СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра"пастернак и рубцов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра"пастернак и рубцов"»

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное 130-летию

со дня рождения Бориса Пастернака и 85-летию Н. Рубцова

(Гр. 920 ПКф)

Оформление:
1. Портреты Н. Рубцова и Б. Пастернака - в центре доски.


3. Поэтические цитаты-метафоры, крылатые выражения из стихов Н. Рубцова:

До конца, до тихого креста 
Пусть душа останется чиста!

Россия, Русь! Храни себя, храни!

И буду жить в своем народе!

Отчизна и воля –
Останься, мое божество!

Чтение стих-я «Тихая моя Родина»
Поэзию его критики называли «тихой». Вряд ли с этим можно безоговорочно согласиться. Но в чем-то это действительно так.
Когда трепещет душа, когда ищешь пути к родному, любимому сердцу, рука тянется к томику стихов Рубцова, к тому высокому изначальному чувству, которое наполняло чистый родник его поэзии. Родник. Да, его стихи - это родник, к которому припадаешь губами и пьешь ледяную влагу, но от нее почему-то никогда не бывает простуды.
По драматизму судьбы, по характеру творчества поэт Рубцов стоит в одном ряду с Василием Шукшиным, Олегом Куваевым, Александром Вампиловым.
Н. М. Рубцов родился 3 января 1936 г. на Северной Двине, неподалеку от Архангельска. Беломорье - суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший Михаила Ломоносова - российского Леонардо да Винчи, давший прекрасных писателей и поэтов - Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова.
Война разрушила все. Отец - с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и умерла мать. (Звучит песня «В горенке моей»)

«Детство» 

 Мать умерла. Отец ушел на фронт. 
Соседка злая не дает проходу. 
Я смутно помню утро похорон 
И за окошком скудную природу. 
Откуда только — как из-под земли! — 
Взялись в жилье и сумерки, и сырость... 
Но вот однажды все переменилось, 
За мной пришли, куда-то повезли.
Я смутно помню позднюю реку, 
Огни на ней, и скрип, и плеск парома. 
И крик: «Скорей!», потом раскаты грома 
И дождь... Потом детдом на берегу.

С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского района. Эти «любимые места»— родную «деревню Николу» поэт всю жизнь вспоминал теплым словом.

В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить детскую мечту - стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в чужом городе - что он тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу - одному богу известно! В мореходку его не приняли - нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему было всего 14.
А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию. По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую гармошку или гитару.

После службы в армии - работа на Кировском заводе, затем, в 26 лет учеба в Москве в литературном институте имени Горького. И здесь - снова скитание по общагам, несправедливость со стороны чиновников от литературы, придирки и перевод на заочное отделение. Но друзья-поэты, с которыми Николай учился 2 года, уже тогда заметили необыкновенный талант и даже говорили окружающим, что в литературу пришел второй Есенин. Да, он очень любил Есенина, многому у него учился. Но знал, любил также Пушкина, Блока, Тютчева. А любимыми у него оставались Есенин и Тютчев.
Зрелые стихотворения Рубцова отмечены подлинной народностью и человечностью. Когда поэт говорит о народе, он не умиляется со стороны другим человеком, но дает ему войти в стихотворение с его собственной правдой, в нем как бы говорят сами история, народ, природа. Их естественные голоса звучат в голосе поэта.

Вглядываясь в судьбу народа, Рубцов мог несколькими мазками очертить явление социального ряда. Стихотворение «Русский огонек», всего 16 строк - но за ними - миллионы простых людей, живущих, по ироническому признанию поэта, без претензий и льгот. Обманчивая простота героя вопиет - есть о чем! - о социальной справедливости. О человеческом достоинстве!


«Зимняя ночь» - песня

Поэзия Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его лирику вошли стихии ветра, снега, тумана, дождя. Но многие образы он и несколько переиначивает.
Так, береза у него - символ Руси, конь - символ свободы, счастья и удачи. Дом в лирике Рубцова - то, к чему сам поэт всю свою недолгую жизнь стремился, но так и не обрел.

