СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по творчеству Н. С. Лескова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра по литературе на тему "Н. С. Лесков "Человек на часах" и "Левша"

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по творчеству Н. С. Лескова»

Урок-игра по литературе на тему:

Н.С. Лесков Рассказы «Человек на часах» и «Левша»

Цели:

• познакомить детей с рассказами Н.С. Лескова;

• показать мастерство Лескова как «волшебника слова»;

• обсудить, как раскрывается в рассказах русский национальный характер, как звучит тема «маленького человека», тема долга и совести.

Описание игры:

класс делится на две команды - «Левши» и «Правши». Игра мо­жет проводиться в форме брейн-ринга, когда отвечает команда, пер­вая объявившая о готовности, или обычной викторины, когда коман­ды отвечают по очереди.

Оборудование:

• таблички с названиями команд;

• карточки с вопросами для блиц-турнира;

• карточки со словами для лингвистического конкурса;

• чистая бумага, ручки или карандаши;

• предметы для «черного ящика» (чай, сахар, чистый носовой платок).

Ход игры

Вступительное слово учителя (ведущего)

Николай Семенович Лесков - классик не только русской, но и мировой литературы XIX века - создал много произведений - очер­ков, рассказов, повестей, каждое из которых - шедевр.

Н.С. Лесков родился в 1831 г. на Орловщине. «Дед Лескова, а также отец и дед деда были священниками, бабушка - купчихой, отец - чиновником, мать - дворянкой; таким образом, писатель объе­динил в себе кровь четырех сословий, но очень вероятно, что наибо­лее глубокое влияние оказал на него человек пятого сословия - солдат­ка-нянька, крепостная». Это слова А.М. Пешкова (Максима Горького), который считал Лескова «самобытнейшим писателем, прекрасно чувствовавшим то неуловимое, что называется «душою народа»... Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древ­него быта, любил затрепанный чиновниками, полуголодный, полу­пьяный народ и вполне искренне считал его способным ко всем доб­родетелям, но любил все это, не закрывая глаз... В каждом рассказе вы чувствуете, что его основная дума - не о судьбе лица, а о судьбе России».

Лесков создавал свои произведения, когда в русской литературе царили

Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, но нисколь­ко не затерялся в «тени великанов». Свои сюжеты он не придумывал - черпал из окружающей жизни. Окончив Орловскую гимназию, ра­ботал в уголовной палате писцом, помощником управляющего име­нием, непрерывно разъезжая «от Черного до Белого моря» - лицом к лицу встречаясь с горем народным, с бытом купечества и мещан­ства, с произволом чиновников, с праведниками и бунтарями, с неумолимой государственной властью.

«Прожив изрядное количество лет, много перечитав и много пе­реглядев во всех концах России, я порою чувствую себя, как Микула Селянинович, которого «тяготила тяга» знания родной земли, и нет тогда терпения сносить в молчании...» (Н.С. Лесков).

Писательскую деятельность Лесков начал со статей и фельето­нов, а в 1863 г. написал первый рассказ «Овцебык» о юноше-семи­наристе, пытающемся в меру сил и таланта служить народу. «Я на ощупь иду», - говорит главный герой этого рассказа. То же можно сказать и о самом авторе, прошедшем трудный, порой трагический, жизненный и литературный путь.

«Волшебником слова» называл его М. Горький. Не сразу, но по­степенно выработался лесковский, только его великолепный русский разговорный язык. Наверняка, вы обратили на него внимание, читая «Левшу» и «Человека на часах». «Искусное плетение нервного кру­жева разговорной речи...» - это тоже Горький. И как точно, как вер­но он выразил оригинальность стиля Лескова - «кружево»...

Давайте попробуем заглянуть в творения этого замечательного Мастера Слова, всегда, как и его герои, превыше всего ставящего любовь к своей Родине.

Вопросы командам по рассказу «Человек на часах»

1. Какая стояла погода в 1839 г. на Крещение? (Сильная отте­пель, полыньи на Неве.)

2. Где нес караульную службу рядовой Постников? (В Зимнем дворце.)

3. Каково происхождение рядового Постникова? («Из дворовых господских людей».)

4. Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувством сострадания? (Один получас.)

5. Кто не вовремя подвернулся под руку и объявил себя спасите­лем утопающего? (Офицер «придворной инвалидной команды».)

6. Почему ему не поверили? (Он был совершенно сух.)

7. Отчего доброе дело вылилось в скандал, интригу и суматоху? (Часовой покинул пост, а мнимому спасителю не поверили.)

8. Какое слабое место было у подполковника Свиньина? (Карьера.)

9. Какой военный прием он решил применить в создавшейся взрывоопасной ситуации? («Иду на вы».)

10. Что умел с легкостью делать обер-полицмейстер Кокошкин? (Из мухи слона, а также из слона муху.)

11. Что произошло в кабинете у обер-полицмейстера Кокошкина? (Он уладил дело ко всеобщему удовлетворению, выслушав спа­сенного, Свиньина, инвалидного офицера.)

