СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – игра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – игра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Просмотр содержимого документа
«Урок – игра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»




Технологическая карта урока литературы в 6 «К» классе

Тема: «Урок – игра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»



Класс: 6 «К»

Умк: Ланин Б. А. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Вентана–Граф, 2015

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок–игра

Место урока в системе уроков: заключительный (4) урок

Цели урока:

воспитывающие:

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

– воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь, самоотверженность, силу

духа, душевную чистоту;

– способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности;

– способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству Н.В. Гоголя и чтению в целом;

– привить чувство художественного вкуса, нравственные человеческие ценности.

обучающие:

– в игровой форме обобщить и систематизировать материала о Н.В. Гоголе и его произведении «Ночь

перед Рождеством»;

– формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста;

– развивать навыки анализа текста;

– развивать способности работать в группах, индивидуально.

развивающие:

–развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

–развивать наглядно – образное, словесно–логическое мышления, внимание, память;

–развивать творческие способности учащихся, развивать коммуникативные способности: умение работать в группе.

Планируемые результаты:

личностные:

– приобщение к высокому духовному миру литературы, живописи, музыки;

– осознание нравственных проблем, поднимаемых Н.В. Гоголем в повести «Ночь перед рождеством»;

– пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости;

– потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.

предметные:

– имеют представление о личности и творчестве Н.В. Гоголя;

– умеют интерпретировать произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», анализировать образы героев;

– видят и понимают процесс становления образа, смысл поступков героев.

метапредметные:

– определяют и формулируют цели урока;

– умеют оформлять свои мысли в устной форме;

– слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

– умеют взаимодействовать в общении друг с другом;

– делают выводы и обобщения по теме урока.

Методы: словесный, частично-поисковый, метод эмоционально-образного постижения, игровой, наглядный.



План урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся

III.Игровая деятельность

IV.Закрепление материала

V.Рефлексия и подведение итогов

VI. Домашнее задание.













Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационны

й момент

Цель этапа:

подготовить

обучающихся

к работе на уроке


Приветствие.



Сразу оговариваем одно условие: никаких выкриков и подсказок. В случае нарушения дисциплины право ответа переходит к другой команде

Отчет командира.

Приветствуют учителя. Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку.

Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

II.Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся

Цель этапа:

сформулировать

тему урока,

определить цели и

задачи,

мотивировать

обучающихся,

подготовить к

восприятию нового

материала по теме

урока.


Звучит пьеса П.И.Чайковского «Декабрь. Святки».

На фоне музыки читаю отрывок, из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкой…»


– Из какого произведения эти строчки?

– Кто автор произведения?




Ребята, начинаем игру, посвящённую творчеству Н.В.Гоголя. Тема нашего занятия «Урок–игра по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед

Рождеством».

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

В нашей игре примут участие три команды: «Умники», «Молодцы» и «Знатоки».


 – Вы не прочитали ещё все повести, входящие в «Вечера на хуторе близь Диканьки», но смею вас уверить, что «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя – одна из самых весёлых повестей цикла. Сегодня мы ещё раз «пройдём» по страницам повести, в которой смех бьёт ключом, услышим отголоски языческих праздников, почувствуем атмосферу неудержимого веселья, и при этом ощутим, что всё здесь пронизано духом православия.



– Понравилась ли вам эта повесть? Хотелось бы вам в рождественскую ночь оказаться в Диканьке?
– С чего начинается повесть?
– А заканчивается?



















– Против чего выступает автор повести?






– Дайте определение жанра.









– Каков жанр произведения Н.В. Гоголя «Ночь переж Рождеством»?












–Ночь перед рождеством

–Н.В. Гоголь






















– С имени Христа.

– В начале повести нарождается ясный месяц, возвещающий о приближении праздника Рождества Христова, и тщетно пытаются тёмные силы украсть и спрятать его от людей: свет оказывается сильнее тьмы. В конце произведения Гоголь рисует новую хату, перед которой стоит молодая красивая женщина «с дитятей на руках» как символ вечного обновления жизни, и женщина эта – Оксана, жена кузнеца Вакулы, – «самого набожнейшего из всего села человека».



– На протяжении всей повести посрамляются гордыня, жадность, зависть. Вознаграждается же трудолюбие, вера, верность, целомудрие….



– Жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.





– Повесть.

Личностные: нравственно–этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса. Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока;


Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли;

III. Игровая деятельность.


Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ в форме игры.

 1 Задание. Определить отличие повести от рассказа.

Переход: когда мы установили, каков жанр произведения, перейдем к анализу его содержания.

2 задание. Блиц – турнир.

Итак, мы проверим какая из команд лучше всего помнит текст.

Каждому из участников команды я задаю по вопросу.

  1. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед рождеством?

  2. Как ведьма и чёрт попали в хату?

  3. Кто и зачем украл месяц?



  1. За что чёрт мстил кузнецу?



  1. Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу?

  2. Почему из всех ухажёров Солоха предпочитает Чуба?

  3. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? И как это характеризует его?









  1. Что такое колядки?

  2. Что сказал пузатый Пацюк Вакуле в ответ на вопрос, где найти черта?



  1. Кто угодил в мешки в избе Солохи?



  1. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург?

  2. О чём думал кузнец, попав в царский дворец?



  1. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?

  2. Как запорожцы называли царицу?

  3. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца?

  4. Как кузнец отблагодарил чёрта?

  5. Поговорка, которую говорит Оксана Вакуле.

  6. К кому отправились Чуб и кум в предрождественскую ночь?

  7. Почему за помощью Вакула обращается к Пузатому Пацюку?

  8. Как можно укротить чёрта?

  9. Что сказала Оксана, когда Вакула принёс ей черевички?





4 задание.

– Пользуясь азбукой Морзе, расшифруйте и прочитайте имя, и отчество дьяка из повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

А

. ___

Б

___  

Ц

__ . __ .

Д

___ . .

Е

.

Ф

. . ___ .

Г

__ __ .

Х

.

И

. .

Й

. __ __ __

К

__ . __

Л

. __ . .

М

__  __

Н

__  .

О

__ __ __

П

. __ __ .

Щ

_ _ . _

Р

. __ .

С

. . .

Т

__

У

.  .  __

Ж

. . . __

В

. __ __

ЬЪ

_ . . _

Ч

_ _ _ .

Ы

_ . _ _

   З

_ _ . .

Ю

. . _  _

Ш

_ _ _ _

Я

. __ . __




_ _ _ … .. ._ _.   _ . .. _ . _  .. .._. _ _ _       ._. _ _ _  ._ _ .. _ _ _ .




5 Задание.

Определить героя повести по словам–характеристикам « Кто это?»

– Я предлагаю вам посмотреть, что я накалядовала..

(В красивом мешочке лежат карточки с цитатами из текста. Нужно угадать героя повести.)


1. Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков.
2. Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру
3. Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем–нибудь выместить на кузнеце свою злобу.
4. Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее.
5. Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидовали шедшую куму корову, или дядю толстого быка. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме мака, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.
6. Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т церкви его евангелиста Луку.









































– Звезды.




– Через трубу.


– Черт, чтобы устроить пакость кузнецу Вакуле.




– Кузнец нарисовал в церкви сцену страшного суда.




– Солоха, мать.


– Потому что богат.




– Галушки, вареники со сметаной. Нарушил пост. Однако, что за черт! ведь сегодня голодная кутья; а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак: стою тут и греха набираюсь! назад!» — и набожный кузнец опрометью выбежал из хаты.



– Рождественские песни.



– Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.





– Черт, голова, дьяк. Чуб.




– К запорожцам.




– О красоте картин, паркета, ручек на дверях.



– Екатерина Вторая и князь Потемкин.



– Мама.


– О его смерти.


– Отвесил черту три удара хворостиной.


– Ему когда мед, тогда и ложка нужна.


– К дьяку.

– Он знался с нечистой силой.



– Совершить крестное знамение.


– Нет! нет! мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, – я и без черевиков… – Далее она не договорила и покраснела.



























– Осип Никифорович.















– Солоха.






– Пацюк


– Черт.



– Оксана.






– Чуб.






– Вакула.



Личностные: нравственно–этическая ориентация ;развитие эстетического вкуса; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение работать в группе; Регулятивные: контроль и само–контроль; Познавательные: развитие умения рассуждать, построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; расширение словарного запаса;

IV.Закрепление материала.

Цель этапа: закрепить изученное, подведение итогов

Во втором туре игры принимают участие три человека (3 капитана). Очередность определяется жребием.

