УРОК – ИГРА
Тема урока: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.
Цель:
создание условий для осмысления учебной информации для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях;
проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.
Задачи:
образовательная: повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;
воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека;
развивающая: продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.
^ Тип урока: комбинированный.
Оборудование: настенные картины «Отряды насекомых», таблицы « Многообразие насекомых»
Ход урока.
I. Организационный момент (подготовка игры).
- приветствие учащихся;
- определение их готовности к работе:
- сообщение цели урока: урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Программа «Знатоки животных» объявила конкурс на участие в новом проекте о животных. Цель игры – определить команду знатоков для съемки нового проекта и лучшего специалиста по насекомым.
Звучит музыка « Полет шмеля» Римского – Корсакова.
- Какие ассоциации у вас вызвала эта музыка? Что она напоминает?
- Да, эта музыка напоминает полет шмеля.
^
II. Основная часть урока.
Видеоролик о насекомых.
1.Разминка.
Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов.
- От какого слова произошло название класса – насекомые?
Насекомые освоили все среды обитания.
- Какие?
- Что способствует такому широкому распространению по планете? (способность к полету).
Мы познакомились со множеством отрядов.
- Перечислите их?
^ 2. Итак, проводим отборочный тур для участия в программе.( Фронтальная проверка с использованием тестовых заданий).
Для насекомых характерны следующие признаки:
А. 4 пары ног и ни одной пары усиков;
Б. 3 пары ног и одна пара усиков;
В. Головогрудь и брюшко;
Г. Голова, грудь, брюшко.
Дышат насекомые при помощи:
А. легких;
Б. Легких и трахей;
В. Жабр;
Г. Трахей.
Мальпигиевы сосуды – это
А. Кровеносные сосуды;
Б. Органы выделения;
В. Органы пищеварительной системы;
Г. Сердце.
Лижущий ротовой аппарат имеют:
А. Таракан;
Б. Майский жук;
В. Шмель;
Г. Комнатная муха.
Хитиновый покров:
А. Служит наружным скелетом;
Б. Защищает мягкие части тела;
В. Орган нападения;
Г. Орган размножения.
У насекомых кровеносная система:
А. Замкнутая;
Б. Незамкнутая;
В. Отсутствует.
При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А. Яйцо – взрослая особь;
Б. Яйцо – личинка – взрослая особь;
В. яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;
Г. Яйцо – куколка – взрослая особь.
У насекомых количество ног:
А. 4 пары;
Б. 3 пары;
В. 2 пары;
Г. 5 пар.
Ответы: 1-Б, Г; 2-Г; 3-Б; 4-Г; 5 –А; 6-Б; 7-В; 8-Б.
На съемку программы прошли все.
Конкурс 1. «Найди ошибки»
Знаменитый выдумщик барон Мюнхаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.
Письмо барона Мюнхаузена. Уважаемая программа «В мире животных». Хочу поделиться с Вами наблюдениями во время своего путешествия.
Когда буря закончилась, мы подняли якоря и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пройти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили испугаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.
^ Конкурс 2. «Внимание! Черный ящик».
В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использовали еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике?
^ Конкурс 3. «Галерея» (Задание на установление соответствия)
Первая ассоциация, которая возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившуюся картинку и соответствующий ей термин, объясняющий это биологическое явление.
Картинки: 1. Бабочка на цветке
2. Скарабей священный
3. Клевер и шмель
4. Муравейник
5. Бабочка Аполлон
6. Кузнечик.
Термины: 1. Красная книга
2. грызущий ротовой аппарат
3. симбиоз
4. отряд прямокрылые
5. общественные насекомые
6. опыление.
Конкурс 4. «Знаете ли вы?» (викторина)
Что такое энтомология? (наука о насекомых)
Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)
Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)
Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)
Что такое мирмикология? (наука о муравьях)
Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).
К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)
В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).
Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)
Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)
Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский).
А сейчас – вашему вниманию предлагаем :
Рекорды среди насекомых ( демонстрация слайдов).
1.Самое быстрое насекомое - американский таракан, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. Для спринтера-человека это соответствовало бы скорости 330 км/ч. Для таракана это скорость 5,4 км/ч.
2.Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Сильнее всех – жук - скарабей, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела
3.На втором месте по силе - муравей, который способен носить на себе вес, в 50 раз превышающий массу его тела.
4.Лучшим прыгуном в животном мире является блоха, она может прыгнуть на высоту 34 см, что в 150 раз превышает размеры её тела.
5.Самый длинный жук – геркулес (Dynastes Hercules). Длина от кончика брюшка до кончика мандибул составляет 19 см.
6.Самые длинные усы относительно тела среди жуков у серого усача (Acanthocinus aedilis). Усы самца превышает длину тела в 4 раза.
7.Самый тяжелый жук – Носорог Актеон (Megasoma acteon) из Южной Америки. Крупный самец весит до 205 грамм.
8.Самое длинное насекомое - палочник Phamacia kirbyi, обитающий на острове Борнео, его длина может достигать 54,6 сантиметров.
9.Самая необычная защита Жук-бомбардир (род Brachinus) хранит в специальной полости своего брюшка два относительно безвредных вещества. Когда жук чувствует, что ему угрожает опасность, он перекачивает их в другую полость, где они смешиваются со специальным ферментом. В результате происходит бурная химическая реакция, и из анального отверстия жука выделяется сильно разогретый (до 100град.) газ. Жук способен произвести до 500 газовых залпов в секунду.
Самые большое сооружение построенное насекомыми – термитник. Самые высокие жилища строят африканские термиты вида Macrotermes bellicosus. Один из них достигал высоты 12,8 м.
^ III. Выводы, заключения.
Каждая команда должна назвать общие признаки Класса Насекомых.
Общие признаки:
Насекомые – один из классов Членистоногих.
Насчитывают более 1 млн.видов. Занимают первое место по числу видов среди животных.
Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.
Части тела – голова, грудь, брюшко.
Количество ходильных ног- 3 пары.
Наличие крыльев – 1 или 2 пары.
Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть еще 3 простых).
Скелет – наружный, хитиновый.
Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.
Дыхательная система – трахеи.
Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.
Выделительная система – Мальпигиевы сосуды.
Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.
Развитие с превращением и без превращения, полное и неполное.
Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.
Значение в жизни человека – вредители с/х культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.
Специфические особенности – общественные насекомые.
Вывод: Класс Насекомые - сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.
IV. Подведение итогов урока.
Команда победитель –
«Лучший специалист по насекомым» -
Выставление оценок.
V. Задание на дом: на выбор
1. Составить кроссворд «Класс насекомые»
2. Написать сочинение-миниатюру или сказку о насекомых.