12. Как были награждены истинный и мнимый спасители и по­чему? (Мнимому спасителю была выдана медаль «За спасение поги­бающих», а истинному - 200 розог.)

13. Как Свиньин отнесся к собственному распоряжению? (Все же был смущен.)

14. Как Постников отнесся к своему наказанию и почему? (Ожи­дая худшего, был доволен, что легко отделался.)

15. Мнение владыки (митрополита) по поводу происшедшего? («Спасение погибающих есть долг... Наказание на теле простолю­дину не бывает губительно. Воину претерпеть за свой подвиг уни­жения и раны гораздо полезнее, чем превозноситься...»)

16. Согласны ли вы с мнением владыки, что «все в этой истории получили по заслугам» и даже Бог на небесах, наверное, был бы доволен?

17. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Н.С. Лес­ков заменил первоначальное название рассказа «Спасение погибав­шего» на название «Человек на часах»?

(Последнее название придало рассказу обобщающий смысл, точнее выразило направленность произведения: у Лескова это не простое опи­сание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и сво­еобразное решение философской проблемы о человеке и его долге.)

18. Н.С. Лесков говорил, что событие, о котором говорится в рас­сказе «трогательно и ужасно». В чем ужас этого события? (Хотя никто из участников события не лишается жизни, но ужас случив­шегося заключается в том, что из-за бездушия законов унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению Лескова, едва ли не хуже самой смерти. Торжество неправды и зла благословляет владыко. Сам же писатель не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тону­щего в реке человека. Сам Лесков в заключение говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».)

Первое задание - «черный ящик». В него помещаются предме­ты, которые ребята, не видя, должны угадать:

• Предмет, необходимый капитану Миллеру для несения кара­ульной службы ночью. (Чистый носовой платок.)

• Отеческая милость г-на Свиньина. (Чай и сахар.)

Второе задание конкурс «Картинная галерея». Лесков сумел написать несколькими штрихами очень выразительные портреты и описать характеры своих персонажей. Каждая команда ищет в тек­сте описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объяс­няет, какими они получились. Для этого задания можно выбрать об­разы Постникова, Миллера, Свиньина.

Вопросы командам по рассказу «Левша»

1. Чьи слова служат верной характеристикой Левши? Что это за слова? («Шуба овечкина, а душа человечкина», слова полшкипера.)

2. Кто сопровождал императора Александра I в зарубежных по­ездках? (Атаман Платов, герой Отечественной войны 1812 года.)

3. Как Платов себя вел и почему? (Генерал хвалил своих и звал на Родину, ему не по душе было преклонение Александра I перед иност­ранцами.)

4. Какую карету подавали императору и Платову? (Двухсветную.)

5. Чему особенно удивлялся государь? (Тонкой работе иност­ранных оружейных мастеров.)

6. Какое клеймо обнаружилось на пистоле? («Иван Москвин во Туле».) 1. Где была дырка для ключика в английской стальной блохе? (В пузичке.)

8. В какой валюте Александр I расплачивался с англичанами? (Серебряными пятачками.)

9. В чём у императора хранилась блоха? (В орехе, который помещался и табакерку, а последняя - в шкатулку.)

10. Какие мнения были у императора и Платона о русских масте­рах и почему? (Александр I считал русских мастеров неумехами, а Платов говорил что они все могут, только им полезного ученья нет.)

11.Что привез с собой из Англии Платов? (Мелкоскоп.)

12. Какое смятение приключилось при восхождении на престол Николая Павловича? (Восстание декабристов.)

13. Кого новый император призвал разобраться с непонятной для него вещью и как это происходило? (Аптекаря, тот на зуб и на язык попробовал.)

14. Чем отличался император Николай Павлович от императора Александра I? (В русских людях был очень уверен и иностранцам уступать не любил.)

15. Сколько времени было дадено тульским оружейникам на ис­полнение царевой воли? (Две недели.)

16. Куда и зачем уходили оружейники из Тулы? (В Мценск, помо­литься Святому Николаю, покровителю торгового и военного дела.)

17. Если туляки идут в монашество, то к чему они более всего бывают способны и за что их ценят? (Из них получаются хорошие экономы и сборщики милостыни.)

18. С какой такой церемонией ехал Платов? (Два казака ехали рядом с ямщиком и для скорости ударяли его нагайками, так что сто скачков мимо станции промахивали.)

19. Как пострадал домик Левши в результате этой истории? (Сви­стовые своротили крышу.)

Третье задание - лингвистический конкурс. Н.С. Лесков в рас­сказе придумывает много новых слов, складывая известные.

