Урок – игра «Путешествие в мир науки».
Цель: Способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
• Личностные: Формирование познавательной культуры, понимание необходимости получения знаний, формирование адекватной оценки собственных достижений и возможностей.
• Регулятивные: Умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
• Коммуникативные: Тренировать умение полно выражать свои мысли, находиться и взаимодействовать в коллективе.
Методы и приемы: игра, беседа, рефлексия, самоанализ.
Тип урока: урок-игра
Оборудование: ноутбук, видеофильм, портрет Менделеева Д.И., стаканы, трубочки, шарик, колбы.
Ход урока:
Учитель: Ребята, у каждого человека есть ценное сокровище – это, те знания, которые он получил в течение жизни. Эти знания мы постепенно получаем в школе. Сейчас проверим.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай учебный предмет».
В шкатулке лежат записки со словами. По этим словам вам предстоит отгадать учебные предметы.
Задача, цифра, ломаная, сложение, многоугольник – математика
Предложение, ударение, слово, запятая, правило – русский язык
Нота, мелодия, песня, ритм, темп – музыка
Сказка, стихотворение, текст, автор – чтение
Бег, разминка, поворот, соревнования, свисток – физкультура
Озеро, глобус, космос, природа, животные – окружающий мир
Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
Пластилин, бумага, клей, ножницы – технология
- Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука)-это знания об окружающем мире, накопленные человечеством)
- Какую роль в нашей жизни играет наука?
- Что является продуктами научной деятельности?
-Кто знает. Когда в России отмечают День российской науки? (Ответы детей)
8 февраля в нашей стране отмечался Всероссийский День Науки. Этот праздник начали отмечать в нашей стране сравнительно недавно, лишь в 1999 по указу президента Российской Федерации.
Просмотр мультфильма « День российской науки»
https://www.youtube.com/watch?v=_KofYxPem84
- Сегодня, как вы догадались, мы поговорим с вами о научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни.
- Какие научные открытия вы знаете?(Ответы детей)
-Именно в школьные годы мы начинаем более подробно, детально узнавать что-то новое, интересное из мира науки и научных открытий.
Учитель :Наука развивается с глубоких времён. И главная её задача - помочь человеку. Сделать его жизнь комфортной и безопасной.
-Вы, наверное, уже заметили, что я к вам пришла не с пустыми руками. У меня в руках волшебный мешочек, в котором спрятались некоторые достижения науки разных лет, незаменимые помощники современного человека.
- Предлагаю вам угадать, что же там лежит.
Согласны? Тогда слушайте первую загадку:
Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик –
Мягкий светлый школьный (ластик)
Учитель: Ну разве не помощник? А знаете ли вы, что изначально, для стирания написанного текста и рисунков, люди пользовались хлебным мякишем. Когда же из Латинской Америки был завезен первый каучук, оказалось, что он стирает гораздо лучше, и в 1770 году был изготовлен первый настоящий ластик. И вот уже более 250 лет он нас выручает – наводит порядок в наших тетрадках.
Учитель: Загадка вторая:
Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. Что же это, ребята? (градусник, термометр)
- Ребята, кто из вас знает, где ещё люди пользуются термометрами?
(измеряют температуру воды, воздуха, на кухне мама узнаёт, прогрелась ли духовка)
Учитель: Загадка третья
У меня есть друг карманный,
И красивый, и желанный.
С ним, я честно признаюсь,
Никогда не расстаюсь.
С ним – беда – мне не беда.
Он поможет мне всегда.
И в любое время года
С ним – невзгоды – ерунда.
От него я все узнаю
Все, что нужно, прочитаю.
От него секретов нет
Он всегда мне даст совет.
Если вдруг беда нагрянет,
Кому надо – сообщит.
Одиноко вдруг мне станет,
Он со мной поговорит.
В жизни он – не заменимый.
Кто же этот друг любимый? (Мобильный телефон.)
Учитель:А знаете ли вы, что самый первый сотовый телефон появился в 1973 году в Америке. Сегодня он есть у каждого второго жителя планеты. Подсчитано, что сейчас на планете одновременно действуют 3,3 миллиарда мобильников.
