Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме " В мире лексики" в условиях реализации ФГОС»
Самое лучшее — прямо и просто сказанное (англ.).
Слово — ключ, открывающий сердца (кит.).
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Человеческое слово стрелы острее.
Острое словечко колет сердечко.
Слово горы ворочает.
Чего силой не сделаешь, то сделаешь словом (азерб.).
Не болтай наугад — клади слово в лад.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Сорвалась словцо — не схватишь за кольцо.
Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.
Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!
(греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.
Тема урока:
«В мире лексики» (обобщение изученного)
Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика».
Текст
Возят почту к…рабли,
Сам…леты, п…езда,
Мчат во все концы з…мли:
В степи, в горы, в г…рода.
Почту в дальние районы
Д…ставляют п…чтальоны.
Задания к тексту:
1. Объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон . С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
(1900-1964)
российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он…
Ну конечно, почтальон!
- ПОЧТАЛЬОН , -а, м. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. || ж. почтальонша, -и (разг.) и почтальонка, -и (прост.). || прил. почтальонский, -ая,-ое.
- 1. Обмен письмами, переписка. Вести корреспонденцию.
- 2. Письма, почтово-телеграфные отправления. Доставка корреспонденции.
- 3. Сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-нибудь в средства массовой информации.
- Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению – это …
Храбрый
Смелый
Мужественный
Отважный
Бесстрашный
- «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один
высокий, другой низкий,
один толстый, другой тонкий,
один грустный, другой веселый.
- Слова, противоположные по лексическому значению.
- Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
- МИР1 , -з.,мн. -ы, -ов,м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений. 6. ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
- МИР2 , -а, м. 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. За-ключить м. 3. Спокойствие, тишина (высок.).
- «Гулял по лесу ветер»,
- «Бежал веселый ручеек»,
- «Пришла волшебница-зима».
- 1). Упражнение № 114 (базовый уровень).
- 2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 116.