Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 г. Ишимбай
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Конспект урока-игры по технологии
в 6 классе
«Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов»
подготовил
Абрамов Дмитрий Васильевич
учитель технологии
г. Ишимбай
2021
Урок – игра в 6 классе.
Обобщающий урок по модулю «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов».
Цели урока – закрепление пройденного материала.
Задачи:
1. Проверить и закрепить полученные знания, умения, навыки учащихся; способствовать активизации мыслительной деятельности и раскрытия творческого потенциала школьников.
2. Создавать условия для развития памяти, коммуникативных навыков образного мышления, координации движений, глазомера.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, сплоченности, чувства ответственности и взаимопомощи.
При проведении данного урока применяются следующие методы обучения: игровые, метод решения творческих задач.
В зависимости от конкретного этапа урока (согласно разработанного плана) используются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.
Учителю необходимо приготовить соответствующие карточки с заданиями, материалы, инструменты, оборудование (верстак, пиломатериал, карандаш, линейка, молоток, гвозди), оформить должным образом классную доску, вывесить определенные плакаты, схемы, которые будут использоваться во время урока.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к учебно - познавательной деятельности.
3. Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходе выполнения различных зданий в игровой форме.
3.1. Вопросы к командам.
3.2. Анаграммы.
3.3 Вопросы друг другу.
3.4. Техническое лото.
3.5. Сетка букв.
3.6. Конкурс капитанов.
3.7. «Лучший художник».
3.8. Сетка цифр (составить слово).
3.9. Задание с использованием трудовых приемов.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Приветствие. Контроль посещаемости. Назначение дежурных. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Название темы, целей урока. Разделение на команды.
3. Проверка и закрепление ранее полученных знаний, умений, навыков учащихся в ходе выполнения различных зданий в игровой форме.
3.1. Учитель задает вопросы командам. За правильный ответ – 1 балл.
- что такое металл? (химический элемент, обладающий определенными свойствами);
- что такое сплав? (сложное вещество, полученное при соединении нескольких металлов или металлов с неметаллами);
- что используют чаще при изготовлении деталей: металл или сплав? Почему? (сплав, т.к. он обладает большим количеством свойств из-за того, что состоит из различных материалов);
- на какие 2 группы делятся все металлы и сплавы? (черные и цветные);
- что такое сталь? (сплав железа с содержанием углерода до 2 %);
- что такое чугун? (сплав железа с содержанием углерода 2 – 6 %);
- что такое прочность? (свойство материала выдерживать нагрузки, не разрушаясь);
- что такое твердость? (свойство материала сопротивляться проникно-вению в него другого материала);
- что такое ковкость? (свойство материала изменять форму и размеры под действием ударов, не разрушаясь);
- что такое штангенциркуль? (измерительный инструмент для измере-ния наружных и внутренних размеров, глубины отверстия, пазов, канавок);
- какие бывают способы опиливания? (поперечное, продольное, круговое, перекрестное).
3.2. Анаграммы. Каждой команде раздаются карточки, где представлены несколько слов, в которых буквы переставлены. За 4 мин. необходимо, переставив буквы, правильно составить слова и, написав их на отдельном листе, отдать учителю. За каждое правильное слово начисляются 2 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая сдавшая свой лист, можно дополнительно добавить 1 балл.
ТАНИТ (титан) ВИЛКАТО (отливка) ЛОБУЗИ (зубило)
КРОТАП (прокат) КЛАДОТЕ (отделка)
3.3. Вопросы друг другу. Каждая команда задает по несколько вопросов командам - «соперникам». За правильный ответ - 2 балла. Если команда отвечает неправильно, вопрос переходит следующей команде. При отсутствии правильного ответа, команда, задававшая вопрос, отвечает сама и получает дополнительно 1 балл.
3.4. «Техническое лото». Командам раздаются карточки, на которых написаны вопросы. К ним прилагаются малые карточки с ответами, которые накладываются на соответствующий вопрос, тем самым ответив на него. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Команде, правильно выполнившей задание и первой сдавшей свой лист, дополнительно добавляется 2 балла.
Выдерживание нагрузок, не разрушаясь | Получена после застывания жидкого металла | Бывает простой и фасонный (сложный) | Является частью штангенциркуля |
Часть слесарной ножовки | Бывает трех видов (1, 2 и 3) | Инструмент для рубки металла | Их изготавливают 6 видов (0-5) |
Покрытие металла жидким оловом | Является частью напильника | Электролитическое покрытие металла хромом, никелем и др | Инструмент для рубки узких канавок в металле |
Бывает ромбический, трехгранный, ножевой и др | Покрытие поверхнос-ти любым распылен-ным металлом | Что выполняют слесарной ножовкой | Является частью сверла |
3.5. Сетка букв. Командам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл. Зашифрована часть станка (шпиндель).