Учитель: Ребята, а какие научные помощники есть у вас дома?
(стиральная машина, холодильник, мультиварка, телевизор, компьютер, телефон, пылесос)
Какой была бы наша жизнь без этих помощников?
Как вы думаете, кто придумывает все эти предметы (ученые)
Учитель: Наша страна всегда славилась своими учёными: Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский,— вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
Как вы думаете, легко ли быть ученым? Что необходимо человеку, чтобы стать ученым? (знания, усидчивость, пытливый ум, трудолюбие, наблюдательность)
В Poccии в 1834 году в гopoдe Тобольске родился гениальный ученый. Это Дмитрий Иванович Менделеев. Oн был семнадцатым peбeнкoм в ceмьe. Oтeц eгo Иван Павлович Менделеев paбoтaл диpeктopoм гимназии. Мать cмoтpeлa зa детьми, воспитывала и пoмoгaлa им учиться. Маленький Дима poc любознательным и paзнocтopoнним мальчиком. Нo в гимназии были предметы, кoтopыe oн нe любил изучать. Это латынь и закон божий. Пocлe учебы Дима поступает в педагогический университет в Пeтepбуpгe. Oн заканчивает обучение блестяще, получает золотую медаль и становится учителем.
Дмитрий Менделеев имеет множество разных интepecoв и увлечений, начинает заниматься научными открытиями. Oн cepьeзнo изучал химию и физику, воздухоплавание, промышленность. Менделеев дoлгoe время изучал cвoйcтвa газов. Это помогло ему изобрести управляемый воздушный шap - cтpaтocтaт. C eгo помощью в нaчaлe 19гo вeкa изучали верхние cлoи aтмocфepы. A однажды, в одиночку поднялся в нeбo нa воздушном шape, проводить исследования.
Нo главным открытием или как в миpe говорят, научным подвигом Мeндeлeeвa была Периодическая cиcтeмa элементов. Bce, что нac oкpужaeт: земля, вoдa, воздух, предметы, cocтoят из мельчайших частиц. Это химические элементы. Вo вpeмeнa Дмитрия Мeндeлeeвa было известно уже oкoлo 60-ти химических элементов.
Учитель: Наука не стоит на месте. Ещё много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может именно кто – то из вашего класса станет в будущем великим ученым и придумает для людей нового помощника.
ФИЗМИНУТКА «РОБОТ - ПОМОЩНИК»
https://www.youtube.com/watch?v=sdAHnohd2HU
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Лаборатория -это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное путешествие. Только для начала вспомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование и приборы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
А теперь для вас у меня загадка: чего в этом классе очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Сейчас мы проведем такой опыт, что все в классе смогут увидеть воздух.
ОПЫТ №1. Увидим воздух
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. Мне нужны помощники.
- Что мы видим? ( Дети: пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? ( Дети: дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? ( Дети: всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
- Почему пузырьки не остаются в воде? ( Дети: потому что воздух легче воды).
Объяснение:
Этот опыт поможет нам объяснить наука физика.
ОПЫТ № 2. Извержение вулкана.
Для демонстрации нам понадобятся:
Наливаем в жерло "вулкана" тёплую воду и растворяем там несколько столовых ложек соды. Также можно добавить туда немного оранжевой или красной краски. Наливаем уксус. Чем больше уксуса вы добавите, тем больше будет извержение.
Чтобы продлить процесс извержения лавы, необходимо в воду с содой добавить немного средства для мытья посуды.
Объяснение:
Этот опыт поможет нам объяснить наука химия.
- А вы бы в будущем хотели заниматься наукой? Делать научные открытия?
- Что нового вы узнали? Что вам было уже знакомо, а что удивило?
Учитель: Ребята, наше удивительное путешествие в страну науки подошло к концу. Вам понравилось? Сегодня мы с вами узнали, что многие явления, которые нам кажутся чудесами или волшебством очень легко можно объяснить с помощью науки. О каких науках вам рассказал ученый сегодня? (химия). Если вам понравилось наше научное путешествие, то дома с родителями вы можете повторить сегодняшние опыты.
Ребята,
Я хочу вам пожелать.
Стараться больше в жизни
Новое узнать!
С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!