Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
БУП.01 «Русский язык»
по профессии/ специальности СПО
43.01.09 Повар, кондитер
г. Поворино
УРОК- ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕМЕ:
«Взаимосвязь языка и культуры»
ИФО
ЦЕЛЬ: творческая самореализация студентов, расширение их кругозора,
сформировать основные навыки коллективной деятельности
По завершению урока студент должен знать, уметь, иметь практический опыт:
1.формирвание и развитие познавательных интересов
2.развитие коммуникативных навыков
3. воспитание любви к русскому языку
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности:
Карточки, иллюстрации
Задание:
Записать тему урока, подготовиться к заданиям
Ход работы:
Организационный этап (на столах- тетради, на доске –задания)
1. Мотивационный этап. Погружение в проблему.
1.Вопросы: 1 Ведущий:
В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание?
а) отчий дом:
б) висячий шкаф;
в) заячий тулуп;
г) жгучий мороз;
д) колючий ёж.
2 Ведущий: вопросы:
2. Сколько существительных мужского рода здесь представлено?
Плацкарты, овощи, ворота, колени, оладьи, побережья, рельсы, погоны, санатории, чернила, туфли, ботинки, ботфорты, кроссовки.
3. В чём особенность склонения слова забытьё?
4. Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся?
5. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
лоб | |
| ланита |
глаза | |
рот | |
| выя |
грудь | |
туловище | |
| рамена |
правая рука | |
| шуйца |
| длань |
палец | |
2. Актуализация опорных знаний. Организация деятельности.
Доклад на тему: «Взаимосвязь языка и культуры».
Эксперт:
Представляя героиню романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал:
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим,
И что ж? Оно приятно, звучно,
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах)…
3 Ведущий: Интервью:
Ниже перечислены произведения русской литературы 18-19 вв.
Героини каких из них носили исконно русские имена?
А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
Б. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого;
Д. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
Е. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
Ж. «Светлана» В.А. Жуковского;
3. «Ася» И.С. Тургенева;
И. «Ревизор» Н.В. Гоголя.
4 Ведущий: Интервью:
6. В каких странах мира вы сможете прочесть вывески и названия улиц, даже если вы не знаете никакого другого языка, кроме русского?
7. Даны пары синонимов. В какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных?
Отменить – аннулировать; путешествие – вояж; доброволец – волонтёр; черта – линия; изящество – грация; купец – торговец; промышленность – индустрия.
8. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.
Оппонент:
А. Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегают ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.
Б. Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.
В. Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.
3.Основная часть урока. Осуществление деятельности.
Эксперт: Вопросы:
Какую из этих фраз можно понять только одним способом?
А. Мать любит дочь.
Б. Роняет лес багряный свой убор (А.С. Пушкин).
В. Как заинтересовали её картины моего друга!
Г. Я люблю читать книги по истории.
Д. Дядю Олега угощали чаем с вареньем.
9. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.
10. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным в этих строках:
а) М. Горький;
б) В. Маяковский;
в) В. Брюсов;
г) М. Цветаева;
д) А. Ахматова.
1. Сласть слёз солёных знала Изергиль,
И сладость слёз солёных впита Мальвой.
Под каждой кофточкой, под каждой тальмой –
Цветов сердец зиждительная пыль.
2. Послушница обители любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел-то святости непоправим.
3. Поёт он гимны всем семи грехам,
Непревзойдённый в митинговой глотке.
Истороиков о нём тоскуют плётки
Пройтись по всем стихозопотрохам.
11. Определите художественно-изобразительные средства языка:
1. Зачем, когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора?
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть ступени дней? _____________________________________________________
2. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут. (А. Пушкин) __________________________________________
3. Ступеньки вверх,
Ступеньки вниз –
Кружится голова. _______________________________________________________________
4. Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин) _________________________________________
5. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский) ______________________________
6. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке) _________________________________________
Заключительный этап.
Ведущий: Вопросы:
Придумайте текст радиорекламы орфоэпического словаря русского языка.
Карточки с заданиями
Задание № 1. А. В.
Задание № 2. Овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок, ботфорт.
Задание № 3. Это единственное существительное на –ье, имеющее в предложном падеже окончание –и.
Задание № 4. У глагола НЕЙМЁТСЯ нет неопределённой формы.
Задание № 5.
лоб | чело |
щека | ланита |
глаза | очи |
рот | уста |
шея | выя |
грудь | перси |
туловище | стан |
плечи | рамена |
правая рука | десница |
левая рука | шуйца |
ладонь | длань |
палец | перст |
Задание № 6. Только Светлана – героиня одноимённой баллады Жуковского. Остальные героини, включая упомянутую пушкинскую Татьяну, носили имена греческого, латинского и древнееврейского происхождения.
Задание № 7. В Белоруссии, Украине и Болгарии.
Задание № 8. В паре КУПЕЦ – ТОРГОВЕЦ оба синонима исконно русские слова, тогда как в остальных парах одно из слов заимствованное.
Задание № 9. А. КАША – каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.
Б. МАСЛО – как сыр в масле катается, подлить масла в огонь, чепуха на постном масле.
В. КАРМАН – лезть за словом в карман, не по карману, держи карман шире.
Задание № 10. Только предложение Г можно понять однозначно.
Задание № 11. Лишним является слово КИТАЙКА, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.
Задание № 12. 1а, 2д, 3б.
Задание № 13.
1 – риторический вопрос;
2 – параллелизм;
3 – анафора, антитеза;
4 – эпитет;
5 – метонимия;
6 – ирония.
Подведение итогов: слово эксперта
Оформление отчета
Вопросы и задания.
Подведение итогов.
Контрольные вопросы
Как связаны между собой язык и культура?
Напишите сочинение-эссе на одну из тем.
ЛИТЕРАТУРА
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Литература. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.: базовый уровень-3 изд-287 .– М.: «Просвещение», 201
2.Егорова Н.Е. «Поурочные разработки по русскому языку»,11 кл.-М :«Вако»,208 с.,2016
3.Шклярова Т.В. «Сборник диктантов по русскому языку»(пособие для преподавателей_.-М.: «Грамотей»-2-е издание , 136 с.,2016
4. Сенина Н.А. «Русский язык .Подготовка к ЕГЭ»(справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты)-Учебно-методическое пособие.-Ростов –на-Дону:Легион,2016,-489с.2016
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.«Открытый класс»-сайт учителей.
2.Российский общеобразовательный портал.