Урок-игра «Умники и умницы» по русскому языку в 7-х классах.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Абдурагимова Гюльзахра Абдулвагидовна.
Тема: Повторение темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».
Цели:1) В игровой форме проверить и систематизировать знания и умения учащихся по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие»;2) развивать навыки ораторского искусства, умение выступать на публике;3) воспитывать здоровый дух соперничества, уважение к русскому языку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок-игра «Умники и Умницы» , а вот какие темы туда войдут вы сами должны угадывать.
Учитель: Перед началом игры необходимо выбрать одного человека в качестве жюри, чтобы в конце урока проанализировал и оценил.
Агон ( борьба или состязание у греков и римлян) отборочный.
1.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
2.Назовите три слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак, довод, доход, заказ, кабак, мадам, топот )
Учитель: А как называются такие слова?
Палиндро́м (от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение») — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях.(Предложение: Аргентина манит негра)
3.В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон, стоп.)
4.Можно ли у существителных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода, то есть слова,которые относятся и к женскому и мужскому роду. )
5. Справочная книга, содержащая собрание слов. (Словарь)
6.Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных. (Всплеск, взгляд, встреча)
7.Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
8.О каком слове идет речь: Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посереди лица. (Нос.)
Учитель: Выиграл Саид.Саид в конце урока будет оценивать
Учитель: Смотря на выделенные слова в тексте, попробуем определить темы, которые мы будем повторять во время игры
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала внимательно рассматривать гостей.
Учитель: Это текст из романа М.Горького "Мать"
Ученик: Тема: Повторение темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».
Учитель: Какие цели поставим?
Ученик: В игровой форме проверить и систематизировать знания и умения по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие»
Учитель: Ретята, мы определили тему и цели урока, поэтому вы сами подберете эпиграф к уроку. Варианты:
1."Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать" (И.В.Гете)
2."Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь" А. Дистерверг (немецкий педагог)
Учитель: Перед вами высказывания, но мы должны выбрать одно в качестве эпиграфа.
(В любом случае следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы.)
Учитель: Напишите число и практическая работа. Будем записывать основные моменты.
Учитель: Конкурс 1 . Расшифровка
Посмотрите на таблицу и попробуйте расшифровать
Карточка №1 Расшифровать вопрос и ответить на него. |
С | Я | Т | Ч | А | И | – | К | Д | Я? |
А | О | Е | Я | С | Ч | П | А | Е | И |
М | Т | Л | А | Т | Е | Р | Н | Й | В |
О | С | Ь | Н | Ь | Р | И | З | С | Т |
Ответ: Самостоятельная часть речи – признак действия? (Причастие) |
Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие? Например: играющий, дышащий.
Карточка №2 |
С | Я | Т | Ч | А | И | – | Ч | Н | Т | В |
А | О | Е | Я | С | Ч | Д | О | О | С | И |
М | Т | Л | А | Т | Е | О | В | Е | Й | Е |
О | С | Ь | Н | Ь | Р | Б | А | Д | Е | ? |
Ответ: Самостоятельная часть речи – добавочное действие? (Деепричастие) |
Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Например: играя, прыгая.
Наречие - самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? где?
Синонимы:
наотмашь-размахнувшись, с размаху (ударил наотмашь)
замуж - вступить в брак, жениться (вышла замуж)
прочь - уйди, уходи (пошел прочь)
невтерпеж - не терпится, невозможно (было невтерпеж)
вскачь - быстро, во весь дух (помчался вскачь)
навзничь - лицом вверх, на спине (упала навзничь)
настежь - открыто, нараспашку, совсем (открыть настежь окно)
Конкурс 2. Игра «Верни на место».
1.Определите правильное месторасположение причастий и деепричастий.
делить неубитого шкуру медведя (делить шкуру неубитого медведя);
не покладая работать рук (работать не покладая рук - очень старательно, без перерывов выполнять какую-то работу)
слушал развесив ложь уши (слушал ложь, развесив уши - заслушиваться ("один врет, другой уши развесил");
добился взяв своего быка за рога (добился своего, взяв быка за рога - решительно приступить к делу).
Учитель: Ибрагим я тебе дала задание - узнать откуда этот фразеологизм вошел в наш обиход.
Ученик: Это из басни «Медведь и два охотника» французского писателя XVII века — Лафонтена. Герои басни — самонадеянные охотники, которые взяли задаток за шкуру ещё неубитого медведя, на эти деньги выпили, закусили, а потом с лёгким сердцем отправились в лес. Однако в результате сами чуть не пали от медвежьих лап… Товарищ у него спросил: «Скажи, что на ухо тебе он говорил?» — Что по порядку должно Медведя наперёд убить. А после этого уж можно и мех продать и пить.
Выражение «Делить шкуру неубитого медведя» обычно употребляют в смысле «строить ни на чём необоснованные расчёты» или «рассуждать о выгодах ещё нереализованного плана».
2.Определите правильное местоположение причастного оборота.
2. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 2.Бабочки готовы к размножению, перезимовавшие после таяния снега. 4.Со всех сторон омываемая водой остров – это часть суши. |
Ответы |
2. Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костер. 3. Бабочки, перезимовавшие после таяния снега, готовы к размножению. 4. Остров – это часть суши, со всех сторон омываемая водой. |
Учитель:А вы знаете ребята что, существуют даже бабочки-«вампиры». Они обитают в тропиках Азии, где они пьют кровь буйволов.
Физкультминутка
Учитель: Вот вы разобрали предложения. Посмотрите это предложение «Остров – это часть суши, со всех сторон омываемая водой.»
Учитель: Что такое остров?
О́стров — участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море или реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива.
Учитель: Давайте, мы посмотрим небольшой ролик про острова. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=pEiYzfcRMa8
Учитель: Какой остров вам запомнился?
Учитель: Мне, например, запомнился остров в форме сердца.
Частный остров Мейкпис, имеющий форму сердца, расположен в протоке реки Нуса, неподалеку от восточного побережья Австралии и принадлежит сэру Ричарду Брэнсону - британскому предпринимателю. Первоначально Мейкпис должен был стать местом отдыха семьи и друзей владельцев, однако сейчас аренда целого острова доступна всем желающим.
- Что такое Австралия?
Австралия – шестая в мире страна по размеру территории, и это единственное государство, занимающее целый континент.
Подготовка к ЕГЭ.
Задание7,тест 4
Учитель: Я вам говорила, ребята, только в 7 классе тему"Деепричастие","Причастие" проходим подробно. И в заданиях ЕГЭ встречаются эти темы. Попробуйте найти соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Находим ошибки, исправляем, объясняем.
Учитель: Так чем же отличается деепричастный оборот от причастного?
Игра "Перевертыши"
Учитель: Саиду давала составить слайд с иллюстрациями на тему "Фразеологизмы с деепричастиями", а мы попробуем заменить их наречиями либо словосочетаниями с другими частями речи.
сидеть сложа руки - лениться, бездействовать
бежать сломя голову -быстро
работать непокладая рук-усердно, старательно
работать засучив рукава - энергично, много и усердно
слушать затаив дыхание - сосредоточенно, напряженно вслушиваясь
Конкурс 3.
1. «А ну-ка, отгадай!»
– Очень часто причастия и деепричастия можно встретить в загадках.
Можно использовать следующие загадки:
1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж)
2. В воде родившись, всю жизнь воды и боится. (Соль)
3. На потолке висит сито, не руками свито. (Паутина)
4. Падают с ветки шелестящие монетки. (Листья)
5. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)
6. Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит. (Гусь)
7. Без рук, без топорёнка
Построена избенка. (Гнездо)
2. Синквейн
Придумать синквейны к слову деепричастие, причастие и наречие.
Депричастие
Неизменяемое, самостоятельное (отглагольное)
Принадлежит, обозначает, примыкает (дополняет)
Соединяет в себе признаки глагола и наречия
Форма глагола
Причастие
Действительное, страдательное
Обозначает, образует, переходит (Образуется, изменяется, делится)
Обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного(Образуется, изменяется, делится)
Часть речи
Наречия.
Неизменяющиеся, сложные (несклоняемое, неспрягаемое,неизменяемое)
поясняет , уточняет,раскрывает
В предложении наречия – обстоятельства.
Самостоятельная часть речи (Обогащает нашу речь)
Уточнение
Итоги урока.
Ребята, я сегодня не затронула темы не с этими частями речи, так как мы полностью тему наречие не прошли, но мы обязательно проведем один урок , посвященное не с частями речи.
- Что удалось повторить на уроке?
- Как думаете, достигли мы цели урока?
- А эпиграф правильно подобрали?
Домашняя работа.
Повторяем параграфы 38-39,
Упр.№ 251