СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра "Класс Насекомые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "Класс Насекомые"»

УРОК – ИГРА

Тема урока: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.









Цель:

  • создание условий для осмысления учебной информации для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях;

  • проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.


Задачи:

  • образовательная: повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;

  • воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека;

  • развивающая: продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.


^ Тип урока: комбинированный.

Оборудование: настенные картины «Отряды насекомых», таблицы « Многообразие насекомых»


Ход урока.

I. Организационный момент (подготовка игры).

- приветствие учащихся;

- определение их готовности к работе:

- сообщение цели урока: урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Программа «Знатоки животных» объявила конкурс на участие в новом проекте о животных. Цель игры – определить команду знатоков для съемки нового проекта и лучшего специалиста по насекомым.

Звучит музыка « Полет шмеля» Римского – Корсакова.

- Какие ассоциации у вас вызвала эта музыка? Что она напоминает?
- Да, эта музыка напоминает полет шмеля.
^

II. Основная часть урока.
Видеоролик о насекомых.
1.Разминка.

Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов.

- От какого слова произошло название класса – насекомые?

Насекомые освоили все среды обитания.

- Какие?

- Что способствует такому широкому распространению по планете? (способность к полету).

Мы познакомились со множеством отрядов.

- Перечислите их?

^ 2. Итак, проводим отборочный тур для участия в программе.( Фронтальная проверка с использованием тестовых заданий).

  1. Для насекомых характерны следующие признаки:
    А. 4 пары ног и ни одной пары усиков;
    Б. 3 пары ног и одна пара усиков;
    В. Головогрудь и брюшко;
    Г. Голова, грудь, брюшко.

  1. Дышат насекомые при помощи:
    А. легких;
    Б. Легких и трахей;
    В. Жабр;
    Г. Трахей.

  1. Мальпигиевы сосуды – это
    А. Кровеносные сосуды;
    Б. Органы выделения;
    В. Органы пищеварительной системы;
    Г. Сердце.

  1. Лижущий ротовой аппарат имеют:
    А. Таракан;
    Б. Майский жук;
    В. Шмель;
    Г. Комнатная муха.

  1. Хитиновый покров:
    А. Служит наружным скелетом;
    Б. Защищает мягкие части тела;
    В. Орган нападения;
    Г. Орган размножения.

  1. У насекомых кровеносная система:
    А. Замкнутая;

    Б. Незамкнутая;
    В. Отсутствует.

  1. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
    А. Яйцо – взрослая особь;
    Б. Яйцо – личинка – взрослая особь;
    В. яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;
    Г. Яйцо – куколка – взрослая особь.

  1. У насекомых количество ног:
    А. 4 пары;
    Б. 3 пары;
    В. 2 пары;
    Г. 5 пар.

    Ответы: 1-Б, Г; 2-Г; 3-Б; 4-Г; 5 –А; 6-Б; 7-В; 8-Б.


    На съемку программы прошли все.

    Конкурс 1. «Найди ошибки»

    Знаменитый выдумщик барон Мюнхаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.

    Письмо барона Мюнхаузена. Уважаемая программа «В мире животных». Хочу поделиться с Вами наблюдениями во время своего путешествия.

    Когда буря закончилась, мы подняли якоря и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пройти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили испугаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.

    ^ Конкурс 2. «Внимание! Черный ящик».

    В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использовали еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике?

    ^ Конкурс 3. «Галерея» (Задание на установление соответствия)

    Первая ассоциация, которая возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившуюся картинку и соответствующий ей термин, объясняющий это биологическое явление.

    Картинки: 1. Бабочка на цветке

    2. Скарабей священный

    3. Клевер и шмель

    4. Муравейник

    5. Бабочка Аполлон

    6. Кузнечик.

    Термины: 1. Красная книга

    2. грызущий ротовой аппарат

    3. симбиоз

    4. отряд прямокрылые

    5. общественные насекомые

    6. опыление.



Конкурс 4. «Знаете ли вы?» (викторина)

  1. Что такое энтомология? (наука о насекомых)

  2. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

  3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)

  4. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)

  5. Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

  6. Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).

  7. К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)

  8. В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).

  9. Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)

  10. Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

  11. Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский).

А сейчас – вашему вниманию предлагаем :

Рекорды среди насекомых ( демонстрация слайдов).

1.Самое быстрое насекомое - американский таракан, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. Для спринтера-человека это соответствовало бы скорости 330 км/ч. Для таракана это скорость 5,4 км/ч.

2.Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Сильнее всех – жук - скарабей, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела

3.На втором месте по силе - муравей, который способен носить на себе вес, в 50 раз превышающий массу его тела.

4.Лучшим прыгуном в животном мире является блоха, она может прыгнуть на высоту 34 см, что в 150 раз превышает размеры её тела.

5.Самый длинный жук – геркулес (Dynastes Hercules). Длина от кончика брюшка до кончика мандибул составляет 19 см.

6.Самые длинные усы относительно тела среди жуков у серого усача (Acanthocinus aedilis). Усы самца превышает длину тела в 4 раза.

7.Самый тяжелый жук – Носорог Актеон (Megasoma acteon) из Южной Америки. Крупный самец весит до 205 грамм.

8.Самое длинное насекомое - палочник Phamacia kirbyi, обитающий на острове Борнео, его длина может достигать 54,6 сантиметров.

9.Самая необычная защита Жук-бомбардир (род Brachinus) хранит в специальной полости своего брюшка два относительно безвредных вещества. Когда жук чувствует, что ему угрожает опасность, он перекачивает их в другую полость, где они смешиваются со специальным ферментом. В результате происходит бурная химическая реакция, и из анального отверстия жука выделяется сильно разогретый (до 100град.) газ. Жук способен произвести до 500 газовых залпов в секунду.

  1. Самые большое сооружение построенное насекомыми – термитник. Самые высокие жилища строят африканские термиты вида Macrotermes bellicosus. Один из них достигал высоты 12,8 м.



^ III. Выводы, заключения.

Каждая команда должна назвать общие признаки Класса Насекомых.

Общие признаки:

  1. Насекомые – один из классов Членистоногих.

  2. Насчитывают более 1 млн.видов. Занимают первое место по числу видов среди животных.

  3. Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.

  4. Части тела – голова, грудь, брюшко.

  5. Количество ходильных ног- 3 пары.

  6. Наличие крыльев – 1 или 2 пары.

  7. Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть еще 3 простых).

  8. Скелет – наружный, хитиновый.

  9. Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.

  10. Дыхательная система – трахеи.

  11. Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.

  12. Выделительная система – Мальпигиевы сосуды.

  13. Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.

  14. Развитие с превращением и без превращения, полное и неполное.

  15. Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.

  16. Значение в жизни человека – вредители с/х культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.

  17. Специфические особенности – общественные насекомые.




Вывод: Класс Насекомые - сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.





IV. Подведение итогов урока.

  1. Команда победитель –

  2. «Лучший специалист по насекомым» -


Выставление оценок.




V. Задание на дом: на выбор

1. Составить кроссворд «Класс насекомые»

2. Написать сочинение-миниатюру или сказку о насекомых.