Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Хиславичская средняя школа»
Разработка теоретического урока-игры по физической культуре
«Человек и спорт»
Разработчик: Герасимова Т.В.,
учитель физической культуры
2019 год.
Теоретический урок-игра по физической культуре
Тема: Человек и спорт (слайд 1).
Цель:
Создание условий для достижения планируемых результатов личностны, метапредметных и предметных, обеспечение реализации межпредметных связей физической культуры, биологии, истории.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные:
- умение добросовестно выполнять учебные задания, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
- овладение культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, умение проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение;
Предметные:
- овладение знаниями по истории и развитию спорта и олимпийского движения;
- проявление инициативы и творчества при организации совместных занятий.
Методы и приёмы: словесно – наглядный, игровой, соревновательный.
Тип урока: урок-ирга.
Продолжительность урока: 45 мин.
Место проведения: учебный класс.
Инвентарь и оборудование: ноутбук, проектор, экран, секундомеры, дидактический материал, словарь спортивных терминов.
Перед началом урока жеребьёвка: В классе, где проходит урок, размещены два стола для участников игры, ребята заходят в класс и вытягивают жребий, тем самым определяясь в какой команде, они играют, каждая команда выбирает капитана.
Ход урока.
Учитель:
- Добрый день ребята! Сегодня мы с вами в игровой форме проведем урок, поговорим о человеке, вспомним виды спорта, в которых состязаются спортсмены, вспомним историю Олимпийских игр.
Первые физические упражнения появились в первобытном обществе. Человек должен был добывать себе пищу, защищаться от диких животных. Для этого первобытные люди учили своих детей метать камни, лазать по деревьям, бегать, прыгать, плавать. Сейчас необходимость в такой добычи пищи отпала, защищаться от диких животных нет необходимости. Но осталась потребность в занятиях физической культурой. Как вы думаете почему?
Ответы детей: быть сильными, ловкими, здоровыми, красивыми и т.д.
Учитель: Хорошо. А вы знаете, из чего состоит человек?
Ответы детей: кости, мышцы, сердце, желудок …
Учитель: И так кости, т.е. скелет человека.
Первый вопрос: из скольких костей состоит скелет человека? (время 1 мин.) /В раздаточном материале и на экране варианты ответов: а) 150, б) 200, в) 205-207, г) 300./ (слайд 2,3).
Ответы команд: команда, ответившая правильно получает 1 балл.
Учитель: Скеле́т челове́ка (др.-греч. σκελετος — «высушенный») — совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (система рычагов)...
Скелет взрослого человека состоит из 205—207 костей. Почти все они объединяются в единое целое с помощью суставов, связок и других соединений. При рождении человеческий скелет состоит из 270 костей, число костей в зрелом возрасте снижается до 205—207, так как некоторые кости срастаются вместе, преимущественно срастаются кости черепа, таза и позвоночника[1].
Учитель: И так, скелет человека – это пассивная часть, а что двигает скелет человека?
Ответы детей: мышцы.
Учитель: Второй вопрос: из скольких мышц состоит человек? (время 1 мин.) /В раздаточном материале и на экране варианты ответов: а) более 600, Б) 300, в) около 500, г) 1000. / (слайд 4,5)
Ответы команд: команда, ответившая правильно получает 1 балл.
Учитель: Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца) — часть опорно-двигательного аппарата в совокупности с костями организма, способная к сокращению. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, поддержания позы, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят из упругой, эластичной мышечной ткани, которую, в свою очередь, представляют клетки миоциты (мышечные клетки). Мышцы способны сокращаться под влиянием нервных импульсов. Для мышц характерно утомление, которое проявляется при интенсивной работе или нагрузке. В зависимости от особенностей строения мышцы человека делят на 3 типа или группы:
- скелетные,
- ладкие (состав клеток внутренних органов, кровеносных сосудов),
- сердечные (мышечная ткань сердца).
Скелетные, или поперечнополосатые мышцы. Скелетных мышц у каждого из нас более 600. Мышцы этого типа способны произвольно, по желанию человека, сокращаться и вместе со скелетом образуют опорно-двигательную систему.
Учитель: Ребята, а что заставляет двигаться наши мышцы.
Ответы детей: нервы, мозг.
Учитель: Правильно. Наш мозг подаёт сигналы, которые стремительно движутся по нервной системе к мышцам и приводят тем самым наше тело в движение. Сам человек - это организм, а организм в свою очередь - это целостная самостоятельно существующая биологическая система отдельного живого существа. Как система он подчиняется основным системным принципам: (слайд 6)
1. Центральная нервная система – регуляция и интеграция жизненных функций организма.
2. Система органов дыханя – обеспечение организма кислородом, который необходим для всех биохимических процессов; выделение углекислого газа.
3. Система органов кровообращения – обеспечение транспорта питательных веществ в клетку и освобождение её от продуктов жизнедеятельности.
4. Система органов кроветворения – обеспечение постоянства состава крови.
5. Система органов пищеварения – потребление, переработка, усвоение питательных веществ, выделение продуктов жизнедеятельности.
6. Система органов мочевыделения и кожа – выделение продуктов жизнедеятельности, очистка организма.
