Урок-игра МХК в 10-11 классе.
«Умники и умницы»
Цель урока: Обобщение знаний, полученных учащимися на протяжении трёх четвертей.
Задачи урока: Знать названия и авторов картин, как русских, так и зарубежных художников 15 – 19 век, уметь передать словами свои чувства, которые вызывает данная репродукция с картины, уметь говорить.
Оборудование урока: парты расставлены в необычной форме, отведено место для жюри, на доске отмечены три дорожки жёлтая, красная и зелёная , приготовлены ордена в виде открывающихся коробочек (для юношей и девушек разного цвета), репродукции с картин художников.
Этапы урока:
1.Объявление начала игры, представление жюри.
2. Выбор трёх игроков: всем детям дано задание: Расставить правильно знаки препинания в данных стихотворениях. Самая лучшая работа даст возможность выбрать дорожку первым.
При выборе дорожки объясняю, на какой дорожке сколько вопросов будет задано и сколько раз можно ошибиться.
3. Вопросы.
Зелёная дорожка: 3 хода – 2 ошибки.
1. Иван Крамской. Расскажите о нём и его картине «флоксы»
(подсказка: ваза ультрамариновая)
2. Назовите автора и название данной картины (И. Крамской «Неизвестная»)
3. Его называли царём леса, его пейзажи с фотографической точностью передавали красоту русской природы. Его сосны просто неподражаемы, но есть у него и картина «Утро в дубовом лесу». (И.И. Шишкин 1832-1898)
Не подскажете ли, кто на этой картине написал медведей?
(Друг художника Конст. Савицкий.)
Жёлтая дорожка, 2 вопроса.
1. Художник – баталист, показал другое лицо войны, не героическое, а страшное, жестокое. Сам участвовал в трёх войнах, подвергался нападению диких животных, считал, что тот только сможет изобразить войну, кто сам бывал в её переделках.
(Василий Васильевич Верещагин. «Апофеоз войны» 1871, «Смертельно раненый»1873)
Английский художник посвятил его картине «лунная ночь» стихи на итальянском языке, у него 6000 полотен, жизнь его была «одной из счастливейших человеческих жизней»
2. Первые его работы на заборах Феодосии были замечены губернатором Казначеевым, с его помощью будущий художник и поступил в академию художеств в Петербурге.
(Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»)
Красная дорожка. один вопрос
1. Кого изобразил французский художник Огюст Ренуар, на одной из своих картин, которая соотносится к буфетчицам Моне и прачкам Дега?
(Подавальщица из ресторанчика, это один из дешёвых парижских ресторанчиков, которые содержал мясник Дюваль, художник вероятно пригласил её к себе, попросив позировать в том виде, в каком она была на своей работе)
Вопросы для теоретиков:
1.Расскажите, что изображено на картине сибирского художника, из Красноярска. Подсказка: главный герой прекрасен, молод и горяч, как впрочем и его вороной конь. Это единственная картина, где изображено настоящее время, время в котором жил художник, все его остальные картины – исторические: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове»
Вас. Иван. Суриков «Взятие снежного городка», если ответил: Что это за городок?
2.Поэзию весны, осени пишет в своих картинах этот русский пейзажист, его картины тонко и щедро рассказывают о красоте русской природы. «Весна. Большая вода», белый стих звучит в названии картины. «Сумерки. Стога», «Осенний день. Сокольники».
Исаак Ильич Левитан. 1860-1900
Примечание: Все репродукции после ответов обязательно показывать.
Итог урока: награждение орденом умника или умницы.