
6.Какие органоиды придают клеткам растений зеленый цвет?(хлоропласты)
7.Как определить- какое увеличение дает школьный световой микроскоп? (перемножить цифры объектива и окуляра)
8.К какой функциональной группе организмов в сообществе относятся растения? (продуценты)
9.Почему шишка ели не является плодом?(плод образуется на месте цветка,а у ели цветков нет)
10.По какому признаку можно определить,что растение опыляется насекомыми?(яркая окраска венчика,аромат,развитые нектарники)
11.Как называется организм,состоящий изгиф гриба и клеток водоросли? (лишайник)
12.Какую функцию выполняет камбий?(обеспечивает рост стебля в толщину)
И так, команды за игровыми столами, у них есть капитаны, придуманы названия команд. Приступаем к первому туру.
1.Каждой команде выдается разрезанная на 10 частей открытка (или рисунок) с изображением какого-либо растения из изученного семейства.Задача команды-1.сложить паззл,2. назвать растение,3.указать семейство,4.дать комментарии о растении и семействе.
За задание можно получить 4 балла,но та команда,которая выполняет задание быстрее-получает дополнительный балл.
Второй тур. «Третий-лишний» . Если есть возможность-изготовить слайды с изображением указанных в задании объектов,по три объекта на одном слайде.Задача игроков-1.назвать лишний объект,2.объяснить свой выбор.
Вопросы задаются командам по очереди,максимальный балл за ответ-2.
1.Ель , одуванчик, подорожник . (ель-голосем.растение)
2.Корень, клубень , цветок .(цветок-генеративный орган)
3.Папоротник , камыш ,мох .(камыш-семенное растение)
4.Семязачаток , ядро , хлоропласт .(семязачаток-не органоид клетки)
5.Рис , кукуруза , астра .(астра-сем-во сложноцветные)
6.Кисть , сложный зонтик , щиток .(сл.зонтик-соцветие сложное)
Третий тур. «Это правда или-нет?»
Командам предлагаются вопрсы,на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно. На обдумывание вопроса дается до 5 секунд,вопросы задаются командам по очереди.Если ответ правильный-команда получает за него 1 балл.После каждого ответа ведущий может дать краткий комментарий.
1.Это правда или нет,что основой таежного сообщества являются споровые растения?(-)
2.Это правда или нет,что самый влажный лес произрастает в Колумбии, где осадков выпадает до 12 метров в год? (+)
3.Это правда или нет,что по годовым кольцам на срезе ствола можно определить не только возраст дерева,но и изменение климата? (+)
4.Это правда или нет,что каждый пятый желудь,созревший на дубе,становится новым деревом?(-)
5.Это правда или нет , что пробку получают из коры пробкового дуба,отделяя ее от ствола специальным топором,дерево при этом погибает?(-)
6.Это правда или нет , что ананасы растут высоко на тропических деревьях?(-)
7.Это правда или нет ,что на болотах растут в основном мхи?(+)
8.Это правда или нет , что среди растений есть хищники?(+)
9.Это правда или нет ,что корни кактусов очень глубоко уходят в почву в поисках воды?(-)
10.Это правда или нет,что есть растения,у которых нет корней?(+)(водоросли,мхи)
11.Это правда или нет,что самыми глубоководными являются красные водоросли?(+)
12.Это правда или нет,что бамбук растет быстрее других растений?(+)
13.Это правда или нет,что двойное оплодотворение у цветковых растений впервые описал русский ученый В.И.Вернадский?(-)
14.Это правда или нет,что гигантский цветок раффлезии пахнет протухшим мясом , привлекая насекомых для опыления?(+)
15.Это правда или нет,что внешний вид баобаба таков,что иногда говорят,что он растет вверх ногами?(+)
16.Это правда или нет,чтобутылочное дерево и баобаб-это одно и то же?(-)
Четвертый тур. Состязание капитанов.
За столом остается только капитан.Ему выдаем лист бумаги и ручку.Задача капитана- 1.записать как можно больше названий растений на букву , которую он сам вытянет по жребию.Для этого –на листочках(4-6) пишем названия букв(любых),капитаны вытягивают по одному листочку и узнают свое задание. 2.Дать комментарии к каждому растению. Капитан получает по одному баллу за каждое растение и по одному баллу дополнительно –за комментарий.Время ограничено двумя минутами.
За это время жюри сообщает предварительные итоги игры.
Ведущий: Подходит к концу время нашего состязания,но впереди еще один конкурс.В следующем году мы начнем изучать животных.Наука о животных называется…..? Так вот напоследок –вопрос о животном.
Пятый тур:
Командам надо выбрать особую тактику и стратегию,чтобы максимально быстро определить о каком животном идет речь,вернее поется песня.