7. Репродуктивная система – воспроизводство организма.
8. Эндокринная система – регуляция биоритма жизни, основных процессов обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды.
9. Костно-мышечная система – обеспечение структурности, функций передвижения.
10. Лимфатическая система – осуществление очищения организма и обезвреживание чужеродных агентов.
11. Иммунная система – обеспечение защиты организма от вредных и чужеродных факторов.
12. Периферическая нервная система – обеспечение протекания процессов возбуждения и торможения, проведение команд ЦНС до рабочих органов.
Учитель: Мы с вами вспомнили строение человека. А как же мы можем развивать наш организм в целом. Ну, конечно через игру! Начиная с самого раннего детства, мы любим, играть в различные игры, а самые любимые – это игры с мячом.
Игры с мячом — спортивные или иные игры, в которых используется мяч. В большинстве игр с мячом, основной целью игры является ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например - забить его в ворота, или отбить так, чтобы противник не смог его поймать.
Задание: Назовите командные виды спорта с мячом, время на обсуждение командами 3 мин.
Ответы команд: составив список на бумаге, команды поочередно называют командные игры с мячом, побеждает команда назвавшая большее количество игр.
Примерный список командных видов спорта с мячам:
Футбол, Волейбол, Гандбол, Теннис, Настольный теннис, Футзал, Баскетбол
Бейсбол, Бадминтон, Гольф, Водное поло, Поло (Конное поло), Футболтеннис, Регби, Подводное регби, Хоккей с мячом, Лакросс, Софтбол, Регбол, Американский футбол, Крикет, Ракетбол, Сквош.
Слайды 7,8,9,10,11 (на экране некоторые виды спорта с мячом о которых ребята не вспомнили)
Учитель: Мы узнали, насколько многообразны игры с мячом.
Следующее задание. Перед вами и на экране изображены картинки - эмблемы различных видов спорта, за 3 минуты вам необходимо определить, какая эмблема соответствует тому или иному виду спорта (слайд 12).
Ответы команд: ответы записаны, команды называют эмблемы поочередно, победа присуждается команде, которая меньше всего ошиблась, в случае равного значения каждой команде по 1 баллу.
(Слайд 13) правильные ответы.
Учитель: Большинство из перечисленных видов спорта являются Олимпийскими видами. Сейчас мы с вами вспомним немного историю Олимпийских игр, символику и атрибутику. / Командам раздается карточка с вопросами, в течение 3 минут необходимо вписать ответы на вопросы/.
Слайд 14. На экране вопросы на которые ребята записывают ответы в своих карточках.
Правильные ответы 1.Назовите место и время проведения 1 современных Олимпийских игр: Первые современные Летние олимпийски игры прошли в 1896 году в Афинах, Греция 2. Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее» 3. Кто возродил Олимпийские игры: Французский общественный деятель Пьер де Кубертен 4. Символы Олимпийских игр: К олимпийским символам относятся флаг (кольца), гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, лавровая ветвь, салют, талисманы, эмблема 5. Что представляет собой Олимпийский флаг? Олимпийский флаг — белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. 6. Когда проходили Олимпийские игры в нашей стране? 1980 год – Москва XXII Летние Олимпийские игры. 2014 год – Сочи XXII Зимние Олимпийские игры. 7. Назовите талисманы Белой Олимпиады в нашей стране. Белый мишка, леопард, заяц. Снежинка и лучик (Паралимпи́йские и́гры) 8. Какой вид спорта называется «королевой спорта»? Легкая атлетика 9. В каком году и где зародились Древние Олимпийские игры? В 776 году до н.э. в Древней Греции. 10. В каком году русские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх? В 1900 году на IV Олимпиаде в Лондоне 11. Как часто проводятся Олимпийские игры? 1 раз в четыре года. |
Ответы команд: каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Слайд 15. Правильные ответы.
Учитель: На уроках и в жизни мы используем различные слова, термины. Сейчас командам предлагается вспомнить термины, которые используются на уроках физкультуры и в различных видах спорта. И объяснить, что данный термин обозначает. На подготовку командам даётся 3 минуты.
Например: Пас — передача мяча партнеру. Рефери — футбольный судья (то же, что и арбитр). Спорный мяч — ситуация в баскетболе, когда два игрока из противоположных команд одновременно ухватились за мяч. Сумо — японская борьба тяжеловесов. Хук — короткий боковой удар в боксе. Штанга — спортивный снаряд в тяжелой атлетике.
Ответы команд: поочередно называют термин, дают объяснения, побеждает команда назвавшая больше.
Подведение итогов:
Слайд 16. Подсчет результатов игры, капитаны называют самых активных участников своих команд. Некоторым участникам предлагается продолжить фразу:
- «сегодня на уроке я узнал…»;
- «сегодня на уроке я научился …»;
- «сегодня на уроке я познакомился…»;
- «сегодня на уроке я повторил …»;
- «сегодня на уроке я закрепил …»
Слайд 17.
Всем участникам предлагается поднять одну из трех табличек со смайликом: «я доволен совей работой на уроке»; «на уроке я работал неплохо»; «на уроке мне было трудно».