СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра нормы ударения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра нормы ударения»




Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»


(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)















ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОУП.01 «Русский язык»




по профессии/ специальности СПО



43.01.09 Повар, кондитер














г. Поворино

Урок -путешествие

по теме: «Нормы ударения в современном русском языке»

(ИФО)

Цель : повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Фонетика».

По завершению урока студент должен знать, уметь, иметь практический опыт:

1.“Фонетика”, “Орфоэпия”; показать значение фонетики для правописания и произношения;
показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
2.освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения;

3.воспитание бережного отношения к родному языку.

Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)

Необходимые принадлежности: тетради

Задание: тема и цели урока

Ход работы:

Организационный этап.

  1. Мотивационный этап. Погружение в проблему

Ведущий:

Сегодня мы отправляемся в страну Фонетика (задает вопросы, студенты записывают ответы в тетрадь)

В названии какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Что изучает фонетика?

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Прочитайте, что у вас получилось?( ответы студентов)

  1. Актуализация опорных знаний. Организация деятельности.



Доклад на тему: «Фонетика. Орфоэпия»(читает студент)

Беседа по плану:

Преподаватель:

Мы отправляемся в страну Фонетика.

(вопросы для обсуждения )

- Что изучает фонетика?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Какими бывают гласные звуки? 
- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
- Какие пары образуют согласные звуки? 
- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

3. Основная часть урока. Осуществление деятельности.

Задание 1.  Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2.  Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Задание 3. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], 
[ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], 
[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Ведущий :

Мы отправляемся в страну Транскрипция.

1.Страна «Транскрипция».

  Ведущий: Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Задание 5.  Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.

(Каждый получает карточку-информатор).

Ведущий:

Мы отправляемся в страну Орфоэпия.

2. Страна Орфоэпия.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. Так, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

Тренировочные упражнения 

Преподаватель:

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

Заключительный этап

Итак, страна, которую мы с вами посетили, называется Фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему?

Другая страна Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

Вопрос ведущего:

- Что изучает орфоэпия? (ответы студентов)

Страна Транскрипция

Произношение сочетаний ЧН, ЧТ

Ведущий:

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

 1. Упражнение.  Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение.  Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

Страна «Ударение.»

Вопросы преподавателя:

1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения.

1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах. 

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

3. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения. 

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

Оформление отчета

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

4. Подведение итогов урока.

Контрольный вопрос

1.Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.



ЛИТЕРАТУРА



1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Литература. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.: базовый уровень-3 изд-287 .– М.: «Просвещение»

2.Егорова Н.Е. «Поурочные разработки по русскому языку»,11 кл.-М :«Вако»,208 с.,2016

3.Шклярова Т.В. «Сборник диктантов по русскому языку»(пособие для преподавателей_.-М.: «Грамотей»-2-е издание , 136 с.,2016

4. Сенина Н.А. «Русский язык .Подготовка к ЕГЭ»(справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты)-Учебно-методическое пособие.-Ростов –на-Дону:Легион,2016,-489с.2016

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.«Открытый класс»-сайт учителей.

2.Российский общеобразовательный портал.