Урок - игра «Лучший знаток математики»
Внеклассное мероприятие
по математике
для учащихся 8 класса
Цель мероприятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
Оборудование: листы с заданиями, листы с вариантами ответов, 8 наборов карточек с цифрами от 1 до 4; секундомер, метроном, призы
Подготовительная работа
Учитель предварительно ознакомил класс с условиями игры; предупредил о том, какие темы будут вынесены для закрепления, разбил класс на команды (4 участника + 4 ученика в "группе поддержки" на каждую тему).
На перемене, перед началом игры, ученики передвигают парты к задней стене класса. Перед доской освобождается место для основных участников. На полу отмечаются мелом линии. Приглашаются ученики 9 класса – эксперты. Они наблюдают за временем, музыкальным оформлением, правильностью ответов; ведут подсчет баллов.
Правила игры
Приглашаются 7 ученика – основные участники и 4 ученика – " группа поддержки". Основные участники становятся у черты лицом к доске, спиной к классу и "группе поддержки" ("группа поддержки" за первыми партами). Учитель сообщает тему. Один из учеников класса кратко сообщает исторические сведения по теме. Далее предлагаются задания и 4 ответа к каждому. Ученик – участник игры должен за определенное время, отсчитываемое метрономом, найти правильный ответ и поднять карточку с соответствующей цифрой (номер по порядку ответов). Те же задания выполняют ученики из "группы поддержки" и поднимают свои карточки.
За правильный ответ ученик получает 1 балл и делает шаг вперед. Если совпали правильные ответы у основного участника и "поддерживающего", то основному участнику добавляется еще 1 балл.
Победит тот, кто наберет больше баллов. Он выходит в финал.
Затем объявляется новая тема. Выходят новые участники. Игра продолжается.
Затем финал и чествование победителя. В ходе игры учитель может спросить ответ у любого ученика, поэтому задания решают все.
Кроме того, для поддержания интереса, помимо учебных заданий, даются задания на составление слов (подобно тому, как это делается в телеигре "Звездный час"), задачи на смекалку. Например, из букв слова "планиметрия" составить как можно больше слов.
Задания по теме "Функции"
1. Какая из формул задает функцию "обратная пропорциональность":
а) y = kx + b; б)
в)
; г) 
2. В каких координатных четвертях расположен график функции
при k
а) I и II; б) I и III; в) I и IV; г) II и IV
3. Укажите область определения функции у = 
а) х – любое число, кроме 0 и 2; б) х – любое число;
в) х – любое число, кроме ± 1; г) х – любое число, кроме 0

4. Дан график функции (см. рис). Как записывается уравнение этой функции:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
у
![]()
1
![]()
0 х
а) y = 2x; б)
в) y = 2 - x; г)
?
5. Даны графики функций и их уравнения. Но не все уравнения соответствуют графикам. Какие уравнения надо переставить?
а)
; б)
х3;
;
в) 
г) y = 2x
"Степень с целым показателем"
1. Значение выражения
равно:
а) 1; б) 24 =16; в)
=
; г)
2. Значение выражения
равно:
а) 2 -1=
; б) 1; в) 26 = 64; г) 21= 2
3. Как записать число 2 180 000 в стандартном виде:
а) 218 · 104; б) 2,18 · 106; в) 2,18 · 107; г) 21,8 · 105?
4. Число 0,0000035 в стандартном виде записывается так:
а) 35 · 10-7; б) 35 · 10-5; в) 3,5 · 10-6; г) 3,5 · 106?
5. Вычислите 100: 10-3
а)
=1000; б)
=
; в) 100 =1; г)
=10 000?
"Четырехугольники"
1. Один из четырехугольников лишний, т.е. не удовлетворяет некоторому условию. Какой?

а) б)


в) г)
2. Какому из древних ученых принадлежит утверждение: квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен сумме квадратов катетов:
а) Архимед; б) Пифагор; в) Фалес; г) Евклид?
3. Кто из древних ученых создал руководство по математике под названием "Начала":
а) Архимед; б) Пифагор; в) Фалес; г) Евклид?
4. На каком рисунке заштрихованы равные треугольники?
а) б)

в)
г)
5. Кто является автором вашего учебника "Геометрия":
а) Фалес; б) Погорелов; в) Атанасян; г) Евклид?
Можно подобрать подобные задания к другим темам, изученным в течение года (или семестра).
Краткие исторические сведения
Функции
Еще задолго до того, как сформировались общие понятия переменной величины и функции, они фактически использовались в математике.
Термин "функция" ввел немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716 г.г.). У него функция связывалась с графиком.
Термин "функция" происходит от лат. functio – деятельность, выполнение
Степени
Понятие степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Квадрат и куб числа использовали для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.
В конце XVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения в уравнениях не только неизвестных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения:
N (Numerus – число) – для первой степени,
Q (Quadratus – квадрат) – для второй,
C (Cubus – куб) – для третьей,
QQ – для четвертой и т.д.
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Д.Валлиса (1616 – 1703 г.г.) и И.Ньютона (1643 – 1727 г.г.)
3