Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
БУП.02 «Литература»
по профессии/ специальности СПО
23.01.09 Машинист локомотива
г. Поворино
УРОК-ДИСКУССИЯ
ПО ТЕМЕ:«ЛИРИКА ТЮТЧЕВА.»
ИФО
Цели урока:
Познакомить студентов с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева.
Выделить основные темы и особенности лирики.
На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
Помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева
По завершению урока студент должен знать, уметь, иметь практический опыт:
- сформировать знания о произведениях Тютчева, об их художественном своеобразии;
- формирование знаний о различных видах стиха;
- развитие воображения, овладение речью как средством передачи мысли, чувств;
- развитие навыков анализа стихотворного текста;
- формирование навыка работы в группе, обучение умению выражать и отстаивать свою точку зрения;
- формирование активной гражданской позиции;
- воспитание нравственных качеств личности
Продолжительность: аудиторских часов 1 час (45 мин)
Необходимые принадлежности:
портрет Тютчева, компьютер
Задание
Подготовиться к устным и письменным выступлениям.
Ход работы:
Организационный этап.(запись цели, темы и эпиграфа урока)
Мотивационный этап. Погружение в проблему
Сообщения о биографии Ф .И. Тютчева.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Первая любовь.
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.
О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)
Вопрос преподавателя для обсуждения:
Какие события повлияли на жизнь писателя? (обсуждение вопроса)
За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.
С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.
26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.
Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:
Звучит романс
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года
Вопрос преподавателя для обсуждения: Что значила любовь для писателя? (обсуждение вопроса)
Актуализация опорных знаний. Организация деятельности
Ведущий:
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)
Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.
Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит… .
Вопрос для обсуждения:
Какие черты можно выделить в лирике? (обсуждение вопроса)
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.
Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон. «Люблю глаза твои, мой друг» наиз.
Учитель
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.
В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».
Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернберг. «В разлуке есть высокое значенье» наиз.
Учитель
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.
Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней! (Наиз. до конца)
3.Основная часть урока. Осуществление деятельности.
Ведущий:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали все благие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель…
За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.
Вопросы для обсуждения:
В какое время жил Тютчев? (обсуждение вопросов)
Как воспринял исторические события в России?
Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Заключительный этап
Ведущий:
Последние годы жизни
С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.
Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.
После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:
Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая,
Томов премногих тяжелей
Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.
Оформление отчета
1 Биография поэта
2Черты лирики (вопросы для обсуждения)
3.Прослушивание романсов
4 Подведение итогов
Контрольные вопросы
Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
Назовите основные темы лирики Тютчева.
«История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухих И. Н. Русский язык и Литература: Литература (базовый уровень):Учебник для 11 кл.:среднее общее образование: Ч.1.-М.,ИЦ «Академия»,240 с.-2016
2.[2]Сухих И. Н. Литература: Литература: Учеб. Для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): . Ч.1-4-е изд.-М.ИЦ «Академия»,352с.
3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIXв. (ч. 1, 2). 10 кл-Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2016
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.«Грамота. РУ.»-словари.
2.«Филологу»-русский филологический портал.
3.«Стихи.РУ»-коллекция