| | | | | | | | | Е | Ь | Д | П | Л | В | Е | Ь |
| | | | | | | |
Э | В | А | Р | Е | Ъ | Ю | Ц |
| | | | | | | |
Й | Л | Ъ | Х | З | Щ | Н | К |
| | | | | | | |
Ф | Ы | П | А | Р | Ь | О | Л |
| | | | | | | |
А | С | Ч | Ш | Я | Э | Ж | Д |
| | | | | | | |
М | И | Т | Х | Ь | Ю | Н | Й |
| | | | | | | |
Х | Ъ | И | В | К | Ь | У | Ц |
| | | | | | | |
Ы | П | Р | А | Э | П | Я | Щ |
3.6. Конкурс капитанов. Им приготовлено задание, в котором необходимо правильно расставь слова. Для его выполнения капитаны команд садятся отдельно. Каждому из них выдаются карточки с предложением, в котором переставлены слова. Необходимо правильно составить предложение. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, капитан которой первый правильно выполнил задание и сдал свой лист, получает дополнительно 1 балл. В это время остальным членам команды учитель задает вопросы. Отвечает команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Капитанам:
МЕТАЛЛА ПРИ ОЧКИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАЩИТНЫЕ
РУБКИ НАДЕВАТЬ
(при выполнении рубки металла надевать защитные очки)
Командам:
- что такое литье? (способ получения деталей путем застывания расплавленного металла);
- назначение сортового проката? (экономия металла, веса заготовки, время на изготовление детали);
- что такое нониус? (часть штангенциркуля в виде планки со шкалой для определения десятых долей миллиметра);
- взяв металлическую линейку, начали ее сгибать; затем отпустив – она выпрямилась. О каком свойстве идет речь (упругость – свойство материала возвращаться в первоначальную форму после снятия нагрузки);
- как правильно работать слесарной ножовкой? (ребром напильника сделать надрез, затем двумя руками взять ножовку и медленно перемещать на всю длину полотна, слегка нажимая при движении вперед);
- взяв алюминиевую проволоку, согнули; отпустив ее, она осталась такой же согнутой. О каком свойстве идет речь (пластичность - свойство материала изменять форму, размеры под действием нагрузки, не разрушаясь);
- что такое швеллер? (вид сортового проката сложной (фасонной) формы);
- какие бывают способы рубки металла? (в тисках, на металлической плите);
- какие бывают способы отделки металла? (обработка напильником с мелкой насечкой (опиливание), шлифовальной бумагой (шлифование), окрашивание);
- какой способ опиливания используется чаще при опиливании широких поверхностей (перекрестное);
- что такое кернер? (разметочный инструмент в виде металлического стержня для получения углублений в металле при разметке).
3.7. «Лучший художник». Необходимо на классной доске нарисовать закрытыми глазами ножовку по металлу. Каждая команда выбирает представителя, который будет выполнять данное задание. Побеждает команда, у представителя которой полученное изображение более похоже на оригинал и начисляется 3 балла.
3.8.Сетка цифр. Нужно составить слово, буквы которого необходимо правильно выписать, причем каждая буква зашифрована определенной цифрой. Цифра означает порядковый номер буквы в алфавите. Командам раздаются карточки. За 2 мин. на отдельной лист нужно выписать буквы и из них составить слово, после чего отдать учителю. За правильный ответ начисляется 3 балла. Команда, правильно выполнившая задание и первая сдавшая свой лист, получает дополнительно 1 балл.
Задание: нанесите сетку на таблицу чисел и выпишите соответствующие буквы, из которых составьте слово. Зашифрован сплав высокой прочности, твердости, коррозионной стойкости, применяемый в электротехнике, сантехнике (бронза).
| | | | | | | | | 48 | 13 | 26 | 39 | 25 | 44 | 33 | 20 |
8 | 10 | 22 | 16 | 9 | 18 | 74 | 5 |
| | | | | | | |
24 | 1 | 32 | 54 | 12 | 6 | 31 | 7 |
| | | | | | | |
31 | 18 | 36 | 4 | 22 | 18 | 29 | 10 |
| | | | | | | |
12 | 19 | 27 | 2 | 16 | 5 | 23 | 14 |
| | | | | | | |
24 | 30 | 11 | 6 | 21 | 3 | 16 | 8 |
| | | | | | | |
28 | 17 | 14 | 25 | 1 | 19 | 24 | 31 |
| | | | | | | |
12 | 5 | 29 | 15 | 32 | 14 | 23 | 8 |
| | | | | | | |
3.9. Задание с использованием трудовых приемов. Каждому учащемуся предлагается разметить на заготовке (согласно схеме) и забить гвоздь. Оценивается правильность и точность разметки, обращение с инструментами, процесс забивания, качество выполненной работы, скорость выполнения. За успешное выполнение задания начисляется 5 баллов.
-
заготовка
места забивания гвоздя.
4. Подведение итогов. Выставление отметок.
Список использованной литературы
1. Бешенков А.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5 - 9 классы: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2004.