Название предмета: география
Класс: 6 класс
Тема урока: Урок-игра « По морям, по волнам». Обобщение и повторение по разделу «Гидросфера»
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме «Гидросфера»
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знания в жизни.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и выручки, формировать у учащихся интерес к совместной деятельности, чувство ответственности за общее дело
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные понятия и термины по теме «Гидросфера», уметь работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Техническое обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями, физическая карта полушарий, атласы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
-Есть на всё в программе мера:
Завершилась «Гидросфера»,
Только рано ставить точку:
Нынче всем на удивление
Игровое повторение!
Сегодня на уроке я буду проверять полученные вами знания,
Не усыпите свое внимание.
(Делю ребят на 2 команды; выбор капитанов; выбор названия команд)
II. Обобщение по теме «Гидросфера»
1.Разминка
Что такое река? (Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом)
Назовите самый большой и глубокий океан и покажите его на карте. (Тихий)
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
Назовите и покажите на карте самый большой остров Земли. (Гренландия)
Что такое озеро? (Скопление воды в природном углублении)
Назовите и покажите на карте самый широкий и глубокий пролив. (Пролив Дрейка)
Перечислите океаны в порядке убывания их площади и покажите их на карте. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Назовите и покажите на карте две самые длинные реки в мире. (Амазонка, Нил)
Что такое остров? Назовите и покажите на карте крупнейшие острова. (Остров – это небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Гренландия, Мадагаскар, Исландия и др.)
Что такое ледник? (Скопление пресного льда на суше)
- Разминка закончилась.
2.Конкурс капитанов
"Кто это? Что это?" ("Мозговой штурм")
1.айсберг 1. водораздел
2.Амазонка 2.Титикака
3.полуостров 3.пролив
4.Дрейка 4.Анхель
5.Обь 5.гейзер
3. «Знатоки»
– какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства ? Берингов
-начало реки – исток
-место впадения реки – устье
-какое питание имеют реки? подземное, снеговое, дождевое
-материк, на котором нет рек – Антарктида
-назвать части волны- гребень, подошва
- море без берегов? Саргассово
-часть дна долины, по которой река течет во время разлива - пойма
4. «Небылицы»
Команды получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана
Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача – за минимальное время найти и исправить ошибки.
Текст содержит 5 ошибок.
Рассказ №1.
“История о черепашках”.
Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания
морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.
Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.
Рассказ № 2
“История о черепашках”.
Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших гор, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.
Ошибки в тексте № 1:
1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;
2) Куросио – не название черепах, а течение;
3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;
4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;
5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана
Ошибки в тексте № 2:
1) Иссык Куль не море, а озеро;
2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;
3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;
4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;
5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.
5. «Нахождение координат»
-Я даю координаты
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Реки спрятались от нас.
Задание. Определите географический объект. Работа по физической карте полушарий и физической карте России (Атласы 5-6 класса).Раздаются карточки с заданиями.
1 команда
· 62° с. ш. и 70° в. д. (Обь)·
· 30°с. ш. и 90° з. д. ( Миссисипи)
. 0°ш. и 20° в. д. ( Конго)
2 команда
. 54°с. ш. и 48° в. д. ( Волга)
· 5° ю. ш. и 60° з. д. ( Амазонка)
. 23° с.ш. и 30° в.д. (Нил)
6. «Найди лишнее слово»
1 команда
течение, прилив, кратер, пролив
цунами, заливы, овраги, отливы
волна, эхолот, мантия, круговорот
2 команда
шельф, океан, желоб, вулкан
водоросли, остров, пустыня, полуостров
Ладожское, Красное, Онежское, Каспийское
-Н.Н. Баранский говорил "От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается".
7."Найди объект"
1. Аравийский п-ов
2.Евразия
3. о. Гренландия
4. пролив Дрейка
5.Красное море
6. Антарктида
7.теч. Зап. Ветров
8. о. Исландия
9. Гибралтарский пролив
10.Атлантический океан
11. озеро Байкал
12. о. Сахалин
13. п/в Индостан
14. о. Мадагаскар
8. «Литературные загадки»
Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучиться.
О нем писали: «Чаша вод».
Да, но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ландо
-Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?
-Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом. «Моя Лена» Леонид Попов
9.Творческое задание « Круговорот воды в природе»
Творческое задание каждой команде. Придумать небольшой рассказ.
1 команда - "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
2 команда - "ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ"
II1. Итог урока
-Вот закончился урок,
И подводим мы итог.