Звучит песня «Березы»
Он говорил, обращаясь к России: «Люблю твои избушки и цветы...» - но с грустью заключает: «Не купить мне избу над оврагом...»
Деревня у поэта, как и дом, - символ всего самого лучшего в жизни. Он гордится, что «вырос в хорошей деревне», знает, что «в деревне виднее природа и люди», называет ее «светлой», молит о том, чтоб ее вид «вокзальный дым не заволок». И в то же время прощается с ней («Я уеду из этой деревни») потому, что его лодка-любовь «на речной догнивает мели»!
Храм олицетворяет в его символике святость Руси. Поэтому жаль «разрушенных белых церквей», он называет храм «удивительным, белокаменным», но этот храм, как деревня, как Россия, разорен и погружен в сон.
Вечные вопросы жизни и смерти неразрывно связаны у Рубцова с темой Родины, России.
Родина для Рубцова - это идеал святости, т. е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, гнездо, дом, звезда, горница.

Родина - сон, подразумевающий запустение, застой. Родина - покой, успокоение, к которому приходит и с чем связывает свою судьбу лирический герой.
Родина - святыня, неповторимая и вечная, о сохранении и возрождении которой мечтает поэт, связывающий это возрождение с понятием свободы.
Звучат первые торжественные аккорды «Фантазии на темы былин Рябинина» Аренского, затем, через 2 минуты, музыка заглушается, и на фоне отдаленной раздольной мелодии идет чтение-«мелодекламация» стихотворения «Видения на холме».

И все же остается загадкой, как сумел Рубцов поэтически осмыслить прошлое России и ее настоящее и предсказать будущее. Эту загадку попытался разгадать петербургский писатель Николай Коняев. И вот к каким выводам приводит он читателя.
Во-первых: Рубцов ничего не имел, что можно было бы у него отнять («У тебя ведь добра, кроме Родины и воли, - ни кола и ни двора», - так заметил о нем оренбургский поэт Валерий Кузнецов). Тем более, нельзя отнять талант, а ведь именно он составлял главное богатство поэта.
Во-вторых: он всегда оказывался в переломные моменты истории страны именно там, где напряженность почти достигалась предела, и все видел сам, все сам перечувствовал.
В-третьих, он не сразу, но сумел разгадать в своей сиротской судьбе отражение судьбы всей Родины. Вместе с ней бедовал и радовался, и странничал, и ходил босиком.
Последнее - особенно важно: ибо поэт был беден, унижен, отвержен системой, как и все простые, а особенно внутренне свободные, люди. Как, собственно, и сама Россия. Осознание общности пути и судьбы с Родиной и сделало его гениальным, дало возможность заглянуть за те пределы, куда редко доходит взгляд облеченного властью чиновника и забитого нуждой человека.
Звучит песня «Я буду долго гнать велосипед»

Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет.
Его называли Есениным 60-х лет. Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию недооценивали, считали есенинскими перепевами («Что вы меня в подпасках-то у Есенина держите?»).
Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани, был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову - уже в 1985 году, через 14 лет! Более 130 песен уже написано на его стихи, о нем снимают фильмы.

Звучит песня «Улетели листья»

Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький.

В 2020 году исполняется 130 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны.

«На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта. Но уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», - говорил Лев Озеров.

Говорить о пастернаковской судьбе невозможно, не затвердив наизусть его слова из автобиографической повести «Охранная грамота»: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.


Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.

Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин

Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально.
Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме.

Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.


Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он прошел предметы композиторского факультета консерватории.

Ему прочили стезю музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Скрябин, которого он боготворил. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе.


Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести «Охранная грамота».


« Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Под влиянием обожания, которое я питал к нему, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Меня прочили в музыканты, мне все прощали ради музыки. И, несмотря на это, я оставил музыку.

Я ее оставил, когда был вправе ликовать и все кругом меня поздравляли. Но никто не знал о тайной беде моей, и скажи я о ней, никто бы мне не поверил. Я едва играл на рояле и даже ноты разбирал почти по складам. Все это, а также отсутствие абсолютного слуха превращали подарок природы в предмет постоянной муки, которой я в конце концов не вынес.»


В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.



В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли.

Город поразил его своим великолепием. «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь, - писал Пастернак. - Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»

Здесь же, в Марбурге, Пастернак встречает свою первую любовь. Он знакомится с дочерью чаеторговца Идой Высоцкой и делает ей предложение. Девушка отвечает отказом. Это событие запечатлено в вершине любовной лирики поэта, стихотворении «Марбург», который бормотали на улицах студенты, сокурсники, провожая ее домой уже в конце 20-х годов из института


Звучит песня Пастернака « Никого не будет дома»


Но философия не станет судьбой. Серьезно и глубоко занимаясь философией, Пастернак в то же время тяготился академической узостью. После поездки в Марбург он решает бросить философию и всецело посвятить себя поэзии.

Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.


Звучит песня Пастернака «Свеча горела»