Выбор дорожки.

Красная дорожка – самый короткий путь к победе (два вопроса и ни одной ошибки).



Желтая дорожка – золотая середина (три вопроса и возможна одна ошибка).



Зеленая дорожка – путь самый длинный, но, возможно, и самый верный (четыре вопроса и две ошибки)

Зеленая дорожка.

1 - й вопрос: кого из героев Н.В.Гоголь сравнивает с немцем и почему?

Дать подробное его описание.

2 - ой вопрос: чье добро описывает Н.В.Гоголь?

В связи с чем он дает это описание?

« …восемь скирд хлеба стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали…

В сундуках… водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами…В огороде ,кроме маку , капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.

3–ий вопрос: назовите всех гостей Солохи в том порядке, в каком они к ней приходили.

4–ый вопрос: что спросил Чуб у головы, когда тот вылез из мешка?



Желтая дорожка.

1–ый вопрос: кто был тот единственный в Диканьке ,кто видел , «что месяц ни с того ни с сего танцевал на небе», и уверял с божбою в том все село, но миряне качали головами и даже поднимали его на смех?

Расскажите, почему черт решил украсть месяц.

2–ой вопрос: какой предмет описывает Н.В.Гоголь? Кто кому говорит эти слова?

«Железо на окову положил такое, какое не клал на сотникову таратайку, когда ходил в Полтаву…А будут расписаны! Повсему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар.



3–ий вопрос: где научился кузнец «ввернуть» в речь модные слова? При каких обстоятельствах? В какой стуации он произносит их в первый раз?



Красная дорожка.

1–ый вопрос: чей портрет дает Н.В.Гоголь в повести? Чем был примечателен этот человек?

«Если бы в это время приезжал… на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в

Синем тулупе,подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною сетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика..»







2–ой вопрос: о ком из героев повести рассказывает автор в следующих строчках? При каких обстоятельствах идет речь об этом человеке?

«Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой, показывавшей, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы»




















– Черта.








– Чуба.






– Черт, голова, дьяк, Чуб, козак, Свербыгуз.


– Чуб спросил: «А позволь спросить тебя ,чем ты смазываешь сапоги ,смальцем или дегтем?»





– Волостной писарь.








– Гоголь описывает сундук, сделанный кузнецом. Сам Вакула рассказывает о нем Оксане.




– В Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор. Произносит эти слова впервые Пацюку.




– Это портрет сорочинского заседателя. Примечателен он был тем, что знал, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. Но самое главное то, что от него ни одна ведьма не ускользнет.




– Это кум Чуба Панас, с которым отец Оксаны собрался в гости к дьяку, но пропавший месяц заставил его задуматься, стоит ли в такую темень отправляться в неблизкий путь. Он бы и остался дома лежать на лежанке, да кум предложил то же самое. Чуб из–за желания сделать все наперекор решается все–таки отправиться к дьяку.


Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли.

V. Рефлексия и

обобщение

Цель этапа:

формирование

умений оценить

свою работу на

уроке, осмысление

нравственных норм,

подведение итогов, оценивание результатов учебной деятельности обучающихся на уроке.


Заключительное слово учителя.
Закрылась последняя страница повести. Закрылась на светлой, счастливой ноте: В новой хате растят дитя Оксана и Вакула. Всегда ли будет так? Вот о чём автор заставляет задуматься читателя. И ночь перед Рождеством дана нам не только для того, чтобы ожидать исполнения желаний, но и для того, чтоб избавиться от ненужного и плохого и открыть душу новому – доброму, честному, справедливому, а главное – любви, с которой пришёл в мир Божественный младенец и которая преображает и мир, и человека. Так и произошло с героиней повести Н.В. Гоголя – Оксаной.





«Острова».  У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
















См. Приложение.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения;

умение задавать вопросы;

использование речи, для регуляции своего действия;

владение диалогической формой речи.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане

Личностные:

оценка собственных достижений на уроке

VI. Домашнее задание.

Цель этапа:

побуждение

обучающихся к

саморазвитию через

формулирование

(выбор) домашнего

задания, организация

творческой

деятельности

Прочитать рассказ И.А. Тургенева «Муму»

Записывают в дневниках домашнее задание.

Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками











Приложение.



17