СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра взаимосвязь языка и культуры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра взаимосвязь языка и культуры»





Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»


(Поворинский филиал ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)















ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

БУП.01 «Русский язык»




по профессии/ специальности СПО


43.01.09 Повар, кондитер















г. Поворино


УРОК- ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕМЕ:


«Взаимосвязь языка и культуры»


ИФО

ЦЕЛЬ: творческая самореализация студентов, расширение их кругозора,

сформировать основные навыки коллективной деятельности


По завершению урока студент должен знать, уметь, иметь практический опыт:

1.формирвание и развитие познавательных интересов

2.развитие коммуникативных навыков

3. воспитание любви к русскому языку

Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)


Необходимые принадлежности:

Карточки, иллюстрации

Задание:

Записать тему урока, подготовиться к заданиям


Ход работы:

Организационный этап (на столах- тетради, на доске –задания)

1. Мотивационный этап. Погружение в проблему.

1.Вопросы: 1 Ведущий:


В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание?

а) отчий дом:

б) висячий шкаф;

в) заячий тулуп;

г) жгучий мороз;

д) колючий ёж.

2 Ведущий: вопросы:

2. Сколько существительных мужского рода здесь представлено?

Плацкарты, овощи, ворота, колени, оладьи, побережья, рельсы, погоны, санатории, чернила, туфли, ботинки, ботфорты, кроссовки.


3. В чём особенность склонения слова забытьё?


4. Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся?


5. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.

лоб



ланита

глаза


рот



выя

грудь


туловище



рамена

правая рука



шуйца


длань

палец



2. Актуализация опорных знаний. Организация деятельности.

Доклад на тему: «Взаимосвязь языка и культуры».

Эксперт:

Представляя героиню романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал:

Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим,

И что ж? Оно приятно, звучно,

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей! Мы все должны

Признаться: вкусу очень мало

У нас и в наших именах

(Не говорим уж о стихах)…

3 Ведущий: Интервью:

Ниже перечислены произведения русской литературы 18-19 вв.

Героини каких из них носили исконно русские имена?

А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова;

Б. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;

В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;

Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого;

Д. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;

Е. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;

Ж. «Светлана» В.А. Жуковского;

3. «Ася» И.С. Тургенева;

И. «Ревизор» Н.В. Гоголя.

4 Ведущий: Интервью:

6. В каких странах мира вы сможете прочесть вывески и названия улиц, даже если вы не знаете никакого другого языка, кроме русского?


7. Даны пары синонимов. В какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных?

Отменить – аннулировать; путешествие – вояж; доброволец – волонтёр; черта – линия; изящество – грация; купец – торговец; промышленность – индустрия.


8. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.

Оппонент:

А. Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегают ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.

Б. Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.

В. Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.


3.Основная часть урока. Осуществление деятельности.

Эксперт: Вопросы:

Какую из этих фраз можно понять только одним способом?

А. Мать любит дочь.

Б. Роняет лес багряный свой убор (А.С. Пушкин).

В. Как заинтересовали её картины моего друга!

Г. Я люблю читать книги по истории.

Д. Дядю Олега угощали чаем с вареньем.


9. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.


10. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным в этих строках:

а) М. Горький;

б) В. Маяковский;

в) В. Брюсов;

г) М. Цветаева;

д) А. Ахматова.


1. Сласть слёз солёных знала Изергиль,

И сладость слёз солёных впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой –

Цветов сердец зиждительная пыль.


2. Послушница обители любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки.

Удел-то святости непоправим.


3. Поёт он гимны всем семи грехам,

Непревзойдённый в митинговой глотке.

Истороиков о нём тоскуют плётки

Пройтись по всем стихозопотрохам.


11. Определите художественно-изобразительные средства языка:

1. Зачем, когда придёт пора,

Мы гоним детство со двора?

Зачем стараемся скорей

Перешагнуть ступени дней? _____________________________________________________


2. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут. (А. Пушкин) __________________________________________


3. Ступеньки вверх,

Ступеньки вниз –

Кружится голова. _______________________________________________________________


4. Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин) _________________________________________


5. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский) ______________________________


6. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке) _________________________________________


Заключительный этап.

Ведущий: Вопросы:

Придумайте текст радиорекламы орфоэпического словаря русского языка.


Карточки с заданиями


Задание № 1. А. В.


Задание № 2. Овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок, ботфорт.


Задание № 3. Это единственное существительное на –ье, имеющее в предложном падеже окончание –и.


Задание № 4. У глагола НЕЙМЁТСЯ нет неопределённой формы.


Задание № 5.


лоб

чело

щека

ланита

глаза

очи

рот

уста

шея

выя

грудь

перси

туловище

стан

плечи

рамена

правая рука

десница

левая рука

шуйца

ладонь

длань

палец

перст


Задание № 6. Только Светлана – героиня одноимённой баллады Жуковского. Остальные героини, включая упомянутую пушкинскую Татьяну, носили имена греческого, латинского и древнееврейского происхождения.


Задание № 7. В Белоруссии, Украине и Болгарии.


Задание № 8. В паре КУПЕЦ – ТОРГОВЕЦ оба синонима исконно русские слова, тогда как в остальных парах одно из слов заимствованное.


Задание № 9. А. КАША – каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.

Б. МАСЛО – как сыр в масле катается, подлить масла в огонь, чепуха на постном масле.

В. КАРМАН – лезть за словом в карман, не по карману, держи карман шире.


Задание № 10. Только предложение Г можно понять однозначно.


Задание № 11. Лишним является слово КИТАЙКА, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.


Задание № 12. 1а, 2д, 3б.


Задание № 13.

1 – риторический вопрос;

2 – параллелизм;

3 – анафора, антитеза;

4 – эпитет;

5 – метонимия;

6 – ирония.

Подведение итогов: слово эксперта


Оформление отчета


  1. Вопросы и задания.

  2. Подведение итогов.

Контрольные вопросы


  1. Как связаны между собой язык и культура?

  2. Напишите сочинение-эссе на одну из тем.




ЛИТЕРАТУРА



1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Литература. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.: базовый уровень-3 изд-287 .– М.: «Просвещение», 201



2.Егорова Н.Е. «Поурочные разработки по русскому языку»,11 кл.-М :«Вако»,208 с.,2016

3.Шклярова Т.В. «Сборник диктантов по русскому языку»(пособие для преподавателей_.-М.: «Грамотей»-2-е издание , 136 с.,2016

4. Сенина Н.А. «Русский язык .Подготовка к ЕГЭ»(справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты)-Учебно-методическое пособие.-Ростов –на-Дону:Легион,2016,-489с.2016


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


1.«Открытый класс»-сайт учителей.

2.Российский общеобразовательный портал.