Урок – игра по обществознанию: «Удивительный мир экономики»
Цели урока:
Образовательная: актуализировать, углубить и обобщить знания студентов об экономике и финансах.
Развивающая:
совершенствовать умения использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности, умение работать в группах, самостоятельность в выводах.
Оборудование урока:
ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная в программе «Power Point», карточки-задания, протоколы для жюри.
Программное обеспечение: Power Point.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Тип урока: урок обобщения знаний
ПЛАН урока
Перестрелка.
Игра «Товары и услуги»
Конкурс «Бюджет»
Экономическое лото
Экономический аукцион
Кроссворд
План сегодняшнего урока большой поэтому нам предстоит активно, внимательно работать!
3. Актуализация.(3 мин)
Итак – начнем. Но, прежде чем мы с вами отправимся в путь нам необходимо ответить на 1 небольшой вопрос:
- Назовите 4 сферы общества.
- С какими из них вы уже познакомились?
В нашем сегодняшнем путешествии вы будете не простыми учениками, а экономистами. Будем решать различные экономические задачи и проблемы. Ведь вы наверняка со мной согласитесь, что экономические знания нужны абсолютно каждому! Обратимся к эпиграфу нашего урока:
«Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа»
- Как вы его понимаете? (ответы учащихся) Учитель обобщает ответы, учащиеся приходят к пониманию значения экономики в человека.
1 Этап. ПЕРЕСТРЕЛКА.(6 мин)
Я называю вам определение, а вы соответствующее понятие и наоборот: я называю понятие, а вы даете ему определение.
1. Экономика – домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства
2. Нужда человека в чем-либо – потребности.
3. Производство – выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.
4. Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и представляет кредиты – банк.
5. Предприниматель – человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
6. Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов – деньги.
7. Бизнес – любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
8. Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд – трудовой договор.
9. Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
2 Этап. Конкурс «Бюджет» (6 мин)
Каждая команда получает задание на карточке. Нужно ответить, что такое бюджет. Определить доходы и расходы семьи. И определить вид бюджета.
3 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЛОТО (3 мин)
В экономике деньги выполняют различные функции:
- средство обмена; - средство измерения; - средство платежа; - средство накопления.
Ваша задача определить, к какой из функций денег относится ситуация доставшаяся вам на карточке.
* сделал вклад 10 000 руб. в банк (накопления)
* Телевизор стоит 5500 руб. (измерения)
* Килограмм апельсинов стоит 50 руб. (измерения)
* Заплатил за булку хлеба (платежа)
* Заплатил за ремонт холодильника (платежа)
* Заплатил транспортный налог (платежа)
* Откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра (накопления)
* Килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого – 35 (измерения)
* Получил заработную плату за прошедший месяц (платежа)
4 Этап. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУКЦИОН ( 4 мин)
Обучающиеся называют пословицы и поговорки на тему «Труд. Работа». Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу.
5 этап Юридическая консультация
Учащимся предлагаются ситуации, они должны определить – нарушен в данном случае закон или нет. Объяснить, почему. П.12
Саша, 13 лет. Устроился работать почтальоном на весь год.
(Закон нарушен. Трудоустройство подростков в РФ с 14лет в свободное от учебы время)
Олег, 14 лет. Заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день. Да
Нина, 16 лет. Устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю. Нет
6 этап Верно, неверно. Работа с сигнальными карточками + и –
Учитель:
Определите верные утверждения:
- по достижению пенсионного возраста граждане получают право на пенсию +
- подростков можно привлекать к работам в ночное время и к вредным работам только с их согласия –
- закон разрешает по общему правилу трудоустройство с 18 лет –
- безработными называются нетрудоспособные граждане, которые из-за болезни или по возрасту не могут устроиться на работу –
- для заключения трудового договора с подростками, достигшими 14 лет необходимо согласие одного из родителей +
- трудовой договор – это документ, в котором определены права и обязанности работника и работодателя. +
- минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 15 календарных дней +
- по согласию сторон, трудовой договор может быть расторгнут в любое время +
Приложение 1
Положил 10 000 рублей в банк | Телевизор стоит 5500 рублей | Килограмм апельсинов стоит 50 рублей |
Заплатил за булку хлеба | Заплатил за ремонт холодильника | Заплатил транспортный налог |
Откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра | Килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого – 35 | Получил заработную плату за прошедший месяц |
Средство накопления | Средство обмена | Средство платежа Средство измерения |
Приложение 2
Таблица доходов семейного бюджета
Доходы | План |
Зарплата муж | 10 000 |
Зарплата жена | 5 500 |
дополнительный доход | 1000 |
Прочее | 2 000 |
Итог | |
Таблица расходов семейного бюджета
Расходы | План |
Обязательные платежи ЖКХ (+ моб. связь и инетрент ) Музыкальная школа Бассейн,спортивные секции, карманные расходы детям | 3 500 |
Питание | 4 000 |
Дети Свитер младшему Комбинезон старшему Канцтовары Стрижки Транспорт общественный | 2 000 |
Родители Плащ жена Ботинки муж парикмахерская | 4 000 |
Дом и хозяйство Авто Шторы Заправка принтера Хозяйственные мелочи Купить мясорубку | 5 000 |
Итог | |