Попробуйте отгадать, из каких слов получились следующие:

бюстры (бюст, люстры)

мелкоскоп (микроскоп)

валдахин (балдахин)

керамиды (керамика, пирамиды)

клеветой (клевета, фельетон)

буреметр (буря, измеритель)

нимфозория (нимфы, инфузория)

непромокабль (непромокаемый плащ)

долбица умножения (таблица, долбить)

мерблюзий манпюн (верблюжье манто)

куцапые пальцы (короткие, цепкие пальцы)

горячий студинг (студень, пудинг)

свистовой (свист, вестовой)

тугамент (документ, туго)

пубель (пудель)

досадная укушетка (досаду успокаивающая кушетка)

Четвертое задание - придумать два - три слова таким же обра­зом,

20. За что царедворцы не любили Платова? (За храбрость.)

21. Отчего Левша перед царем не конфузился? («Что тугамента нет - так он не виноват, а свое дело сделал».)

22. Отчего имени Левши на подковках не было? (Он выковал гвоз­дики, которыми подбил подковки, и имя не поместилось.)

23. Почему блоха перестала танцевать? (Нарушили «расчет силы», утяжелили.)

24. Как оружейники без мелкоскопа работали? (Глаз был «пристрелямши».)

25. Почему Левша английской водки пить не стал? (Она была зеленой.)

26. По каким книгам Левша учился? (Псалтырь да Полусонник.)

27. Почему Левша не хотел остаться в Англии? (Родители дома остались, и сам к Родине привержен, и вера не та, и неве­сты не те.)

28. По какому фасону девушки в Туле одевались? («Всякая в сво­их кружевах»,)

29. Что Левше в Англии понравилось? (Содержание рабочих: сыты, одеты, обучены.)

30. Почему Левша так заторопился домой? (Узнал, что ружье кирпичом чистить нельзя, как в России делают, хотел скорее пре­дупредить своих.)

31. Что Левше подарили на память? (Золотые часы с репетиром и байковое пальто с ветряной нахлобучкой на голову.)

32. С кем и какое пари он заключил по дороге? (С полшкипером, кто кого перепьет.)

33. Как Левша едва не оказался в море? (Увидели «морского чер­та», англичанин считал, что это водолаз и в доказательство хотел Левшу кинуть в море, чтоб тот подобрал.)

34. С какого момента судьбы Левши и английского полшкипера стали расходиться? (С возвращения в Россию в бессознательном со­стоянии.)

35. Как встретили Левшу в родном Отечестве? (При отсутствии документов-ужасно: обобрали, пока до больницы довезли, просту­дили.)

36. С какими словами умер Левша? (Про ружья.)

37. Почему, по мнению автора, в Туле больше нет таких мастеро­вых, как Левша? (Машины не способствовали творческому разви­тию мастеров.)

38. Почему сообщение Левши не дошло до государя? (Не приня­ли всерьез.)

39. Отчего главный герой не имеет имени и пишется с малень­кой буквы? (Он олицетворение всего русского народа: его досто­инств и недостатков, с одной стороны, а с другой - в отсутствии имени проявляется небрежное отношение к русским мастерам, на­родным умельцам из простого люда.)

Пятое задание - блицтурнир. Вызываются либо капитаны, либо учащиеся, которые хорошо знают текст (их может выбрать коман­да). Им дается карточка с вопросами и

1-2 минуты на размышление. Затем они отвечают на вопросы, причем сначала отвечает один, а второй в это время выходит, чтобы не слышать ответов.

• Что, по мнению автора «Человека на часах», «сообщало городу значительное оживление и свидетельствовало о неусыпном бдении начальства»? (Перекрестное движение курьеров.)

• Какого морского черта видел полшкипер, а какого Левша? (Полшкипер видел рыжего черта, а Левша черного.)

• Какой танец танцевала аглицкая блоха? (Кавриль.)

Общий вопрос: что общего и различного в этих рассказах? (Со­четание реализма и нереальности, фантасмагории, гротеска; об­щее в изображении народа: народ-умелец, верный Отечеству, не­грамотный, забитый, привычный к унижению; человеческое досто­инство у Левши и Постникова; безалаберность, бессистемность некоторых действий Левши и других героев; одинаковое отноше­ние главных героев к делу и своему долгу, честность; удаль, размах, формализм, узда; разница в языке.)

Шестое задание - конкурс «Картинная галерея». Лесков сумел написать несколькими штрихами очень выразительные портреты и описать характеры своих персонажей. Каждая команда ищет в тек­сте описание внешности, образа мыслей, поступков героев и объяс­няет, какими они получились. Допустим, что «левши» работают с образом Платова, а «правши» - с образом Левши. Или можно взять образы двух государей.

Например:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил...»;

• Платов попусту слов не тратит, в спор с царем без доказательств не вступает, себя уважает, не подобострастничает;

• Нос запоминающийся, внушительный - то ли от слова «граб», то ли «грабли», то ли «горб»;

- Одет атаман не «по моде», а по «казацкому обычаю», не ще­голь, но и не дипломат, патриотизм не напускной, но чрезмерный;

- Даже по этой фразе можно предположить, что перед нами че­ловек упрямый, гордый и жизнью битый. (Возможны и другие мне­ния и варианты ответов.)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре.