Урок – игра в 8 классе по теме
«Генетическая связь между классами веществ»
(Ключи от форта ГСМКВ)
Оборудование: Магнитная доска, карточки на магнитах с формулами веществ разных классов.
Предварительная подготовка: за неделю до проведения урока учащиеся знакомятся с формой проведения урока, готовят дома ответы на заранее вывешенные вопросы.
Цель урока:
Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.
Планируемые результаты
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
Метапредметные:
Развивать интерес учащихся к науке химия.
Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.
Коммуникативные:
Формировать умение вести диалог, работать в паре при выполнении заданий.
Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
Класс представляет собой команду, которой за урок надо расшифровать название форта. Для этого им надо ответить на 6 заданий, чтобы получить 6 ключей. Собрав все ключи вместе и, получив подсказки, можно расшифровать название форта. Ключи сделаны из плотной бумаги, с одной стороны магнит, с другой – слово. Не все слова приведены в нормальном виде, некоторые надо расшифровать с помощью подсказок.
Сначала разминка: какие классы неорганических соединений вам известны? (ответ)
Задание 1. Распределите вещества – карточки по классам (К доске выходят 3 слабоуспевающих ученика и прикрепляют карточки к нужному классу на магнитную доску). Примеры карточек:
Карточка 1. CO2, H2O, H3PO4 , CaCl2, КОН.
Карточка 2. CuCl2, Zn(OH)2, N2O5, H2S, MgO.
Карточка 3. HCl, K2O, Ba(OH)2, CaSO4 , SO3.
Когда ученики справятся с этим заданием, они получают первый ключ , на котором написано слово РЕНЕТ.
Задание 2. «Найди родственников». Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению (происхождение – от греческого – генезис).
К доске выходят 3 ученика. (Выполняют вместе, переговариваясь)
1 задание: Распределите вещества по классам: CO2, CaSO4, H2SO4, Ca(OH)2, MgO, CaO, Al, Cl2, H2O, AlCl3, SO2, MgSO3, Fe2O3, CaSO3, H2SO3, S, CaCO3.
2 задание: Составьте схему генетической связи между веществами.
3 задание: Написать уравнения возможных реакций. Когда они правильно выполнят задание, они получают второй ключ, на котором написано слово МИФИЧЕСКАЯ.
Пока ребята отвечали у доски, класс на местах в тетрадях играли в игру «Придумай» (Составляли схему генетического ряда в общем виде). Первый, кто поднял руку, записывает схему на доске.
Металл → основный оксид → основание → соль
Неметалл → кислотный оксид → кислота → соль
Ученик, правильно написавший схему, получает третий ключ, на котором написано слово КНЯЗЬ.
Пока ученики получали первые 3 ключа, пришла телеграмма: «Пропало вещество. Вместо него появилось неизвестное с наименованием А». Определите пропавшее вещество (письменно, в тетрадях).
Р → Р2О5 → А.
Ученики получили ещё один ключ со словом ПОСЕРЕДИНЕ.
Следующее задание: «Кто быстрее?»
В результате какого взаимодействия получится сульфат железа 2.
SO2 + Fe(OH)2 →
Fe + ZnSO4 →
FeO + H2SO4 →
Fe2O3 + H2SO4 →
Ученики получают ещё один ключ со словом КЛАСС.
«Химический хоккей»
Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки – ответ). Какие пары веществ взаимодействуют?
CO2 и H2O
MgO и HCl
SO3 и CO2
Na OH и HCl
Cu и HCl
Ученики получают последний ключ, на котором написано ВЕЩЕСТВО.
Ученики с ключами в руках выходят к магнитной доске и прикрепляют поочередно ключи. Получилось: РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ВЕЩЕСТВО.
Чтобы расшифровать название форда , надо ответить на вопросы учителя. Каждый вопрос – это одна подсказка.
1 в. замените первую букву слова «РЕНЕТ» четвертой буквой алфавита (генет).
2 в.Уберите синоним слова «легенда» (МИФИЧЕСКАЯ)
3в. замените первые 2 буквы слова КНЯЗЬ на 19 –ю и 3- ю буквы алфавита(связь).
4в. Подберите синоним слову ПОСЕРЕДИНЕ ( между)
5в. Поставьте слово КЛАСС во множественное число творительного падежа.(классами)
6в. Уберите окончание в слове «вещество» (веществ)
Получили название форта «Генетическая связь между классами веществ».
Данный урок – игра вызывает у обучающихся большой интерес, каждый ученик получает оценку.