Но не все так просто!Эта песня зашифрована,т.е. буквы заменены на цифры-ваша задача: найти шифр,прочитать строчки из песни и ответить на вопрос-
КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ПОЕТ ЭТУ ПЕСНЮ? (готовим слайд для демонстрации или распечатываем информацию на лист и выдаем каждой команде,на второй слайд выводим изображение мамонта ,можно фрагмент мультфильма)
1.Животное,в которое превратился братец Иванушка,когда попил из лужи:
2 11 9 3 10 15 11 2 (козлёнок)
2.Поросенок-телеведущий :
21 6 16 22 14 (Хрюша)
3.Цвет волка в сказке :
4 7 6 18 17 (серый)
4.Курочка,несущая золотые яйца :
6 12 20 14 (Ряба)
5.Птица,у которой хвост веером,а на голове корона :
5 14 19 3 13 15 (павлин)
6.Самое распространенное кошачье имя :
1 8 6 2 14 (Мурка)
Восстановите строчку из песни:
5 11 4 13 15 7 1 8 1 11 6 16
2 9 7 3 10 15 11 17 9 7 1 3 7
5 3 18 19 8 12 15 14 20 7 3 11 1
4 19 11 10 1 2 11 6 14 20 3 7
По синему морю
К зеленой земле
Плыву я на белом
Своем корабле…. МАМОНТЕНОК-правильный ответ(слайд или мультфильм).
Команда , ответившая первой- получает 5 баллов.
Жюри подводит итоги,объявляет победителей,вручает призы и грамоту призерам (для классного портфолио).
Вопросы для отборочного тура:
1.Как называется наука о растениях?
2.Какой орган растения в основном отвечает за фотосинтез?
3.Какой газ используют растения для дыхания?
4.Кто из ученых доказал выделение кислорода растениями на свету
5.Почему во времена Петра первого в России случались «картофельные бунты»?
6.Какие органоиды придают клеткам растений зеленый цвет?
7.Как определить- какое увеличение дает школьный световой микроскоп?
8.К какой функциональной группе организмов в сообществе относятся растения?
9.Почему шишка ели не является плодом?
10.По какому признаку можно определить, что растение опыляется насекомыми
11.Как называется организм, состоящий из гиф гриба и клеток водоросли?
12.Какую функцию выполняет камбий?
Второй тур. «Третий-лишний» .Задача игроков-1.назвать лишний объект
,2.объяснить свой выбор.
Вопросы задаются командам по очереди, максимальный балл за ответ-2.
1.Ель , одуванчик, подорожник .
2.Корень, клубень , цветок
3.Папоротник , камыш ,мох
4.Семязачаток , ядро , хлоропласт
5.Рис , кукуруза , астра
6.Кисть , сложный зонтик , щиток
Третий тур. «Это правда –или нет?»
Командам предлагаются вопросы, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно. На обдумывание вопроса дается до 5 секунд, вопросы задаются командам по очереди. Если ответ правильный- команда получает за него 1 балл. После каждого ответа ведущий может дать краткий комментарий.
1.Это правда или нет,что основой таежного сообщества являются споровые растения?
2.Это правда или нет,что самый влажный лес произрастает в Колумбии, где осадков выпадает до 12 метров в год?
3.Это правда или нет,что по годовым кольцам на срезе ствола можно определить не только возраст дерева,но и изменение климата?
4.Это правда или нет,что каждый пятый желудь,созревший на дубе,становится новым деревом?
5.Это правда или нет , что пробку получают из коры пробкового дуба,отделяя ее от ствола специальным топором,дерево при этом погибает?
6.Это правда или нет , что ананасы растут высоко на тропических деревьях?
7.Это правда или нет ,что на болотах растут в основном мхи?
8.Это правда или нет , что среди растений есть хищники?
9.Это правда или нет ,что корни кактусов очень глубоко уходят в почву в поисках воды?
10.Это правда или нет,что есть растения,у которых нет корней?
11.Это правда или нет,что самыми глубоководными являются красные водоросли?
12.Это правда или нет,что бамбук растет быстрее других растений?
13.Это правда или нет,что двойное оплодотворение у цветковых растений впервые описал русский ученый В.И.Вернадский?
14.Это правда или нет,что гигантский цветок раффлезии пахнет протухшим мясом , привлекая насекомых для опыления?
15.Это правда или нет,что внешний вид баобаба таков,что иногда говорят,что он растет вверх ногами?
16.Это правда или нет,чтобутылочное дерево и баобаб-это одно и то же?
Пятый тур
Командам надо выбрать особую тактику и стратегию,чтобы максимально быстро определить о каком животном идет речь,вернее поется песня.
Но не все так просто!Эта песня зашифрована,т.е. буквы заменены на цифры-ваша задача: найти шифр,прочитать строчки из песни и ответить на вопрос-
КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ПОЕТ ЭТУ ПЕСНЮ?
1.Животное,в которое превратился братец Иванушка,когда попил из лужи:
2 11 9 3 10 15 11 2
2.Поросенок-телеведущий :
21 6 16 22 14
3.Цвет волка в сказке :
4 7 6 18 17
4.Курочка,несущая золотые яйца :
6 12 20 14
5.Птица,у которой хвост веером, а на голове корона :
5 14 19 3 13 15
6.Самое распространенное кошачье имя :
1 8 6 2 14
Восстановите строчку из песни:
5 11 4 13 15 7 1 8 1 11 6 16
2 9 7 3 10 15 11 17 9 7 1 3 7
5 3 18 19 8 12 15 14 20 7 3 11 1
4 19 11 10 1 2 11 6 14 20 3 7
10